Пять историй невымышленных робинзонов. Был ли Робинзон Крузо на… Байкале

Кто из нас не читал в детстве, добровольно или "из-под палки" (как того требовала школьная программа), приключенческий роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо? Роман написан в относительно редком в те времена жанре "вымышленной автобиографии" (1719 г.).

То, что биография вымышленная, до читателей доходило не сразу, и многие считали, что все в романе - чистая правда от начала и до конца: похождения Робинзона и его верного спутника Пятницы настолько реалистично написаны, что реальность "автобиографии" ни у кого не вызывает сомнений.

По прошествии лет, когда книг в стиле "Робинзонады" становилось все больше и больше, а имя главного героя стало нарицательным (еще две сотни лет назад), верить в истинность приключения многочисленных робинзонов становилось все труднее.

Однако интерес к этому произведению, которому через четыре года "стукнет" триста лет, не уменьшается. Поэтому неудивительно, что вопрос - а существовал ли Робинзон Крузо на самом деле - всплывает снова и снова.

Выдвигаются разные версии. Однако стоит сказать сразу: описанный в романе Робинзон Крузо, увы, никогда не существовал... Однако прототипы были.

Герой романа "Робинзон Крузо" является собирательным образом из множества историй о выживших на необитаемых островах моряках, которых в ту эпоху было немало.

Дело в том, что, хоть Даниэль Дефо и обходит эту тему стороной в своем произведении, но все (или почти все) реальные прототипы его романа были пиратами.

В крайнем случае - каперами, то есть по сути теми же пиратами, только не "дикими", а "работающими" по контракту на одну из воюющих стран (чаще всего их использовала Великобритания для грабежей испанских "золотых караванов").

Поскольку на пиратских суднах гауптвахта не была предусмотрена в принципе, то за проступки таких моряков либо убивали, либо оставляли на необитаемом острове "на суд божий".

В последнем случае острова использовались как "природные тюрьмы". (В ту эпоху необитаемых островов было, как говориться, хоть ложкой ешь...) Действительно, с такого острова никуда не сбежишь, а выжить там непросто. В этом и заключался "божественный суд": если спустя год или пару лет моряк оставался жив, то его вновь забирали свои же "коллеги" по пиратскому "цеху", если же нет... На нет, как говорится, и суда нет.

Считается, что наибольшее влияние на Даниэля Дефо оказала история выживания шотландца Александра Селькирка. Это был моряк, который с 1703 г. ходил на галере (малое военное судно) "Cinque Ports", где служил боцманом (по другим данным - помощником капитана).

В 1704 г. он в составе небольшой каперской флотилии под руководством известного капитана пиратов Уильяма Дампьера должен был грабить испанские суда у берегов Южной Америки. Капитан относился к нему очень хорошо. Однако после смерти капитана главенствовать на судне стал Томас Страдлинг.

Он был очень жестким человеком. И судя по всему, не очень умным. А если учесть еще и тот факт, что Селькирк - как истинный шотландский капер - имел прескверный характер и буйный нрав, из-за чего постоянно ссорился с другими моряками, то картинка вырисовывается неутешительная. Ладно бы с командой, но Селькирк спорил и с капитаном. А ссориться с капитаном пиратов - себе дороже.


Из-за одной из таких ссор (Селькирк убеждал капитана починить пробоину в трюме, пристав к одному из островов, а капитан утверждал что для этого требуется док) его понизили в звании.

Селькирк обозвал Страдлинга "чертовым капитаном" и сказал, что чувствовал себя бы в большей безопасности на необитаемом острове, чем на корабле под командованием такой бездарности. Капитан его слова воспринял буквально и приказал высадить на ближайшем необитаемом острове...

Судно на тот момент шло ближе к Чили, к архипелагу Хуан-Фернандес. Несмотря на то, что неудачливый боцман раскаялся и просил отменить приказ, Страдлинг снарядил моряка всем необходимым и высадил на небольшой остров Мас-а-Тьерра в 600 км от берегов Чили. Злорадно ухмыляясь, капитан записал в судовом журнале, что Александр Селькирк пропал без вести...

Надо сказать, что снаряжение Селькирк получил по тем временам отличное - даже несмотря на ссору с капитаном. Ему дали запасную одежду и нижнее белье (для тех времен - истинная роскошь), одеяло, табак, котел для приготовления еды, нож и топор.

И самое главное, нашего героя снабдили вполне современным на тот момент кремневым ружьем с фунтом пороха, пулями и огнивом. Вложили также Библию, без который "божий суд" был бы не суд.

