Роман евгений онегин тема и идея произведения. Нравственные проблемы в романе евгений онегин

» (из статей 8, 9)

«Прежде всего, в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. Историческое достоинство этой поэмы тем выше, что она была на Руси и первым и блистательным опытом в этом де. В ней Пушкин является не просто поэтом только, но и представителем впервые пробудившегося общественного самосознания — заслуга безмерная!

…Форма романов вроде «Онегина» создана Байроном… Байрон писал о Европе для Европы… эта личность… стремилась… к суду над его прошедшею и настоящею историею… Пушкин писал о России для России… он далек был от того, чтобы соблазниться создать что-нибудь в байроновском роде, пиша русский роман… И зато его «Онегин» — в высшей степени оригинальное и национально-русское произведение. Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова — «Горе от ума» — стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе. До этих двух произведений, как мы уже и заметили выше, русские поэты еще умели быть поэтами, воспевая чуждые русской действительности предметы, и почти не умели быть поэтами, принимаясь за изображение мира русской жизни…

…Вместе с «Онегиным» Пушкина его (Грибоедова) «Горе от ума» было первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении слова. В этом отношении оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, были школою, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь. Без «Онегина» был бы невозможен «Герой нашего времени », так же как без «Онегина» и «Горя от ума» Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины.

…Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи. Чтоб верно изображать какое-нибудь общество, надо сперва постигнуть его сущность, его особность, а этого нельзя иначе сделать, как узнав фактически и оценив философски ту сумму правил, которыми держится общество. У всякого народа две философии: одна ученая, книжная, торжественная и праздничная, другая — ежедневная, домашняя, обиходная. Часто обе эти философии находятся более или менее в близком соотношении друг к другу, и кто хочет изображать общество, тому надо познакомиться с обеими, но последнюю особенно необходимо изучить… И вот глубокое знание этой-то обиходной философии и сделало «Онегина» и «Горе от ума» произведениями оригинальными и чисто русскими.

К числу великих заслуг Пушкина принадлежит и то, что он вывел из моды и чудовищ порока и героев добродетели, рисуя вместо их просто людей.

В двадцатых годах текущего столетия русская литература от подражательности устремилась к самобытности: явился Пушкин. Он любил сословие, в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества и к которому принадлежал сам, и в «Онегине» он решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с ним и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху, то есть в двадцатых годах текущего столетия».

Характеристика Онегина

«Поэт очень хорошо сделал, выбрав себе героя из высшего круга общества. Онегин — отнюдь не вельможа, Онегин — светский человек…

…Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека! Это мало, многие добродушно верили и верят, что сам поэт хотел изобразить Онегина холодным эгоистом. Это уже значит — имея глаза, ничего не видеть. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям… Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств… в душе его жила поэзия… вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей. Невольная преданность мечтам, чувствительность и беспечность при созерцании красот природы и при воспоминании о романах и любви прежних лет — все это говорит больше о чувстве и поэзии, нежели о холодности и сухости. Дело только в том, что Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только людьми, но и самим собою. Дюжинные люди всегда довольны собою, а если им везет, то и всеми. Жизнь не обманывает глупцов; напротив, она все дает им, благо немногого просят они от нее — корма, пойла, тепла…

Онегин — добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность… В душе его еще тлелась искра надежды — воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на лоне природы, но он скоро увидел, что перемена мест не изменяет сущности некоторых неотразимых и не от нашей воли зависящих обстоятельств… Онегин — страдающий эгоист… Его можно назвать эгоистом поневоле…

Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотеть больше ничего знать…»

Характеристика Ленского и Ольги

«В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Тогда это было совершенно новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе.

Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, чистая душа и благородная. Но в то же время «он сердцем милый был невежда», вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. Действительность на него не имела влияния: его радости и печали были созданием его фантазии. Он полюбил Ольгу, — и что ему была за нужда, что она не понимала его, что, вышедши замуж, она сделалась бы вторым, исправленным изданием своей маменьки, что ей все равно было выйти — и за поэта, товарища ее детских игр, и за довольного собою и своею лошадью улана? Ленский украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых у ней не было и о которых она и не заботилась… Ленский видел в ней фею, сильфиду, романтическую мечту, нимало не подозревая будущей барыни. В простом желании Онегина подшутить над ним он увидел и измену, и обольщение, и кровавую обиду. Результатом всего этого была его смерть, заранее воспетая им в туманно-романтических стихах…

Люди, подобные Ленскому, при всех их неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистеров, или …делаются этими устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди просто, без претензий, пошлые. …Становя себя центром мира, они спокойно смотрят на все, что делается в мире, и твердят о том, что счастие внутри нас, что должно стремиться душою в надзвездную сторону мечтаний и не думать о суетах этой земли, где есть и голод, и нужда… Ленские не перевелись и теперь; они только переродились. В них уже не осталось ничего, что так обаятельно прекрасно было в Ленском… в них только претензии на великость и страсть марать бумагу. Все они поэты, и стихотворный балласт в журналах доставляется одними ими. Словом, это теперь самые несносные, самые пустые и пошлые люди.

…Ольга — существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чем не рассуждало, ни о чем не спрашивало, которому все было ясно и понятно по привычке и которое все зависело от привычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время».

Характеристика Татьяны

«Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину…

Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же; портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, впоследствии является только развившимся, но не изменившимся.

…Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины — ровное, светлое пламя; в противном случае — упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям… но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство. И все это без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур.

Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков с страстию к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал, и только разве тяжкое горе жизни могло потом разбудить его, да и то для того, чтоб сдержать страсть и подчинить ее расчету благоразумной морали… Дикое растение, вполне предоставленное самому себе, Татьяна создала себе свою собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожиравший ее внутренний огонь, что ее ум ничем не был занят.

