А. Герасимов "После дождя": описание картины, средства художественной выразительности. Сочинение по картине "После дождя" А. М. Герасимова

Холст, масло. 78 х 85
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 22501

К 1935 году, написав множество портретов В. И. Ленина, И. В. Сталина и других советских руководителей, А. М. Герасимов выдвинулся в крупнейшие мастера соцреализма. Устав от борьбы за официальное признание и успех, он уехал отдохнуть в свой родной и любимый город Козлов. Здесь и была создана «Мокрая терраса».

Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.

Митя, скорее палитру! - закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину. Картина, которую брат назвал „Мокрая терраса“, возникла с молниеносной быстротой - она была написана в течение трех часов. Наша скромная садовая беседка с уголком сада получила под кистью брата поэтическое выражение».

Вместе с тем картина, возникшая спонтанно, написана неслучайно. Живописный мотив освеженной дождем природы привлекал художника еще в годы учения в Училище живописи. Ему удавались мокрые предметы, крыши, дороги, трава. Александр Герасимов, быть может, сам не догадываясь, шел к этой картине долгие годы и подспудно хотел увидеть воочию то, что мы сейчас видим на полотне. В противном случае он мог просто не обратить внимания на залитую дождем терраску.

В картине нет натужности, нет переписанных кусков и придуманного сюжета. Она действительно написана на одном дыхании, таком же свежем, как и дыхание зеленой листвы, омытой дождем. Образ подкупает непосредственностью, в нем видна легкость чувств художника.

Художественный эффект картины во многом предопределила высокая живописная техника, построенная на рефлексах (См. фрагмент). «На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на мокрую поверхность стола - розоватые, голубые. Тени красочны, даже многоцветны. Отражения на покрытых влагой досках отливают серебром. Художник использовал лессировки, нанося поверх просохшего слоя новые слои краски - полупрозрачные и прозрачные, словно лаковые. Наоборот, некоторые детали, например садовые цветы, написаны пастозно, подчеркнуто фактурными мазками. Мажорную, приподнятую ноту вносит в картину контражур, прием освещения сзади, в упор, крон деревьев чем-то отдаленно напоминающих мерцающие витражи» (Купцов И. А. Герасимов. После дождя // Юный художник. 1988. № 3. С. 17.).

В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Я полагаю, что это лучшая картина А. М. Герасимова. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.

Александр Михайлович Герасимов - яркий представитель соцреализма в живописи. Прославился он портретами, изображающими партийных лидеров. Но есть в его творчестве и очень лиричные работы, пейзажи, натюрморты, изображения русского быта. Благодаря им и известен сегодня «После дождя» (описание картины, история создания, выразительности) - вот тема этой статьи.

биографическая справка

Герасимов А.М. родился в семье купца из города Козлова (современный Мичуринск) Тамбовской области 12 августа 1881 года. В этом городке прошли его детство и юность, сюда он любил приезжать и тогда, когда стал известным художником.

С 1903 по 1915 год обучался в московском художественном училище, сразу после окончания которого был мобилизован на фронт, шла Первая мировая война. С 1918 по 1925 художник жил и работал в родном городе, а затем вернулся в Москву, вступил в ассоциацию художников и через несколько лет стал ее президентом.

Герасимов А.М. пережил периоды взлетов и падений, был любим художником Сталина, получил большое количество профессиональных наград и званий. А во времена Хрущева попал в немилость.

Умер художник в 1963 году, за 3 недели до своего 82 дня рождения.

Творческий путь художника

Герасимов учился у крупнейших живописцев конца XIX - начала XX веков - К.А. Коровина, А.Е. Архипова, В начале творческого пути он писал преимущественно картины народного быта, изображал русскую природу с ее скромной и трогательной красотой. В этот период были созданы: «Рожь покосили» (1911), «Зной» (1912), «Букет цветов. Окно» (1914).