Спустя триста лет археологи на месте его лагеря в тропиках нашли также навигационные приборы, благодаря которым Селькирк, вероятно, наблюдал за звездами, определяя, таким образом, день и месяц.

Следует отметить и такой важный факт: снаряжение снаряжением, но и сам боцман был человеком бывалым, хотя ему было всего 27 лет на момент высадки (люди в те времена взрослели гораздо быстрее). Селькирк был сыном башмачника, но тихая спокойная жизнь его не удовлетворяла, он бредил морем и в восемнадцать лет сбежал из дома и нанялся юнгой на корабль.


Впрочем, проплавал недолго: его судно почти сразу было захвачено французскими пиратами, которые продали Александра в рабство. Тем не менее, бравый юноша бежал, потом присоединился к пиратам и вернулся домой опытным моряком с объемным кошельком, полным золотых монет, добытым неправедным путем... Впрочем, на наш современный взгляд неправедным. В те времена считали совсем иначе...

Оказавшись же на необитаемом острове, наш моряк развел бурную деятельность, хоть и надеялся, что рано или поздно его заберут англичане или французы. Для начала он обследовал свои владения и почти сразу обнаружил источник пресной воды.

Потом построил наблюдательный пункт и две хижины: "кабинет" и "кухню". Конечно, ему пришлось полагаться на собственные силы и всему учиться: и строить, и добывать пищу...

Поначалу он питался местными фруктами и кореньями (нашел, например, местную разновидность репки), охотился на морских обитателей, черепах, крабов и моллюсков.

Так что умереть с голода здесь мог только очень ленивый человек. Тем более что чуть позже Селькирк обнаружил небольшую популяцию коз, на которых и охотился из своего ружья.


Затем, когда порох стал заканчиваться, он приручил коз, стал получать от них молоко, мясо и шкуры. Последние ему пригодились, когда спустя пару лет его одежда пришла в негодность. Воспользовавшись найденным гвоздем, он сшил себе нехитрую одежду из козьих шкур: пригодился опыт работы в башмачной мастерской отца.

Из половинки кокоса смастерил себе "кубок" на ножке, "мебель" и т.д. Иными словами, обжился Селькирк на острове довольно основательно. Хотя, без сомнения, его жизнь на грани безумия...

Вот, правда, своего "Пятницу" (или все-таки свою? Тут мнение исследователей расходятся относительно пола Пятницы у Дефо) Селькирк так и не встретил, поэтому больше всего страдал от одиночества.

Главными испытаниями, по его же собственному признанию, были именно одиночество. Но оно не сломило его. А его аналитический ум помог выжить ему среди дикой природы.

Второй проблемой была борьба с крысами, наводнившими этот остров. Крысы съедали съестные припасы и портили все остальное его имущество. Селькирк даже самостоятельно смастерил сундук (который украсил резьбой), для защиты вещей от непогоды и крыс.


Впрочем, боцман нашел на острове диких кошек, которых приручил, и, таким образом, обезопасил себя от хвостатых вредителей. Некоторые исследователи считают, что наличие коз, крыс и одичавших кошек говорило о том, что этот остров когда-то был обитаем, но следов других людей Селькирк так и не нашел.

Утверждение спорное: крысы могли приплыть на обломках потерпевших крушение кораблей или на кораблях, останавливавшихся у острова кораблей; кошки и козы изначально были дикими животными, так почему же им не жить и на этом острове?

Чтобы не забыть человеческую речь, Селькирк разговаривал сам с собой и читал вслух Библию. Несмотря на то, что боцман был не самым праведным человеком, именно Библия, как он сам потом признавался, помогла ему остаться человеком в диком окружении.

Однажды на остров, вероятно в поисках пресной воды, прибыли два испанских судна, но Селькирк, который был британским капером, побоялся к ним выйти, так как испанцы его наверняка бы повесили на реях за пиратство. Корабли ушли, а боцман вновь остался наедине с козами и кошками.

Однако судьба была к нему милостива: он все-таки был спасен. Спустя четыре года после его попадания на остров, 1 февраля 1709 г., за Селькирком вернулась его же флотилия. Впрочем, состав ее был уже другим, и судна "Cinque Ports" там не было: оно вскоре попало в шторм и затонуло.

По одним данным, команда погибла, по другим - была подобрана испанцами и попала под суд за пиратство. Так что, в конечном счете, Селькирк выиграл, что не остался на этом судне и попал на необитаемый остров. Но знать этого в момент высадки, конечно, не мог, и раскаивался из-за ссоры с капитаном.

Примечательно, что Вудс Роджерс, капитан судна "Герцог", занимавшегося непосредственно эвакуацией прототипа героя "Робинзона Крузо", в своем судовом журнале указал, что спасал "губернатора острова". А что, в принципе, не сильно погрешил против истины...