Без книги она была бы совершенно немым существом, и ее пылающий и сохнущий язык не обрел бы ни одного живого, страстного слова, которым бы могла она облегчить себя от давящей полноты чувства. И хотя непосредственным источником ее страсти к Онегину была ее страстная натура, ее переполнившаяся жажда сочувствия, — все же началась она несколько идеально. Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению… И вдруг является Онегин. Он весь окружен тайною, его аристократизм, его светскость, неоспоримое превосходство над всем этим спокойным и пошЛым миром, среди которого он явился таким метеором, его равнодушие ко всему, странность жизни — все это произвело таинственные слухи/ которые не могли не действовать на фантазию Татьяны, не могли не расположить, не подготовить ее к решительному эффекту первого свидания с Онегиным. И она увидела его, и он предстал перед нею, молодой, красивый, ловкий, блестящий, равнодушный, скучающий, загадочный, непостижимый, весь неразрешимая тайна для ее неразвитого ума, весь обольщение для ее дикой фантазии… Есть женщины, которых внимание мужчина может возбудить к себе только равнодушием, холодностью и скептицизмом, как признаками огромных требований на жизнь или как результатом мятежно и полно пережитой жизни; бедная Татьяна была из числа таких женщин…

…Объяснение Онегина с Татьяною в ответ на ее письмо. Как подействовало на нее это объяснение, — понятно: все надежды бедной девушки рушились, и она еще глубже затворилась в себе для внешнего мира.

Итак, в Татьяне, наконец, совершился акт сознания (после посещения дома Онегина): ум ее проснулся. Она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Но поняла ли она, в чем именно состоят эти другие интересы и страдания, и если поняла, послужило ли это ей к облегчению ее собственных страданий? Конечно, поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И потому книжное знакомство с этим новым миром скорбей если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление: оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнью сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещение дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина.

Теперь перейдем прямо к объяснению Татьяны с Онегиным. В этом объяснении все существо Татьяны выразилось вполне. В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитою обществом, все: и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры, и резонерство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которою замаскирована рабская боязнь общественного мнения, и хитрые силлогизмы ума, светскою моралью парализовавшего великодушные движения сердца…

Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете — его мнение всегда будет ее идолом, и страх его суда всегда будет ее добродетелью…

…Татьяна — тип русской женщины… Восторженные идеалисты, изучившие жизнь и женщину по повестям Марлинского, требуют от необыкновенной женщины презрения к общественному мнению. Это ложь: женщина не может презирать общественного мнения, но может им жертвовать скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому, высшему закону — закону своей натуры, а ее натура — любовь и самоотвержение…»

«Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какою верностию, как полно и художественно изобразил он его! Мы не говорим о множестве вставочных портретов и силуэтов, вошедших в его поэму и довершающих собою картину русского общества, высшего и среднего; не говорим о картинах сельских балов и столичных раутов, — все это так известно нашей публике и так давно оценено ею по достоинству… Заметим одно: личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною, но в то же время по преимуществу артистическою. Вез де видите вы в нем человека, душою и телом принадлежащего к основному принципу, составляющему сущность изображаемого им класса; короче, везде видите русского помещика… Он нападает в этом классе на все, "что противоречит гуманности, но принцип класса для него — вечная истина… И потому в самой сатире его так много любви, самое отрицание его так часто похоже на одобрение и на любование… Вспомните описание семейства Лариных во второй главе и особенно портрет самого Ларина… Это было причиною, что в «Онегине» многое устарело теперь. Но без этого, может быть, и не вышло бы из «Онегина» такой полной и подробной поэмы русской жизни, такого определенного фактора для отрицания мысли, в самом же этом обществе так быстро развивающейся…

«Онегин» писан был в продолжение нескольких лет, — и потому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава поэмы была интереснее и зрелее. Но последние две главы резко отделяются от первых шести: они явно принадлежат уже к высшей, зрелой эпохе художественного развития поэта. О красоте отдельных мест нельзя наговориться довольно, притом же их так много! К лучшим принадлежат ночная сцена между Татьяною и нянею, дуэль Онегина с Ленским и весь конец шестой главы. В последних двух главах мы и не знаем, что хвалить особенно, потому что в них все превосходно; но первая половина седьмой главы (описание весны, воспоминание о Ленском, посещение Татьяною дома Онегина) как-то особенно выдается из всего глубокостию грустного чувства и дивно-прекрас- ными стихами… Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такой любящею, такой гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей и на последующую русскую литературу? А ее влияние на нравы общества? Она была актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него!.. Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на одном месте сделалось уже невозможным… Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина» — как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…»

Роман «Евгений Онегин» является ключевым произведением в контексте литературы и культуры. Соединение нескольких направлений, необычная форма изложения и наличие автора в качестве персонажа произведения делает роман необычным и привлекательным.

Жанр произведения

Александр Сергеевич Пушкин сам дал определение жанра своего произведения. По его мнению, это роман в стихах, привязанный к лиро-эпосу. В то время как вопросов к определению «Онегина» как романа не возникало – несколько сюжетных линий, продолжительность действия, определенное количество героев, то вопрос о лиро-эпической принадлежности вызывал сомнения. Развеял их сам Пушкин. Свою позицию на этот счет он объяснил так: в романе лирическое начало занимают размышления автора и разнообразные лирические отступления, а эпическое представлено развитием событий, связанных с любовной линией героев.

Потребность в выборе формы произведения, по мнению исследователей, также закономерна и предсказуема. Пушкин сам неоднократно упоминал о том, что в его время русская проза была фактически неразвита, так как русский язык у аристократов, как, впрочем, и у писателей, в большинстве случаев был не востребован, поэтому вопрос о развитии языка и обретении им специфических форм и оборотов, позволяющих широко осветить мысль, был абсурдным. В противовес этому, стихотворная форма была популярна и обрела определенную лингвистическую базу.

Структура «Евгения Онегина»

Роман Пушкина состоит из 10 глав. Однако в самом романе невозможно отыскать все 10 глав. На это есть вполне объективные причины. Первые семь глав не вызывают особых трудностей и недоразумений – предположительно они все соответствуют первоначальному замыслу автора (этот постулат не может быть абсолютной уверенностью, так как некоторые части, как, например, 6-я глава не дошли до нас в виде рукописи). Восьмая же глава «Евгения Онегина» должна была повествовать о путешествии главного герое после дуэли с Ленским, и описывать Одесу и окрестные населенные пункты. Некоторые фрагменты этой главы были опубликованы в «Московском вестнике», однако позже Пушкин отказался от ее размещения в романе. Место 8-ой главы заняла 9-я, которая по замыслу Пушкина должна была стать последней главой. В этой главе идет речь о встрече Онегина и Татьяны после поездки Евгения.