В советское время художник обратился к У Герасимова обнаружился талант удивительно точно схватывать характерные черты, добиваясь большого портретного сходства. Постепенно среди героев его полотен начинают преобладать люди высокопоставленные, партийные лидеры и вожди: Ленин, Сталин, Ворошилов и другие. Его картины отличаются торжественным настроением и не лишены несколько плакатного пафоса.

К середине 30-х годов XX века художник стал крупнейшим представителем соцреализма в живописи. В 1935 он уехал в родной город, чтобы отдохнуть от работы и провести время со своей семьей. Именно в Козлове написал А.М. Герасимов «После дождя» - картину, которая принесла ему славу прекрасного пейзажиста.

В годы сталинского правления Герасимов занимал ответственные руководящие посты. Возглавлял Московское отделение Союза Художников, Ассоциацию советских художников, Академию художеств СССР.

История картины «После дождя» Герасимова

Об истории создания картины рассказала в свое время сестра художника. Семья отдыхала на террасе своего дома, когда неожиданно начался сильный дождь. Но Александр Михайлович не стал прятаться от него, как это сделали остальные домочадцы. Он был потрясен тем, как капли воды, скопившиеся на листве, на полу, на столе, переливаются разными цветами, каким свежим и прозрачным стал воздух, как, обрушившись на землю ливнем, начинало светлеть и проясняться небо. Он велел принести ему палитру и всего лишь за три часа создал потрясающий по своей выразительности пейзаж. Назвал эту картину художник Герасимов - «После дождя».

Однако пейзаж, написанный так быстро и стремительно, не был случайным в творчестве художника. Еще во время обучения в училище он любил изображать мокрые предметы: дороги, растения, крыши домов. Ему удавалось передать блики света, яркие, омытые дождем краски. Возможно, многие годы шел к этому пейзажу А.М. Герасимов. «После дождя» стала итогом творческих исканий в этом направлении. Не было бы такой предыстории, не увидели бы мы описываемого полотна.

А.М. Герасимов «После дождя»: описание картины

Сюжет картины удивительно прост и лаконичен. Угол деревянной террасы, букет цветов на круглом обеденном столе и сочная зелень листвы, составляющая фон. По блеску деревянных поверхностей зритель понимает, что недавно закончился сильный дождь. Но влага не создает ощущение сырости и неуюта. Наоборот, кажется, что ливень приглушил летний зной и наполнил пространство свежестью.

Чувствуется, что картина создана на одном дыхании. В ней нет натужности и тяжеловесности. Она впитала настроение художника: легкое, умиротворенное. Зелень деревьев и цветы в букете написаны слегка небрежно. Но зритель легко прощает это художнику, понимая, что тот торопился, чтобы успеть уловить это прекрасное мгновение гармонии с природой.

Выразительные средства

Этот пейзаж (А.М. Герасимов «После дождя»), описание картины, выразительные средства, использованные художником, дают искусствоведам основание говорить о высокой живописной технике автора. Несмотря на то что картина выглядит просто и даже небрежно, в ней проявился талант мастера. Дождевая вода сделала краски более насыщенными. Деревянные поверхности не только блестят, но и отражают цвет зелени, цветов и солнца, отливают серебром и золотом.

Привлекает внимание и опрокинутый стакан на столе. Такая, казалось бы, незначительная деталь многое проясняет, делает сюжет легко читаемым. Становится понятно, что дождь начался неожиданно и стремительно, застал людей врасплох, заставил их спешно собирать со стола посуду. Только один стакан да букет садовых цветов были забыты.

Одной из своих лучших работ считал сам А.М. Герасимов - «После дождя». Описание картины, представленное в этой статье, показывает, что эта работа одна из самых значительных не только в творчестве художника, но и во всей советской живописи.