Хотя видок у "губернатора" был еще тот: основательно одичавший человек в прекрасной физической форме (беготня за пропитанием и постоянный физический труд на свежем воздухе очень этому способствует) с длиннющими волосами и бородой в одежде из козьих шкур с основательно подзабытой речью. Речь, правда, довольно быстро восстановилась.

Прибыв через два года в родные места (он плавал на "Герцоге" до 1711 г.), бывший "Робинзон" Селькирк стал завсегдатаем трактиров, где за кружкой пива рассказывал истории своих приключений на необитаемом острове. Вероятно, одним из свидетелей его хмельных выступлений стал и Даниэль Дефо.


Так в основу романа легла жизнь Селькирка. Насколько правдиво шотландец рассказывал о том, что с ним приключилось? Ведь известно, что моряки, пираты, рыбаки всегда считали просто необходимым прихвастнуть. А что, святое дело! Кто ж проверит-то?

Однако скорее всего Дефо прочитал книгу Вудса Роджерса "Путешествие вокруг света", вышедшую в 1712 г. в Лондоне, где Роджерс описывал свою встречу с Селькирком.

Надо сказать, что после своего освобождения с необитаемого острова Селькирк недолго пробыл на суше. Спустя некоторое время он вновь вернулся к каперскому ремеслу, однако через десять лет, у берегов Западной Африки, скончался от желтой лихорадки и был "похоронен в море" (то есть выброшен за борт со всеми почестями). Так завершилась история настоящего "Робинзона".

Кстати, остров, где жил Селькирк, получил название "Робинзон Крузо", а соседний - "Александр Селькирк". Но случилось это уже после бесславной кончины бравого шотландского боцмана с дурным характером, который умер, так и не узнав о том, что стал легендой. В наши дни на эти острова приезжает множество любопытных туристов.

В заключении хочется отметить один факт, не имеющий прямого отношения к рассказу о прототипе героя романа: Даниэль Дефо написал не один роман, как принято думать, а четыре.

Причем последний рассказывает о приключениях уже престарелого Робинзона в... Сибири! К сожалению, последние романы серии на русский язык так и не были полностью переведены.

Парадокс, но «Робинзон Крузо», которого благодаря детскому пересказу Корнея Чуковского знало большинство советских людей - это совершенно иная книга, чем та, что написал Дефо. И чтобы эта книга стала совсем другой, достаточно было одного - убрать из нее Бога.

В пересказе, который появился в 1935 году, книга не просто лишается своего христианского содержания, не просто превращается в очередной поверхностный приключенческий роман, но и приобретает совершенно четкий идейный посыл: человек своими силами может добиться всего, благодаря своему разуму, с помощью науки и техники он может справиться с любой безвыходной ситуацией, и никакой Бог ему для этого не нужен.

Хотя тому, кто прочтет оригинальный текст Дефо, станет очевидно: без постоянной молитвы, без мысленного общения с Богом (пускай даже такого куцего, в протестантском формате, без богослужения, без церковных таинств) Робинзон быстро сошел бы с ума. Но с Богом человек не одинок даже в самых экстремальных обстоятельствах. Причем это не просто авторская идея - это подтверждается реальной жизнью. Ведь

прототип Робинзона, Александр Селькирк, проведший четыре года на необитаемом острове, реально обратился к вере, реально молился, и эта молитва помогла ему сохранить рассудок.

От прототипа Дефо взял не только внешнюю ситуацию, но и средство преодолеть ужас одиночества - обращение к Богу.

При этом со взглядом на учение Христа и у Дефо, и у его героя все, мягко говоря, неоднозначно. Они исповедовали кальвинизм в одной из его вариаций. То есть верили в своего рода предопределение: если ты человек, изначально благословенный свыше, то тебе везет, все у тебя получается, а вот неуспешным людям (и даже народам!) стоит крепко усомниться вообще в своей возможности быть спасенным. Для нас, православных христиан, подобные взгляды очень далеки от сути Благой Вести.

Конечно, говорить о подобных богословских и моральных проблемах «Робинзона Крузо» можно тогда, когда мы знаем, как и о чем на самом деле писал Дефо свой роман. А в нашей стране, как уже говорилось, узнать это не всегда было просто или даже возможно.

Чтобы восполнить наиболее заметные пробелы в нашем представлении о «Робинзоне Крузо», «Фома» попросил подробно рассказать о романе и его авторе Виктора Симакова, кандидата ф илологических наук, учителя русского языка и литературы школы №1315 (Москва).