Спустя некоторое время, после публикации романа Пушкин решил написать продолжение. До нас дошли фрагменты 10-ой главы. Незаконченность главы и зашифровка ее текста значительно затруднили заботу исследователей творчества Пушкина. По мнению литературоведов, в 10 главе Пушкин планировал рассказать о поездке Онегина после встречи с Татьяной в Москве и его смерти. Эта глава должна была поставить окончательную точку в его романе, но осуществить свой замысел Пушкин не успел.

Герои романа

Как и любой другой роман, произведение Пушкина имеет широкую систему образов, которые можно распределить на две категории – главные и второстепенные.

Главные герои романа

Главными героями романа Пушкина «Евгений Онегин» являются всего два персонажа – Евгений Онегин и Татьяна Ларина.

Евгений Онегин

Евгений Онегин – молодой аристократ по происхождению (на момент повествования, ему около 26 лет). Он не состоит на какой-либо службе. Онегин все свое время посвящает светской жизни. Последнее время такой образ жизни вызывает у него отвращение, но по привычке Онегин все также следует привычному ритму жизни.

Татьяна Ларина

Татьяна Ларина – аристократка по происхождению, это девушка, которая заметно выделяется в обществе и внешностью (ее красота отлична от канонов аристократического общества), и любимыми занятиями (Ларина не занимается рукоделием, не умеет жеманничать). Татьяна мечтает стать героиней любовного романа, но ее мечты грубо разбиваются о невзаимность и порядки общества.

Второстепенные герои романа

К второстепенным героям романа относятся Ольга Ларина, Владимир Ленский, Полина Ларина, Фильпьевна, Зарецкий, княжна Алина, князь N.

Ольга Ларина

Ольга Ларина приходится главной героине романа родной сестрой. Однако она совсем не похожа на свою старшую сестру – Ольга классический пример аристократки того времени. Девушка обладает внешними данными, которые являются эталоном и примером для подражания, она обожает светскую жизнь, да и в целом это ветреная особа, жеманная кокетка.

Владимир Ленский

Владимир Ленский – сосед Онегина и Лариных. Молодой человек влюблен в Ольгу и собирается жениться на девушке. Он вспыльчив и очень ревнив. Владимир не умеет сдерживать свои эмоции, а также здраво мыслить в моменты эмоционального напряжения.

Полина Ларина

Полина Ларина – мать Татьяны и Ольги. Женщину принудительно выдали замуж за Дмитрия Ларина. Со временем она смогла полюбить своего мужа и прожить счастливо с ним в браке.

Филипьевна

Филипьевна – няня Татьяны Лариной. Это милая и добрая старушка, которая знает множество необычных и таинственных историй.
Зарецкий

Зарецкий приходится Владимиру Ленскому другом и соседом. Он присутствует на дуэли Владимира и Евгения, а затем увозит тело умершего Ленского в родовое имение.

Княжна Алина

Княжна Алина – сестра Полины Лариной. Женщина не смогла в своей время выйти замуж и осталась старой девой. Она приютила у себя Татьяну и Полину Лариных, во время ярмарки невест.

Князь N

Муж Татьяны Лариной. Военный генерал. Судя по всему вполне добродетельный человек.

Сюжет

Евгений Онегин – сирота, его отец в наследство сыну оставил только кучу долгов, поэтому кредиторы охотно требовали возвращения денег с сына. Проблему Онегина решает болезнь и возможность преждевременной кончины дяди – как единственный наследник, Онегин получает в наследство имение дяди. Это позволило расплатиться с кредиторами и остаться с имением. Онегин не состоит на службе – вся его жизнь посвящена светской жизни. Что правда Евгений не получает удовольствие от этого – балы, театры, женщины – это все вызывает у него отвращение, поэтому Онегин полагает большие надежды на переезд в деревню – он думает, что сможет здесь отдохнуть от этого всего и найти умиротворение.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в поэме А. С. Пушкина “Евгений Онегин”.

В деревне Евгений знакомится со своими соседями – Владимиром Ленским и сестрами Лариными. Несмотря на то, что Владимир и Евгений совершенно разные и в плане темперамента и в плане взглядов на жизнь, люди, они все же находят способ заинтересовать друг друга во время общения.

Между молодыми людьми завязывается дружба. Владимир Ленский давно влюблен в младшую Ларину – Ольгу. Молодой человек давно пленен девушкой и даже сделал ей предложение. Онегин крайне удивлен таким поступком Ленского – ему кажется немыслимым, что такой интересный и умный человек в жены выбрал Ольгу, в то время как ее сестра Татьяна намного интереснее как личность. Однако разубедить в такой сомнительной позиции по поводу выбора жены Онегин Ленского не пытается. Евгений воспринимает происходящее как факт, не вмешиваясь в процесс. В это время Татьяна Ларина влюбляется в Евгения. Девушка пишет Онегину письмо, в котором рассказывает о своих чувствах – Евгений сохраняет факт написания этого письма в тайне, но взаимностью девушке не отвечает.

На именинах Татьяны, куда Онегин попал по прихоти Ленского, Евгений решает наказать Владимира за то, что он притащил его к Лариным – он кокетничает с Ольгой, что возмущает Владимира. Ленский вызывает Онегина на дуэль. На дуэли Владимир погибает, а Онегин, после этого события уезжает в путешествие. Вернувшись в Москву, Онегин наносит визит своему родственнику и узнает, что Татьяна стала его женой. Евгений осознает, что влюблен в Татьяну, но теперь их отношения невозможны – женщина хоть и не любит мужа, но изменять ему не будет. Роман заканчивается сценой объяснений в чувствах Онегина и Лариной – Евгений слишком поздно осознал, что любит Татьяну и это спровоцировало трагедию в их жизни.

Композиция

Анализ композиции романа Пушкина «Евгений Онегин» осложняется наличием двух сюжетных линий. В связи с этим происходит смещение некоторых композиционных элементов.
Первая глава романа является экспозицией и для первой линии, и для второй. Здесь мы знакомимся с главным героем и его привычками.

Предлагаем ознакомиться с Александра Сергеевича Пушкина.

Вторая глава является завязкой для первой сюжетной линии – «Онегин-Ленский». В этой главе Евгений впервые видит Ленского, между молодыми людьми складываются дружеские взаимоотношения.
Третья глава является завязкой для второй сюжетной линии – «Онегин- Ларина». Евгений впервые попадает в дом Лариных и знакомится с Татьяной и ее семьей.