Художник Александр Михайлович Герасимов стоял у истоков нового, советского живописного искусства. Его кисти принадлежит множество официальных, «парадных» и неформальных, «бытовых» портретов руководителей первых лиц государства, в том числе Ленина и Сталина, представителей большевистской, коммунистической интеллигенции. Запечатлел он и важнейшие события в жизни страны – запуск станции метрополитена, круглую дату празднования Октябрьской революции. Многократный лауреат Сталинской премии, награжденный медалями и орденами, в том числе орденом Ленина, заслуженный деятель искусств, Первый президент Академии художеств, Александр Михайлович в то же время главными в своем творчестве считал не эти работы. Самым дорогим его детищем был небольшой холст, очень простой по сюжету, в котором, однако, отразилась истинная душа большого Художника, Мастера.

«Мокрая терраса»

Это картина Герасимова «После дождя», второе название которой – «Мокрая терраса». Она известна каждому школьнику вот уже которого поколения, включена в школьную программу в качестве пособия по обучению написанию сочинений. Репродукции с полотна помещены в учебники по русскому языку для 6-7 классов (разной редакции). Сама же картина Герасимова «После дождя» находится в одном из выставочных залов Третьяковской галереи. Написана она маслом на холсте, размер произведения небольшой – 78 на 85 см. Перед полотном неизменно толпятся зрители, внимательно вглядываются в детали, изучают, любуются, впитывают в себя.

Лучшее творение

В советской живописи, особенно первой половины 20 века, насчитывается совсем немного работ такого типа, как картина Герасимова «После дождя». Тонкий лиризм, удивительно точная передача поэтически чистой, свежей атмосферы летней природы, омытой дождем, сочный колорит, особая энергетика – все это делает работу художника совершенно особенной. Недаром мастер ее и только ее считал лучшим своим творением. Время подтвердило расстановку приоритетов. Конечно, яркий талант автора наглядно демонстрируется и в других его работах. Но именно картина Герасимова «После дождя» пережила идеологические бури и споры и оказалась вне времени, вне политизации искусства, доказав свою настоящую эстетическую ценность.

Создание шедевра

Давайте перенесемся в далекий 1935 год. Что происходит в это время в СССР? Во-первых, 7 Съезд Советов, знаменательный важными государственными решениями. Съезд ударников-колхозников, на котором трудовое крестьянство рапортует правительству о верности выбранному курсу. Начинается движение ткачей-многостаночников. Осуществляется запуск первой линии московского метро. Находясь в самой гуще событий, Герасимов откликается на них ярким, самобытным творчеством. К 1935 году он выдвигается в первые ряды лучших мастеров социалистической живописи. Однако все явственнее чувствует художник некий душевный надлом, усталость и желание забросить все и уехать на родину, в далекий провинциальный городок Козлов, что на Тамбовщине – отдохнуть.

Там и была написана картина Герасимова «После дождя». История создания шедевра дошла до нас в воспоминаниях его сестры. Художник был восхищен совершенно преображенным после сильнейшего ливня садом, мокрой террасой, сверкающей, словно зеркало, необыкновенной свежестью и благоуханием воздуха, самой необычной атмосферой, царящей в природе. В лихорадочном нетерпении взявшись за палитру, Александр Михайлович на одном дыхании, всего лишь за 3 часа написал полотно, которое вошло в золотой фонд русской и советской пейзажной живописи.

Приступая к анализу произведения (элемент урока)

Как уже говорилось, в школьном курсе разбирается картина Герасимова «После дождя». Сочинение по ней помогает развить навыки связной письменной речи, творческие способности учащихся, способствует формированию эстетического вкуса, тонкого восприятия природы. Давайте и мы приобщимся к замечательному полотну. В каком году была написана картина Герасимова «После дождя», мы уже знаем, – в 1935-м, летом. На переднем плане мы видим уголок деревянной террасы. Она ослепительно блестит, словно тщательно отполирована и покрыта лаком. Только-только закончился сильнейший летний ливень. Природа еще не успела прийти в себя, вся встревожена и взъерошена, и последние капли еще нет-нет да и срываются с гулким стуком на деревянные половицы. Темно-коричневые, со стоящими лужами, они отражают как зеркало каждый предмет. Пробивающееся солнышко оставляет на полу свои теплые золотистые отблески.