Дважды вранье - или эффективный пиар

Даниэль Дефо представляется, на первый взгляд, автором одной великой книги - «Робинзон Крузо». Приглядевшись, мы поймем, что это не совсем так: примерно за пять лет (1719–1724) он выпустил друг за другом около десятка беллетристических книг, по-своему важных: к примеру, «Роксана» (1724) стала на долгие годы образцом уголовного романа, а «Дневник чумного года» (1722) повлиял на творчество Гарсиа Маркеса. И все ж «Робинзон Крузо», как «Одиссея», «Божественная комедия», «Дон Кихот», - это совсем иной уровень известности и основание для долгой культурной рефлексии. Робинзон стал мифом, титаном, вечным образом в искусстве.

25 апреля 1719 года в лондонских книжных лавках появилась книга с многословным названием - «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим». В оригинальном английском названии - 65 слов . Этот заголовок - еще и толковая аннотация к книге: какой читатель её не купит, если на обложке - Америка и пираты, приключения и кораблекрушение, река с загадочным названием и необитаемый остров. А еще - небольшое вранье: на двадцать четвертом году «полное одиночество» кончилось, появился Пятница.

Второе вранье серьезнее: Робинзон Крузо написал книгу не сам, он - плод воображения автора, намеренно не упомянувшего себя на обложке книги. Ради хороших продаж он выдал фикшн (художественный вымысел) за нон-фикшн (то есть документалистику), стилизовав роман под мемуары. Расчет сработал, тираж был распродан мгновенно, хотя книжка стоила пять шиллингов - как парадный костюм джентльмена.

Робинзон в русских снегах

Уже в августе того же года, вместе с четвертым тиражом романа, Дефо выпустил продолжение - «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо…» (далее опять много слов), тоже без упоминания автора и тоже в виде воспоминаний. Эта книга повествовала о кругосветном путешествии постаревшего Робинзона по Атлантике и Индийскому океану, Китаю и заснеженной России, о новом посещении острова и гибели Пятницы на Мадагаскаре. А еще через некоторое время, в 1720 году, вышел и настоящий нон-фикшн про Робинзона Крузо - книга эссе на разные темы, содержащая, в числе прочего, и описание видения Робинзоном ангельского мира. На волне популярности первой книжки и эти две продавались неплохо. В сфере книжного маркетинга Дефо тогда не было равных.

Гравюра. Жан Гранвиль

Можно лишь удивляться, с какой непринужденностью писатель имитирует легкую безыскусность дневникового стиля, притом что пишет в бешеном темпе. В 1719 году вышли в свет три его новые книги, в том числе два тома про Робинзона, в 1720 - четыре. Часть из них - действительно документальная проза, другая часть - псевдомемуары, которые сейчас обычно именуют романами (novel).

Роман ли это?

Говорить о жанре романа в том смысле, в котором мы сейчас вкладываем в это слово, на начало XVIII века нельзя. В этот период в Англии идет процесс слияния разных жанровых образований («правдивая история», «путешествие», «книга», «жизнеописание», «описание», «повествование», «романс» и другие) в единое понятие о романном жанре и постепенно складывается представление о самостоятельной его ценности. Однако слово novel употребляется в XVIII веке редко, а его смысл пока узкий - это просто небольшая любовная повесть.

Гравюра. Жан Гранвиль

Ни один из своих романов Дефо не позиционировал как роман, а раз за разом использовал один и тот же маркетинговый ход - выпускал поддельные мемуары без указания имени настоящего автора, полагая, что нон-фикшн куда интереснее вымысла. Такими псевдомемуарами - тоже с длиннющими названиями - чуть ранее прославился француз Гасьен де Куртиль де Сандра («Мемуары мессира д’Артаньяна», 1700). Той же возможностью вскоре после Дефо воспользовался Джонатан Свифт в «Путешествиях Гулливера» (1726–1727), стилизованных под дневник: хотя в книге описывались события куда более фантастические, чем у Дефо, и тут нашлись читатели, поверившие рассказчику на слово.

В развитии жанра романа поддельные мемуары Дефо сыграли ключевую роль. В «Робинзоне Крузо» Дефо предложил сюжет не просто нашпигованный приключениями, а держащий читателя в напряжении (вскоре в той же Англии будет предложен термин «саспенс»). К тому же повествование было довольно цельным - с четкой завязкой, последовательным развитием действия и убедительной развязкой. По тем временам это было, скорее, редкостью. Например, вторая книга про Робинзона такой цельностью похвастаться, увы, не могла.

Откуда вырос «Робинзон»?