Четвертая и пятая главы закономерно представлены в качестве развития действия – череда событий обрисовывает общую ситуацию вокруг личности главного героя, обличает его сущность.



Шестая глава является кульминацией и в то же время развязкой для сюжетной линии «Онегин-Ленский»: в этой главе происходит ссора Владимира с Евгением, дуэль и, как ее результат, смерть Владимира.
Седьмая глава в сюжетной линии «Онегин-Ларина» является продолжением развития действия – после отъезда Онегина, Татьяна открывает новые, до тех пор неведомые ей качества Онегина.
Восьмая глава – кульминация и развязка в рамках сюжетной линии «Онегина-Ларина».

Темы

Тема лишнего человека

В рамках литературы Евгений Онегин является классическим примером лишнего человека – это личность в искусстве, которая «опережает» свое время. Именно поэтому и жизненная позиция Онегина и его уныние, и разочарование не понятны всем окружающим. Высшее общество воссоздало ошибочную позицию по поводу смысла жизни у сути аристократов – фактически, можно сказать, что именно это и спровоцировано апатию Онегина.

Тема любви

Тема любви, по сути, является второй по значимости в романе. Любовь в жизни людей является одним из самым сильных чувств, поэтому не удивительно, что Пушкин также уделяет этой теме много внимания. В «Евгении Онегине» эта тема имеет воплощение в двух ипостасях – Онегин и Татьяна и Владимир и Ольга.

И в первой, и во второй паре присутствует элемент истиной, бескорыстной любви. В случае в Онегиным и Татьяной ее представляет Татьяна, которая любит Евгения, несмотря на все его негативные качества. В случае Ленский – Ольга таким человеком является Владимир.

Тема дружбы и преданности

Эта тема, подобно теме любви освещается двояко: Владимир Ленский искренне верит в дружбу и преданность. Евгений Онегин, напротив, считает, что истинная дружба, как и истинная любовь – сущая выдумка. Евгений эгоистично занят своими чувствами и мыслями, ему нет дела до чувств других людей. Он не ценит людей и не испытывает привязанности к ним – Онегин с легкостью «прощается» с людьми. Ольга Ларина в этой позиции является схожем с Евгением персонажем – девушка, которая с трепетом ждала своей свадьбы с Ленским, легко забывает возлюбленного и выходит замуж за другого человека.

Тема воспитания и способа жизни

Пушкин на страницах романа обличает традиционные принципы воспитания и их результаты. Основные положения в жизни аристократов, типичное поведение людей этой категории. Автор размышляет о необходимости некоторых принятых в обществе позиций и их абсурдности.

Проблемы

Влияние общества на личность

Пушкин утверждает, что в жизни человека действуют определенные стереотипы и правила.


Очень часто люди в своих действиях руководствуются именно ими, так как боятся осуждения, или же бездумно живут по принципу «так принято». Очень часто при этом человек чувствует себя некомфортно, он понимает, что эта система не позволяет ему обрести счастье, но отступить от стереотипов не решается.

Проблема счастья

Каждый человек стремиться к счастью. Раскрывая эту проблему в романе, Пушкин наталкивает читателя на мысль, что проблема счастья заключает в себе много составляющих – этического, политического, религиозного характера и прочее. Только в том случае, если человек испытывает гармонию во всех ипостасях, он сможет обрести истинное счастье.

Суть жизни

Этот вопрос является философским, как в общесоциальном плане, так и в романе Пушкина. На примере жизненного пути Онегина Пушкин пытается разобраться, что делает нашу жизнь бесполезной. Есть ли в мире такие занятия и дела, которые бы не просто развлекали нас, а были бы полезными и целесообразными.

Байроническое уныние

Эта проблема очень тесно связана с предыдущей. Очень часто в жизни мы испытываем неудовлетворенность, как кажется на ровном месте (Онегин богат, знатен, красив – у него есть все, чтобы быть счастливым, но в результате он глубоко несчастен). Каковы причины такой неудовлетворенности и возможно ли от нее избавиться – вот что занимает Пушкина.

Личность и эгоизм

В то время как общество стремиться воспитать людей индивидуалистов, оно тут же воспитывает эгоистов, которые равнодушны к жизни и к чувствам других людей. Они готовы пожертвовать всем, из-за сущего пустяка или скуки, при этом эти жертвы не носят обоснованный характер – их можно было с легкостью избежать.

Идея романа

Идеей «Евгения Онегина» является описание современного Пушкину способа жизни аристократии в контексте предреволюционного времени. Исходя из этой позиции, роман обретает важное историческое и социальное значение.

Выделяющаяся из толпы Татьяна Ларина, вынуждена была смириться с порядками и скрыть свою истинную суть. Александр Сергеевич в романе показывает, что общество пытается положить на прокрустово ложе всех, кто хоть как-то выделяется из общей массы. В результате социум теряет необычные личности, которые бы могли активно развивать окружающую среду и систему взаимоотношений.

Направление в литературе

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» необычен не только своей формой и проблемами, но и своей направленностью в литературе. Именно это произведение олицетворяет переход от романтизма к реализму. Логично, что такой переход осуществлялся плавно, а значит, в произведении Пушкина возможно отыскать как черты романтизма, так и черты реализма.

Первые главы романа ярко обозначены романтизмом – это отображается в описании образа Татьяны, ее манере изложения информации и образах, используемых в письме к Евгению.

Да и сам образ Евгения в первой половине романа сугубо романтичный и сродный с байроническими образами Чайльд Гарольда и Дон Жуана. Затем Пушкин начинает использовать реалистическую манеру написания. Вряд ли автор специально планировал такой переход, вполне вероятно, что это осуществилось исторически – роман писался почти 7 с половиной лет, поэтому переход от романтизма к реализму был обусловлен реальными историческими событиями и новыми позициями в обществе. В последних главах Пушкин добавляет прагматики, которая бы была вполне закономерна для реализма, но на фоне романтического начала выглядит трагично и брутально.

Влияние на дальнейшее развитие литературы

Роман Пушкина, как, впрочем, и все его произведения, имели существенное влияние на развитие литературы. Фактически этот роман, несмотря на то, что он был написан в стихах, стал катализатором для развития прозы. Однако на этом парадоксы не закончились – чем больше стало выходить романов в прозе, чем меньшее значение придавали современники значение работе Пушкина.