Передний план

Чем необычна картина Герасимова «После дождя»? Описание полотна сложно делать по частям, фрагментам. Потрясающее впечатление оказывает оно на зрителя целиком. Каждая деталь работы Герасимова значима и гармонична. Вот перила и скамейка. Ближе к внутренней части веранды они темнее, так как эта часть террасы освещена меньше. А вот там, куда попадает еще редкое солнышко, все больше золотистых бликов, и сам цвет дерева теплых, желто-коричневых оттенков.

Слева от зрителя на террасе стоит стол на изящных резных ножках. Фигурная столешница, темная сама по себе, кажется совсем черной оттого, что древесина мокрая. Как и все вокруг, она зеркально сверкает, отражая и перевернутый стакан, и кувшин с букетом, и все больше светлеющее после грозы небо. Зачем понадобился художнику этот предмет мебели? Он органично вписывается в окружающую обстановку, без него терраса была бы пустой, создавала впечатление необжитой, неуютной. Стол вносит в картину намек на дружную семью, гостеприимные чаепития, радостную, сердечную атмосферу. Стеклянный стакан, перевернутый вихрем и чудом не упавший, говорит о том, какими сильными были ветер и ливень. Об этом же намекают растрепанные цветы в букете, рассыпанные лепестки. Белые, красные и розовые розы выглядят особенно трогательно и беззащитно. Зато мы можем представить себе, как сладко и нежно пахнут они сейчас, омытые дождем. Необыкновенно поэтично выглядит этот кувшин и розы в нем.

Задний план картины

А за пределами террасы шумит и буйствует сад. С мокрой листвы еще крупными бусинами скатываются дождевые капли. Она чистая, темно-зеленая, яркая, свежая, какой бывает только после освежающего ливня. Глядя на картину, начинаешь очень отчетливо ощущать пьянящий запах мокрой зелени и нагретой солнцем земли, цветов из сада и еще чего-то очень родного, близкого, дорогого, за что мы и любим природу. За деревьями видна крыша сарая, в просветах ветвей – белеющее, светлеющее после грозовья небо. Легкость, просветление, радость бытия чувствуем мы, любуясь замечательным произведением Герасимова. И учимся быть внимательными к природе, любить ее, замечать удивительную прелесть.

Наставниками А.М. Герасимова, замечательного советского художника, были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX вв. - А Е Архипов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин. У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, смелый мазок, сочный (хотя часто и грубоватый) колорит. В первую очередь Герасимов ощущал себя портретистом, хотя нередко обращался и к пейзажной живописи.

Один из ярких примеров пейзажа у Герасимова – картина «После дождя», написанная в 1914 году. На картине мы видим совсем немного: стол, на нем ваза с цветами и кружка и часть беседки, в которой находится художник. И, несмотря на такую незамысловатость композиции, картина привлекает внимание. Чем? Она передает настроение, главным образом – через цвет и свет. Холодные тона и водяные блики на дереве – такое бывает лишь после дождя. Художник увидел это и предал зрителю. Так же о том, что прошел дождь, говорит небрежно опрокинутый стакан. Скорее всего, кто-то находился в беседке, но в связи с сюрпризом погоды, поспешил укрыться в доме. Удивительно, как одна маленькая деталь дает возможность зрителю, домыслить, придумать свою историю. Тем самым, полотно Герасимова еще более интересно.

Цветовое решение картины, как было сказано, соответствует общему настроению. При написании деревьев используются не только зеленые холодные, но даже синие и черные цвета. Также хорошо показана фактура лакового стола, на мокрой поверхности которого целое буйство красок.

Из таких мелочей и деталей, художником создается картина, а у зрителя, в свою очередь, настроение и впечатление. Смело можно сказать, Герасимов – мастер своего дела.

Второй вариант сочинения:

План
1. Жанр картины
2. Описание картины:
а) мокрая терраса;
б) сад после дождя;
в) цветовая гамма картины
3. Настроение, которое создает картина

Картину А. Герасимова «После дождя» можно рассматривать и как натюрморт (изображение вазы с цветами на столе), и как пейзаж (описание сада), и как жанровую сцену без людей. Художника так вдохновил вид с террасы после дождя, что картина была написана за три часа.