Сюжет «Робинзона Крузо» лег на подготовленную почву. При жизни Дефо была широко известна история шотландского моряка Александра Селькирка, который после ссоры со своим капитаном провел четыре с небольшим года на острове Мас-а-Тьерра в Тихом океане, в 640 км от побережья Чили (сейчас этот остров называется Робинзон Крузо). Вернувшись в Англию, он не раз рассказывал в пивных о своих приключениях и в конце концов стал героем сенсационного очерка Ричарда Стила (который, в частности, отмечал, что Селькирк - неплохой рассказчик). Присмотревшись к истории Селькирка, Дефо, однако, заменил остров в Тихом океане на остров в Карибском море, поскольку сведений об этом регионе в доступных ему источниках было куда больше.

Гравюра. Жан Гранвиль

Второй вероятный источник сюжета - «Повесть о Хайе, сыне Якзана…» арабского автора XII века Ибн Туфайля. Это философский роман (опять же, насколько можно применять этот термин к средневековой арабской книге) о герое, живущем на острове с младенчества. То ли он был отправлен согрешившей матерью по морю в ларе и выброшен на остров (явная аллюзия на сюжеты из Ветхого Завета и Корана), то ли «самозародился» из глины уже там (в книге даны обе версии). Далее герой был вскормлен газелью, самостоятельно научился всему, подчинил себе окружающий мир и научился отвлеченно мыслить. Книга была переведена в 1671 на латинский язык (как «Философ-самоучка»), а в 1708 - на английский (как «Улучшение человеческого разума»). Этот роман повлиял на европейскую философию (например, на Дж. Локка) и литературу (тот тип повествования, который немцы в XIX веке назовут «романом воспитания»).

Дефо в нем тоже подсмотрел немало интересного. Сюжет о познании окружающего мира и покорении природы хорошо сочетался с новым просвещенческим представлением о человеке, разумно устраивающем свою жизнь. Правда, герой Ибн Туфайля действует, не зная о цивилизации ничего; Робинзон же, наоборот, будучи цивилизованным человеком, воспроизводит приметы цивилизации у себя. С полузатонувшего корабля он забирает три Библии, навигационные приборы, оружие, порох, одежду, собаку и даже деньги (правда, они пригодились лишь в финале романа). Он не забыл язык, ежедневно молился и последовательно соблюдал религиозные праздники, соорудил дом-крепость, ограду, смастерил мебель, трубку для табака, стал шить одежду, вести дневник, завел календарь, начал использовать привычные меры веса, длины, объема, утвердил распорядок дня: «На первом плане религиозные обязанности и чтение Священного Писания… Вторым из ежедневных дел была охота… Третьим была сортировка, сушка и приготовление убитой или пойманной дичи».

Здесь, пожалуй, можно увидеть основной мировоззренческий посыл Дефо (он есть, притом что книга о Робинзоне была явно написана и опубликована как коммерческая, сенсационная): современный человек третьего сословия, опираясь на свой разум и опыт, способен самостоятельно обустроить свою жизнь в полном согласии с достижениями цивилизации. Это авторское представление вполне вписывается в идеологию века Просвещения с его приятием декартовской гносеологии («Мыслю, следовательно существую»), локковского эмпиризма (весь материал рассуждения и знания человек получает из опыта) и нового представления о деятельной личности, уходящего корнями в протестантскую этику. С последним стоит разобраться подробнее.

Таблицы протестантской этики

Жизнь Робинзона состоит из правил и традиций, определенных его родной культурой. Отец Робинзона, честный представитель среднего сословия, превозносит «среднее состояние» (то есть аристотелевскую золотую середину), которая в данном случае заключается в разумном приятии жизненного удела: семья Крузо относительно обеспеченная и отказываться от «занимаемого по рождению положения в свете» нет смысла. Приведя отцовскую апологию среднего состояния, Робинзон продолжает: «И хотя (так закончил отец свою речь) он никогда не перестанет молиться обо мне, но объявляет мне прямо, что, если я не откажусь от своей безумной затеи, на мне не будет благословения Божия». Судя по сюжету романа, Робинзону понадобилось много лет и испытаний, чтобы понять, в чем суть отцовского предостережения.

Гравюра. Жан Гранвиль

На острове он заново прошел путь развития человечества - от собирательства до колониализма. Уезжая в финале романа с острова, он позиционирует себя как его владельца (и во второй книге, вернувшись на остров, ведет себя как здешний вице-король).

Пресловутое «среднее состояние» и бюргерская мораль в данном случае вполне сочетаются с дурным представлением XVIII века о неравноценности рас и допустимости работорговли и рабовладения. В начале романа Робинзон нашел возможным продать мальчика Ксури, с которым бежал из турецкого плена; после, если бы не кораблекрушение, планировал заняться работорговлей. Первые три слова, которым научил Робинзон Пятницу, - «да», «нет» и «господин» (master).