Пушкин проявил новаторство в создании образов главных героев. Евгений Онегин стал первым образом «лишнего человека» – персонажа, который имел существенное отличие от классического байронического персонажа, но был также наделен чувством неудовлетворенности миром.

Образ Татьяны Лариной по своей сути является также новаторским – впервые в литературе читателю был предоставлен женский образ, наделенный «мужскими» чертами характера наряду с традиционно женскими.

Таким образом, Александру Сергеевичу Пушкину удалось создать неповторимый и уникальный роман. Описанные события в нем заставили задуматься об истинности человеческой жизни и спровоцировали появление нового вида людей, готовых изменять окружающую среду в сторону лояльности и гуманности. В области литературоведения и искусства это произведение также имело существенное влияние – оно стало толчком для развития нетипичных образов.

Анализ романа “Евгений Онегин” Пушкина: суть, смысл и идея произведения

5 (100%) 1 vote

История создания

История создания романа Написание романа заняло у Пушкина более семи лет (1823 - 1830). В свет он выходил отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной книжкой в 1825 г., вторая - в 1826-м, третья - в 1827- м, в начале 1828 г. появились четвертая и пятая главы, а в марте 1828-го - шестая, седьмая вышла в марте 1830-го и последняя - восьмая – была опубликована в 1832 г. В набросках общего плана романа значилось девять глав, но в процессе написания план немного изменился, так что в первое полное издание "Евгения Онегина" (1833) Пушкин включил восемь глав и "Отрывки из путешествия Онегина"

Кроме того, тогда же в Болдино была написана и десятая глава "Евгения Онегина", которую Пушкин сжег, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф), содержащих опасные для Пушкина продекабристские высказывания, как можно оценить по восстановленным частям, очень едкая и язвительная. В канонический текст романа десятая глава не входит. Завершил работу над "Евгением Онегиным" 26 сентября 1830 г.

Жанр. Тема. Проблема. Идея.

«Евгений Онегин» Пушкин анализ Роман А. Пушкина «Евгений Онегин» - первый реалистический роман не только в российской, но и в мировой литературе.

Жанр - социально-психологический роман в стихах.

Тема - изображение русской жизни первой четверти XIX века

Главные герои: Евгений Онегин, Владимир Ленский, Татьяна Ларина, Ольга Ларина.

Композиция: строится «зеркально»: письмо Татьяны - ответ Онегина - письмо Онегина - ответ Татьяны.

Основной конфликт романа: конфликт двух жизненных философий, конфликт человека и общества, конфликт человека и окружения.

Проблематика:

Человек на фоне эпохи, времени, смысл его существования на земле.

Проблема образования и воспитания;

Литературного творчества;

Верности в супружеской жизни;

Человеческих взаимоотношений;

Истинные и мнимые жизненные ценности;

Внутренняя свобода мыслящей личности и диктат светского общества;

Идеал женской красоты;

Семейных отношений.

«Евгений Онегин» - произведение о любви. Любовь у Пушкина высокое, свободное чувство. Человек свободен в своем выборе и счастлив этим, но только не в этом романе. ХОТЬ Татьяна и любила Онегина, но она не была с ним счастлива, она даже не получила ответной любви. Проследить тему любви можно по двум встречам Татьяны и Евгения.

Лирические отступления - это композиционно-стилистический прием, заключающийся в отклонении автора от сюжетного повествования и введении прямой авторской речи. Они создают образ автора как живого собеседника, рассказчика и размыкают мир повествования вовне, вводя дополнительные, не относящиеся к сюжету темы, В «Евгении Онегине» лирические отступления составляют значительную часть - почти треть его объема. Лирические отступления выполняют в романе многочисленные функции: обозначают границы романного времени и замещают сюжетное повествование, создают полноту изображения, характерную для «энциклопедии» и дают авторский комментарий к событиям. Именно лирические отступления вводят авторское «я», позволяют вести своеобразный диалог с читателями. Создавая дистанцию между автором и героем, они позволяют Пушкину встать в позицию объективного исследователя по отношению к изображаемым событиям и героям, что необходимо в реалистическом произведении.

Сюжет и композиция.


Герои:

Евгений Онегин:

Главный герой романа - молодой помещик Евгений Онегин , это человек со сложным, противоречивым характером. Воспитание, которое получил Онегин, было губительным. Он вырос без матери. Отец, легкомысленный петербургский барин, не обращал на сына внимания, поручив его «убогим» гувернерам. Вследствие этого Онегин вырос эгоистом, человеком, который заботится только о себе, о своих желаниях и который не умеет обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей. Он способен обидеть, обидеть человека даже не замечая этого. Все красивое, что было в душе юноши, так и осталось неразвитым. Жизнь Онегина - скука и леность, однообразные удовлетворения при условии отсутствия реального, живого дела.

Образ Онегина не выдуман. В нем поэт обобщил черты, типичные образы для молодых людей того времени. Это люди, обеспеченные за счет работы и крепостных крестьян, которые получили беспорядочное воспитание. Но в отличие от большинства представителей правящего класса, эти юноши умнее, чувствительнее, добросовестнее, благороднее. Они недовольны собой, своим окружением, общественным устройством.

Онегин по взглядам и по требованиям к жизни стоит выше не только своих сельских соседей-помещиков, а и представителей петербургского высшего света. Встретившись с Ленским, который получил высшее образование в наилучшем университете в Германии, Онегин мог спорить с ним на любую тему, как с равным. Дружба с Ленским открывает в душе Онегина скрытые за маской холодного эгоизма и равнодушия возможности верных, дружественных отношений между людьми.

Увидев впервые Татьяну, еще даже не пообщавшись с ней, не услышав ее голоса, он сразу ощутил поэтичность души этой девушки. В отношении к Татьяне, как и к Ленскому, раскрылась такая его черта как доброжелательность. Под влиянием событий, изображенных в романе, в душе Евгения происходит эволюция, и в последней главе романа Онегин уже совсем не тот, которым мы видели его раньше. Он влюбился в Татьяну. Но его любовь не приносит счастья, ни ему, ни ей.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин изобразил легкомысленного юношу, который даже в любви не может дать себе совета. Убегая от мира, Онегин не смог убежать от себя. Когда он понял это, было уже поздно. Татьяна теперь не верит ему. И это открывает Онегину глаза на самого себя, но ничего не изменить.