Художнику удалось предать атмосферу после дождя. Глядя на картину, мы чувствуем запах мокрых листьев, влажность в воздухе. Удивительно, как Герасимов смог написать мокрые поверхности. На всем, что мы видим, лежат дождевые капли. Видимо летний ливень закончился недавно, потому что вода не успела высохнуть. Но уже сквозь листву пробиваются лучи яркого солнца. Его блики хорошо прописаны с помощью светлых красок.

Когда живописец работал над своим полотном, он стоял в глубине террасы. Поэтому на первом плане открывается вид на террасу после дождя. Сбоку находится стол, на котором стоит ваза с цветами и перевернутый стакан. Наверное, он опрокинулся от сильного порыва ветра перед грозой. Скамейка и пол блестят от влаги под ярким солнечным светом.
На втором плане – изображается старый сад, который напитан влагой и свежестью. Для него художник выбрал зеленоватые, изумрудные, салатовые спокойные неяркие краски. Эффекта влаги создают серебристые тона.

Наш взгляд устремляется вдаль сада, благодаря искусному сочетанию художником темных красок на переднем плане, ярких – на среднем и совсем светлых – на заднем.

Герасимову удалось не только передать красоту момента, но и создать приподнятое настроение. Каждый, кто смотрит на картину, восхищается чистотой, свежестью природы, ощущает прохладу. Кажется, если притронешься к чему-то, останется мокрый след на руке.

Герасимов написал за свою творческую жизнь множество полотен, но картина «После дождя» была одной из самых любимых.



Александр Михайлович Герасимов
После дождя (Мокрая терраса)
Холст, масло. 78 х 85
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

К 1935 году, написав множество портретов В. И. Ленина, И. В. Сталина и других советских руководителей, А. М. Герасимов выдвинулся в крупнейшие мастера соцреализма. Устав от борьбы за официальное признание и успех, он уехал отдохнуть в свой родной и любимый город Козлов. Здесь и была создана «Мокрая терраса».

Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.

Митя, скорее палитру! - закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину. Картина, которую брат назвал „Мокрая терраса“, возникла с молниеносной быстротой - она была написана в течение трех часов. Наша скромная садовая беседка с уголком сада получила под кистью брата поэтическое выражение».

Вместе с тем картина, возникшая спонтанно, написана неслучайно. Живописный мотив освеженной дождем природы привлекал художника еще в годы учения в Училище живописи. Ему удавались мокрые предметы, крыши, дороги, трава. Александр Герасимов, быть может, сам не догадываясь, шел к этой картине долгие годы и подспудно хотел увидеть воочию то, что мы сейчас видим на полотне. В противном случае он мог просто не обратить внимания на залитую дождем терраску.

В картине нет натужности, нет переписанных кусков и придуманного сюжета. Она действительно написана на одном дыхании, таком же свежем, как и дыхание зеленой листвы, омытой дождем. Образ подкупает непосредственностью, в нем видна легкость чувств художника.

Художественный эффект картины во многом предопределила высокая живописная техника, построенная на рефлексах. «На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на мокрую поверхность стола - розоватые, голубые. Тени красочны, даже многоцветны. Отражения на покрытых влагой досках отливают серебром. Художник использовал лессировки, нанося поверх просохшего слоя новые слои краски - полупрозрачные и прозрачные, словно лаковые. Наоборот, некоторые детали, например садовые цветы, написаны пастозно, подчеркнуто фактурными мазками. Мажорную, приподнятую ноту вносит в картину контражур, прием освещения сзади, в упор, крон деревьев чем-то отдаленно напоминающих мерцающие витражи» (Купцов И. А. Герасимов. После дождя // Юный художник. 1988. № 3. С. 17.).

В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Я полагаю, что это лучшая картина А. М. Герасимова. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.