Хотел ли этого Дефо сознательно или нет, его герой получился прекрасным портретом человека третьего сословия в XVIII веке, с его поддержкой колониализма и рабовладения, рационально-деловым подходом к жизни, религиозными ограничениями. Скорее всего, Робинзон таков, каков был сам Дефо. Робинзон даже не пытается узнать настоящее имя Пятницы; автору оно тоже не слишком интересно.

Робинзон - протестант. В тексте романа его точная конфессиональная принадлежность на указана, но поскольку сам Дефо (как и его отец) был пресвитерианцем, то логично предположить, что и герой его, Робинзон, тоже принадлежит к пресвитерианской церкви. Пресвитерианство - одно из направлений протестантизма, опирающееся на учение Жана Кальвина, фактически - разновидность кальвинизма. Робинзон унаследовал эту веру от отца-немца, эмигранта из Бремена, некогда носившего фамилию Крейцнер.

Протестанты настаивают, что для общения с Богом священники в качестве посредников ни к чему. Вот и протестант Робинзон считал, что общается с Богом напрямую. Под общением с Богом он как пресвитерианец подразумевал только молитву, в таинства он не верил.

Без мысленного общения с Богом Робинзон быстро сошел бы с ума. Он каждый день молится и читает Священное Писание. С Богом он не чувствует себя одиноким даже в самых экстремальных обстоятельствах.

Это, кстати, хорошо соотносится с историей Александра Селькирка, который, чтобы не сойти с ума от одиночества на острове, каждый день читал вслух Библию и громко пел псалмы.

Любопытным выглядит одно из ограничений, которое свято соблюдает Робинзон (Дефо специально не останавливается на данном моменте, но из текста он хорошо виден), - это привычка всегда ходить одетым на необитаемым тропическом острове. Видимо, герой не может оголиться перед Богом, постоянно чувствуя его присутствие рядом. В одной сцене - где Робинзон плывет на полузатонувший рядом с островом корабль - он вошел в воду «раздевшись», а затем, будучи на корабле, смог воспользоваться карманами, а значит, разделся все же не до конца.

Протестанты - кальвинисты, пресвитерианцы - были уверены, что можно определить, кто из людей любим Богом, а кто - нет. Это видно из знаков, за которыми надо уметь наблюдать. Один из важнейших - удача в делах, что сильно повышает ценность труда и его материальных результатов. Попав на остров, Робинзон пытается понять свое положение с помощью таблицы, в которую аккуратно заносит все «за» и «против». Их количество равно, но это дает Робинзону надежду. Далее Робинзон много трудится и через результаты своего труда чувствует милость Господа.

Столь же важны многочисленные знаки-предостережения, которые не останавливают молодого Робинзона. Затонул первый корабль, на котором он отправился в путь («Совесть, которая в то время еще не успела у меня окончательно очерстветь, – говорит Робинзон, - сурово упрекала меня за пренебрежение к родительским увещаниям и за нарушение моих обязанностей к Богу и отцу», - имеется в виду пренебрежение дарованным жизненным уделом и отцовскими увещеваниями). Другой корабль захватили турецкие пираты. В самое злополучное из своих путешествий Робинзон отправился ровно через восемь лет, день в день после побега от отца, который его предостерегал от неразумных шагов. Уже на острове он видит сон: с неба к нему спускается страшный человек, объятый пламенем, и хочет поразить копьем за нечестие.

Дефо настойчиво проводит мысль о том, что не стоит совершать дерзких поступков и круто менять свою жизнь без специальных знаков свыше, то есть, в сущности, постоянно осуждает гордыню (притом что колонизаторские замашки Робинзона он, скорее всего, гордыней не считает).

Постепенно Робинзон все более склоняется к религиозным размышлениям. В то же время он четко разделяет сферы чудесного и бытового. Увидев на острове колосья ячменя и риса, он возносит благодарность Богу; затем вспоминает, что сам вытряхнул на этом месте мешочек из-под птичьего корма: «Чудо исчезло, а вместе с открытием, что все это самая естественная вещь, значительно остыла, должен признаться, и моя благодарность Промыслу».

Когда на острове появляется Пятница, главный герой пытается привить ему собственные религиозные представления. В тупик его ставит естественный вопрос о происхождении и сущности зла, труднейший для большинства верующих людей: зачем Бог терпит дьявола? Прямого ответа Робинзон не дает; подумав некоторое время, он неожиданно уподобляет дьявола человеку: «А ты лучше спроси, почему Бог не убил тебя или меня, когда мы делали дурные вещи, оскорбляющие Его; нас пощадили, чтобы мы раскаялись и получили прощение».