«Молодой повеса» - этими словами коротко можно охарактеризовать Евгения в это время. Он нигде не служит, ведет светскую жизнь, бывает на балах и обедах, уделяет много внимания своей внешности. Он умеет казаться умным и тонким, на самом же деле знания его поверхностны, и он пользуется ими только чтобы произвести впечатление.

Он любит женщин, но его увлечения поверхностны. Пользуясь своим обаянием, он покоряет женщин, а затем быстро остывает.

Евгений Онегин в деревне

В конце концов Евгений охладевает к такому образу жизни. Пресытившись и балами, и женским вниманием, он собирается путешествовать, но тут умирает его дядя, и Евгений остается наследником поместья.

Здесь мы узнаем Онегина с другой стороны. Не побоявшись вызвать неудовольствие здешних помещиков, он заменяет для крепостных барщину легким оброком. Сбежав от столичных развлечений, он и в деревне не посещает соседей, зато близко сходится с наивным, но искренним Ленским .

Убийство друга и отвергнутая любовь

Эта дружба заканчивается трагически. Пылкий юноша отправляет Евгению вызов. Онегин сознает, что лучше извиниться перед другом, но самовлюбленность заставляет его надеть привычную маску равнодушия и принять вызов. Ленский гибнет от руки Онегина.

Получив письмо Татьяны, Евгений был тронут. Он симпатизирует Татьяне, но еще не любит ее. Не испытав ни разу настоящей любви к женщине, пользуясь ею, как разменной монетой, он вообще не способен всерьез воспринимать это чувство. Поэтому Евгений, как обычно, входит в роль опытного, холодного сердцем человека, при этом проявляющего благородство. Евгений не воспользовался чувствами Татьяны, но не ушел от искушения прочитать нотацию влюбленной девушке.

Прозрение Онегина

Прошло несколько лет и ему довелось жестоко пожалеть о своей холодности. В зрелом возрасте его уже не интересуют эффектные позы, он меньше сосредоточен на себе. Встретив Татьяну, замужнюю даму, в совершенстве изучившую искусство «властвовать собой», Евгений беззаветно влюбляется в нее. Время не лечит его, проходят месяцы, а он по-прежнему думает только о ней, доводя себя почти до безумия.

Происходит объяснение; он узнает, что Татьяна по-прежнему любит его, но не собирается нарушать верность мужу.

Пушкинский герой способен на настоящие чувства, но ранняя приверженность свету портит его, заставляя жертвовать любовью и дружбой в пользу позерства. Когда же Онегин, наконец, начинает «быть», а не «казаться», многих ошибок уже не исправить.


Похожая информация.


Крутяк! 30

Анонс:

Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» – едва ли не самое известное произведение писателя, одна из ключевых составляющих его творчества. В романе подняты вечные проблемы любви и верности, поиска смысла жизни, конфликта между романтическими представлениями и суровой реальностью. «Евгений Онегин» также является отражением эпохи, предшествовавшей восстанию декабристов, в нём показаны характеры и мысли людей из высшего общества тех времен.

Сочинение:

«Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина – вершина творчества писателя. Этот роман в стихах, которой сочинялся поэтом на протяжении восьми лет, с 1823 по 1831 годы, занял центральное место среди пушкинских сочинений. В «Онегине» не только отразились краски бурной эпохи начала 20-х годов XIX века, здесь прослеживается также творческая эволюция писателя. В своем бессмертном романе Пушкин рисует образы ярких героев эпохи между Отечественной войной и декабристским восстанием, дает читателю представление об их характерах, душевных переживаниях.

Главный герой романа, молодой человек из высшего общества по имени Евгений Онегин, представлен читателю автором как «молодой повеса», родившийся в столице, «на брегах Невы». Пушкин изображает Онегина сложной фигурой, автор испытывает к своему герою определенную симпатию, в то же время в описании его жизни и характера Пушкин постоянно прибегает к иронии. Онегин изображается светским «дэнди», знавшим из «Энеиды» только два стиха, да и то «не без греха». Его таланты довольно скудные, а знания по большей части поверхностны, при этом Евгений не стесняется демонстрировать в обществе якобы имеющиеся у него глубокие познания и интеллектуальные заслуги: «…Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с учёным видом знатока хранить молчанье в важном споре…»

В жизни Онегин – бездельник, которому не даются интеллектуальные усилия, «труд упорный ему был тошен». В душе молодого человека – интеллектуальная пустота, которую он бегло старается заполнить прочтением книг, чтобы «себе присвоить ум чужой». И всё же, даже при таких скверных способностях и чертах характера, Евгению не чужда романтичность, по ходу романа он склонен искать себя, сомневаться в правильности своей жизни.

Другой ключевой персонаж романа – Татьяна из провинциального дворянского семейства Лариных. Живущая в мире романтических французских романов и верящая в настоящую великую любовь, Татьяна искренне влюбляется в Евгения и пишет ему пронзительное письмо, однако сам Онегин очень холодно реагирует на искренние проявления любви со стороны молодой девушки. Он давно не терпит «траги-нервических явлений, девичьих обмороков, слёз», и поэтому вместо проявления взаимности к Татьяне Онегин решает своеобразно «отомстить» ей, заигрывая с её сестрой Ольгой, чем выводит из себя влюбленного в Ольгу поэта Ленского. Приехавший недавно из Германии, молодой и энергичный, полный светлых мыслей и отчаянных стремлений, довольно вспыльчивый поэт Владимир Ленский является воплощением юного романтика и идеалиста той поры. Его судьба оказывается трагической – он погибает на дуэли с Онегиным.

Евгений Онегин стремится уйти от своей праздной и бессмысленной жизни, ему скучно в деревне, в которой он вынужден был обосноваться и из которой в результате убегает. Путешествуя по Кавказу, побывав в Одессе, Онегин всё же возвращается в Петербург, где встречает Татьяну совершенно иной, сильно изменившейся и уже не проявляющей к Евгению былых нежных чувств. В отсутствие Евгения Татьяна задумывалась, действительно ли он таков, каким она его себе представляла, «уж не пародия ли он»? Теперь, выйдя замуж и став светской дамой, «неприступною богиней», она уже не может быть для Евгения той наивной девочкой, сведенной с ума любовью к нему. Герои словно меняются местами: отстранённая Татьяна решительно отвергает Евгения и оставляет его одного, разбитого, словно пораженного громом.