Главный герой и сам остался недоволен своим ответом – другого же ему на ум не пришло. Вообще, Робинзон в конце концов приходит к мысли, что он не слишком успешен в истолковании сложных богословских вопросов.

В последние годы жизни на острове искреннюю радость ему доставляет другое: совместная с Пятницей молитва, совместное ощущение присутствия Бога на острове.

Наследство Робинзона

Хотя Дефо припас основное философско-этическое содержание для последней, третьей книги про Робинзона, время оказалось мудрее автора: наиболее глубокой, цельной и влиятельной книгой Дефо был признан именно первый том этой трилогии (характерно, что последний даже не переведен на русский язык).

Жан-Жак Руссо в дидактическом романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) назвал «Робинзона Крузо» единственной книгой, полезной для детского чтения. Сюжетная ситуация необитаемого острова, описанная у Дефо, рассматривается Руссо как обучающая игра, к которой - через чтение - следует приобщиться ребенку.

Гравюра. Жан Гранвиль

В XIX веке было создано несколько вариаций на тему «Робинзона», в том числе «Коралловый остров» Роберта Баллантайна (1857), «Таинственный остров» Жюля Верна (1874), «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона (1882). Во второй половине XX века «робинзонаду» переосмысляют в свете актуальных философских и психологических теорий - «Повелитель мух» Уильяма Голдинга (1954), «Пятница, или Тихоокеанский лимб» (1967) и «Пятница, или Дикая жизнь» (1971) Мишеля Турнье, «Мистер Фо» (1984) Джона Максвелла Кутзее. Сюрреалистические и психоаналитические акценты расставил в фильме «Робинзон Крузо» (1954) Луис Бунюэль.

Сейчас, в XXI веке, в свете новых размышлений о сосуществовании рядом различных культур, роман Дефо по-прежнему актуален. Взаимоотношения Робинзона и Пятницы - пример взаимодействия рас как его понимали три века назад. Роман на конкретном примере заставляет задуматься: что изменилось за прошедшие годы и в чем взгляды авторы безусловно устарели? В мировоззренческом отношении роман Дефо прекрасно иллюстрирует идеологию Просвещения в ее британском варианте. Однако сейчас нам гораздо интереснее вопрос о сущности человека вообще. Вспомним упомянутый роман Голдинга «Повелитель мух», в котором обители острова не развиваются, как у Дефо, а наоборот, деградируют, проявляют низменные инстинкты. Каков же он, человек, на самом деле, чего в нем больше - созидательного или разрушительного? В сущности, здесь можно увидеть и культурную рефлексию над христианской концепцией первородного греха.

Что касается религиозных представлений автора, представление о золотой середине у среднего читателя, пожалуй, не вызовет возражений, чего не скажешь об осуждении дерзновенных поступков вообще. В данном отношении философию автора можно признать буржуазной, мещанской. Такие представления осудят, например, представители романтической литературы в начале XIX века.

Несмотря на это, роман Дефо продолжает жить. Объясняется это тем, что «Робинзон Крузо» - текст, прежде всего, сенсационный, а не дидактический, он пленяет образами, сюжетом, экзотикой, а не поучает. Смыслы, которые в нем заложены, присутствуют, скорее, подспудно, а потому он порождает вопросы, а не дает законченные ответы. В этом и есть залог долгой жизни литературного произведения. Читая его снова и снова, каждое поколение задумывается над встающими во весь рост вопросами и отвечает на них по-своему.

Первый перевод «Робинзона Крузо» на русский язык был опубликован в 1762 году. Перевел его Яков Трусов под названием «Жизнь и приключения Робинзона Круза, природного англичанина». Классический, чаще всего переиздаваемый полный перевод текста на русский выпущен в 1928 году Марией Шишмаревой (1852–1939), а начиная с 1955 года многократно переиздавался.

Лев Толстой в 1862 году сделал свой пересказ первого тома «Робинзона Крузо» для своего педагогического журнала «Ясная Поляна».

Существует 25 экранизаций «Робинзона Крузо» (включая и мультипликацию). Первая сделана в 1902 году, последняя - в 2016. В роли Робинзона снимались такие актеры, как Дуглас Фэрнбекс, Павел Кадочников, Питер О’Тул, Леонид Куравлёв, Пирс Броснан, Пьер Ришар.