«Евгений Онегин» – роман о неразделенной любви, в котором поднимаются проблемы искренности чувств, верности в любви и в жизни. Отвергнутый и разбитый Онегин – это словно приговор тому коварному и эгоистичному «молодому повесе», не сумевшему найти смысл своей жизни, которому ничего не стоит разбить мечты и надежды других. Но автор не решается окончательно уничтожить Евгения, он оставляет его на едине с самим собой. Кто знает, как изменится этот светский эгоист в то время, когда вся страна стоит на пороге больших волнений? Читателю остается только догадываться, что ждет Онегина и Татьяну накануне восстания декабристов.

Еще больше сочинений на тему: «Евгений Онегин»:

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Он является настоящим сокровищем классической русской литературы, произведением поистине мирового Уровня.

Этот роман своеобразно и во всех гранях отражает особенный поэтический талант автора. Трудно определить главную мысль, главную идею «Евгения Онегина». Роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причем содержание произведения, все его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно ее раскрыть и развернуть во всех подробностях. С другой стороны, «Евгений Онегин» не похож и на такие произведения, в которых действующие лица так выбраны и охарактеризованы, события так развиваются, что для внимательного читателя мысль, идея автора сама как бы вытекает из содержания.

При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала XIX века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.

Автор изобразил действительность именно такой, какой она была в то время, во всей ее жизненной правде, ничего не подбирая специально и не сгущая нарочно никаких событий. Но если внимательно присмотреться, становится ясно, что жизнь, устроена неправильно. При таком жизненном устройстве счастливы могут быть только посредственные люди, интересы которых мелки и ограниченны. Например, отец Татьяны и Ольги и другие деревенские соседи Евгения Онегина проводят свою жизнь спокойно, в еде и питье, пустых разговорах и мелких хлопотах. Они довольны собой, ни к чему не стремятся, даже книг не читают, считая их «пустой игрушкой». Такова и Ольга, быстро забывшая погибшего на дуэли жениха. Такова же и ее мать. Ее выдали замуж за нелюбимого человека, она смирилась, занялась хозяйством и вскоре стала даже получать удовольствие от такой жизни.

Люди же с высокими требованиями к себе и окружающим, тонко и сильно чувствующие, в этой жизни несчастны. Они или гибнут, как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой, как Онегин и Татьяна. Богатство и высокое положение в обществе, доставшиеся им по наследству, не облегчают жизнь и не приносят удовлетворения. Работать для достижения какой-нибудь высокой цели они не приучены, а особенности характера, воспитание и положение мешают им устроить свое личное счастье. Осознание ошибок приходит к ним слишком поздно. Онегин думал, что вольность и покой - замена счастью, но ошибался. Татьяна понимает, что поступила опрометчиво, поспешив выйти замуж за нелюбимого человека, ведь «счастье было так близко…».

Но во всех этих ошибках нельзя винить лишь самих героев. Их такими сделала среда. Обстановка, окружавшая их с рождения, сформировала их характеры, выработала определенный тип поведения. Именно среда, говорит Пушкин, сделала несчастными этих по существу и своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.

Автор стремится показать крепостнический строй, при котором норма - непосильный крестьянский труд и безделье помещиков-крепостников. Такая норма калечит как крестьян, так и дворян, помещиков, даже самых лучших и гуманных из них. Это грустное убеждение в ненормальности жизненного уклада, в невозможности настоящего счастья, в том, что нет в окружающем поэта дворянском обществе благородных честных людей, отражается и в лирических отступлениях:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей…

…Того змия воспоминаний, того раскаянье грызет.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами - себя…

Ему горько сознавать это, но предательства можно ожидать даже от порядочных людей, которые «без всякой злобы и затей» могут «стократ ошибкой» повторить слух или сплетню.

Самая емкая характеристика светского общества дана Пушкиным в конце шестой главы, где он изображает ту среду, которая так искажает и ожесточает даже самую чистую и благородную душу. Он делает вывод, что спасти от духовного разложения человека, воспитанного этой средой и вращающегося в ней, может только высокий поэтический дар - «младое вдохновенье».

Эти печальные и горькие мысли о тяжелом неблагополучии всего современного жизненного строя наиболее полно выражены Пушкиным в последних грустных строках романа, где поэт завидует людям, рано покинувшим жизнь с ее горестями:

Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа

И вдруг умел расстаться с ним,

Как я с Онегиным моим.

Тем не менее, автор не предлагает опустить руки и грустить о неосуществимости счастья. В его произведении много светлых картин, красоты в изображении жизни, природы; изображено много хороших, честных и высоких чувств, переживаний и поступков; при этом реалистично указаны все общественные причины неблагополучия жизни героев романа, все обстоятельства, создавшие характеры действующих лиц и предопределившие их судьбу.

Источник: vsekratko.ru

А.С. Пушкин очень долго и настойчиво работал над своим романом «Евгений Онегин». Можно сказать это его многолетний труд. Роман был для него чем-то особенным. Пушкин был гением, его произведения не были людям равнодушны. Он очень многое дал человечеству, его произведения, и личность Пушкина никогда не забудут.

В своем романе он описал главного героя Онегина, как человека, который никак не найдет свой смысл жизни. Ему надоела пустая жизнь, которую он вел. Балы, театры, рестораны все это ему ужасно надоело. Онегин разочаровался в своей жизни, впал в депрессию, даже пытался писать, но ничего не вышло. Он стремился к чему-то более высокому, многие были бы довольны той жизнью, которая была у Онегина.

Уехав в деревню, он наслаждается красотой природы, но и это ему надоедает. Познакомившись с Ленским он привязывается к нему. Они были разными, но прекрасно дополняли друг друга. Но неудачная шутка Онегина привела к дуэли с Ленским. Он хотел отказаться от дуэли, но боялся насмешек в свой адрес. Одна пуля решила судьбу Ленского, который мечтал о счастливой с семье, но этому не бывать, он погиб от руки своего же друга. Онегин никогда не задумывался, что его действия эгоистичны. Он отверг страстное письмо от Татьяны, после же он пожалел о своих поступках.

Его можно описать, как страдающего эгоиста, который ища свой смысл жизни, вредит окружающим его людям. Для него это было игрой, но дружба и любовь не терпят к себе такого отношения. Он не знал меры в своих поступках, иногда совсем перегибал палку. Ленский считал Онегина своим другом, но был ли он Ленскому другом? Или он опять решил избавиться от своей скуки таким образом. На этот вопрос он должен ответить самому себе. Ибо ему так и не удастся найти свой путь свою жизнь без Ленского и Татьяны.

Потеряв всех, кого он мог, он остается один на один с самим собой. Лишившись всякого уважения к себе, он страдал один, ему не хватало того человека, который помог бы ему в это сложное время. Онегин сам довел себя до такого состояния. Я бы не стал его осуждать, он получил свое, нет ничего хуже, чем остаться одному в этом большом и жестоком мире.

Зачем я пулей в грудь не ранен,

Зачем не хилый я старик,

Как этот бедный откупщик?

Я молод, жизнь вполне крепка,

Чего мне ждать? Тоска, тоска…

Эти слова показывают его состояние и насколько он был несчастен. Он потерял надежду на свет в конце тоннеля. После всех событий произошедших с ним, я думаю, что он изменился, как человек. Он стал более зрелым человеком, который осознает, что ему нужно от этой жизни. Он понял, что Татьяна та самая, которую он любит, но он слишком поздно это осознал. Татьяна уже была замужем, у нее были семья и дети. Она поступила очень смело, отвергнув признание Онегина в любви, как он поступил с ней ранее. Это событие показывает, что Онегин уже созрел, как человек, он уже не тот парень, который не знает, что ему нужно от этой жизни, кроме развлечений. Онегин- человек настроения.

Он способен на различные поступки, в том числе и глупые, о которых он сам порой и жалел. Онегин был очень талантливым человеком, но чтобы раскрыть свой талант нужно и желание. Но он так и не раскрыл свой потенциал. Что скоро скучит, то скоро научит, так гласила народная пословица. Итог его жизни печален:

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Не каждый достоин, быть не одиноким. Счастья нужно добиться и заслужить. Оно не падает с неба. Жизнь каждого человека, как кино и ты главный актер в нем, где случаются трагедии и счастье, но везде есть поучение. Роман «Евгений Онегин» должен показать, что опуститься на самое дно жизни намного проще, чем подняться и снова почувствовать себя счастливым человеком.

Источник: www.sochinyalka.ru

Роман А. С. Пушкина - уникальное в русской литературе произведение. Как положено в романе, в нем есть главные и второстепенные герои, дается их предыстория, описываются их чувства и поступки, но главное,что выделяет произведение из общего ряда, возвышает над ним, - это гениальные стихи, которыми говорит автор.

«Евгений Онегин», представляя собой не имеющий аналогов «роман в стихах », сочетает в себе два рода литературы: лирический и эпический. Поэтому рядом с героями произведения читатель постоянно ощущает присутствие автора, сопереживающего своим персонажам, поясняющего их характеры и поступки, прямо обращающегося к читателю и вызывающего его на спор, рассуждающего на самые разные темы… Пушкин даже выводит фигуру автора на страницах романа в качестве одного из героев - приятеля Онегина в Петербурге.

Рассмотрим подробнее, какими предстают перед читателями автор и герой на страницах романа «Евгений Онегин». Наверное, прежде всего следует сказать о том, что и автор, и герой не являются статичными от первой до последней страницы произведения. Вспомним, что А. С. Пушкин создавал роман в течение семи лет, автор менялся, взрослел, талант его набирал силу.

Вместе с автором изменяется и его герой. Пушкин начал писать «Евгения Онегина» совсем еще молодым человеком, находясь в южной ссылке, а закончил произведение знаменитой Болдинской осенью, уже после восстания декабристов, потеряв многих друзей, став известным всей читающей России поэтом. Так и главный герой романа, Онегин: если в первой главе перед нами «повеса», «денди», скучающий представитель «золотой молодежи» Петербурга, то в восьмой главе мы видим глубоко переживающего несчастливую любовь человека, страдающего от мук совести за совершенное им на дуэли убийство, понимающего, что прожил лучшие годы впустую.

В начале своего романа Пушкин старательно подчеркивает «разность» между собой и героем, поскольку во многом они действительно похожи и читатель может предположить, что под маской Онегина скрывается автор: именно так предписывала традиция, идущая от кумира романтиков Байрона, наделявшего героев собственными мыслями и чувствами.

В самом деле, и автор, и Онегин - молодые люди, принадлежащие светскому обществу, находящие удовольствие в блестящем, но пустом времяпрепровождении: рестораны, театры, балы. Пролетает юность, и оба они ощущают разочарованность в светских развлечениях. Пушкин рисует читателю свои встречи с Онегиным в этот период:
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас.. .

Белыми ночами в Петербурге автор и его герой гуляли по набережным, вспоминали юные годы, спорили, размышляли, собирались вместе отправиться в путешествие за границу, но судьба распорядилась иначе: Пушкин оказался в южной ссылке, Онегин - в деревне. Несмотря на явное внешнее сходство характеров автора и героя, Пушкина и Онегина нельзя сравнивать всерьез. И не только потому, что Онегин - создание поэта, плод его вымысла. Вспомним, как пытался бороться со скукой Онегин: попробовал читать и заниматься литературным творчеством. Однако у него ничего не вышло. Пушкин же прежде всего гениальный поэт, человек, для которого литература- главная составляющая жизни.

Прямо противоположно отношение автора и героя к природе, деревенской жизни: Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! Я предан вам душой, - так восклицает Пушкин, описывая «прелестный уголок», где«скучал Онегин», унаследовав от дяди поместье. Деревенское уединение всегда вызывало у Пушкина прилив творческих сил: лучшие свои вещи он создает в Михайловском и Болдине.

Автор рука об руку идет с героем через весь роман. Он защищает его от обвинений в холодности, когда Онегин читает Татьяне нотацию в ответ на ее признание в любви. Пушкин показывает, что главный герой «сражен» смертью Ленского, не может найти себе места, пускается путешествовать. Когда светское общество смеется над разочарованностью Онегина, считая ее лишь модной маской, Пушкин гневно клеймит бездушный свет, и читатель понимает, что «хандра» Онегина - это не дань моде, а искренние переживания умного и благородного человека, не нашедшего достойного применения своим силам и способностям.

Благодаря гениальным стихам Пушкина образ «страдающего эгоиста» Онегина увековечен в мировой литературе, а непревзойденный «роман в стихах» дает нам возможность услышать голос великого поэта.