Кто из нас не читал в детстве, добровольно или «из-под палки» (как того требовала школьная программа), приключенческий роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо? Роман написан в относительно редком жанре «вымышленной автобиографии» или «Робинзоады», поэтому неудивительно, что имя главного героя стало нарицательным еще две сотни лет назад. Сам же Дефо написал не один роман, а четыре. Причем последний рассказывает о приключениях уже престарелого Робинзона в Сибири… Однако последние романы серии на русский язык так и не были полностью переведены.

Похождения Робинзона и его верного спутника Пятницы настолько реалистично написаны, что реальность «автобиографии» ни у кого не вызывает сомнений. Однако, увы, настоящий Робинзон Крузо никогда не существовал.

«Робинзон» является собирательным образом из множества историй о выживших на необитаемых островах моряках, которых в ту эпоху было немало.

Пираты на службе Её Величества

Дело в том, что, хоть Дефо и обходит эту тему стороной в своем романе, но все (или почти все) реальные прототипы его романа были пиратами . В крайнем случае – каперами, т.е. теми же пиратами, только работающие по контракту на одну из воюющих стран (чаще всего их использовала Великобритания для грабежей испанских «золотых караванов»).

Поскольку пиратские судна не были оборудованы гауптвахтами, то за проступки таких моряков либо убивали, либо оставляли на необитаемом острове «на суд божий». В последнем случае острова использовались как «природные тюрьмы». Действительно, с такого острова никуда не сбежишь, а выжить там непросто. В этом и заключался «божественный суд»: если спустя год или пару лет моряк оставался жив, то его вновь забирали свои же «коллеги» по пиратскому «цеху», если же нет… На нет, как говорится, и суда нет.

Александр Селькирк

Считается, что наибольшее влияние на Дефо оказала история выживания шотландца Александра Селькирка . Это был моряк, который служил на галере (малое военное судно) «Сэнк Пор », где был боцманом. В 1704 году он в составе небольшой каперской флотилии под руководством известного капитана Дампьера должен был грабить испанские суда у берегов Южной Америки. Однако, как истинный шотландский капер, Селькирк имел прескверный характер и буйный нрав, из-за чего постоянно ссорился с другими моряками и начальством (а спорить с капитаном пиратов – себе дороже). Из-за одной из таких ссор его понизили в звании, после чего он «в сердцах» заявил, что ему теперь не место на этом корабле. Капитан его слова воспринял буквально и приказал высадить на ближайшем необитаемом острове…

Несмотря на то, что неудачливый боцман раскаялся и просил отменить приказ, капитан снарядил моряка всем необходимым и высадил на небольшой остров Мас а Тьерра в 600 км от берегов Чили.

Хорошее начало истории Робинзона

Надо сказать, что снаряжение Селькирк получил по тем временам отличное. Ему дали запасную одежду и нижнее белье (для тех времен – роскошь), табак, котел для приготовления еды, нож и топор. И самое главное, нашего героя снабдили вполне современным на тот момент кремневым ружьем с фунтом пороха, пулями и огнивом. Вложили также Библию, без которой «божий суд» был бы не суд. Спустя 300 лет археологи, на месте его лагеря в тропиках, нашли также навигационные приборы, благодаря которым Селькирк, вероятно, наблюдал за звездами, определяя, таким образом, день и месяц.

Отметим, что и сам боцман был человеком бывалым, хотя ему было всего 27 лет на момент высадки. Александр — сын башмачника, в 18 лет сбежал на корабль матросом. Впрочем, его судно почти сразу было захвачено французскими пиратами, которые продали Селькирка в рабство. Тем не менее, бравый юноша бежал, сам присоединился к пиратам и вернулся домой опытным моряком с объемным кошельком, полным золотых монет, добытым неправедным путем…

Оказавшись же на необитаемом острове, наш моряк развел бурную деятельность. Он построил наблюдательный пункт и две хижины: «кабинет» и «кухню». Поначалу он питался местными фруктами и кореньями (нашел, например, местную разновидность репки), но затем обнаружил небольшую популяцию коз, на которых и охотился из своего ружья. Затем, когда порох стал заканчиваться, он приручил коз, стал получать от них молоко, мясо и шкуры. Последние ему пригодились, когда спустя пару лет его одежда пришла в негодность. Воспользовавшись найденным гвоздем, он сшил себе нехитрую одежду из козьих шкур. Опыт работы в башмачной мастерской отца пригодился. Из половинки кокоса смастерил себе «кубок» на ножке, «мебель» и т.д. То есть, обжился Селькирк на острове довольно основательно.

Сохранить человечность в одиночестве

Своего «Пятницу» Александр Селькирк так и не встретил, поэтому больше всего страдал от одиночества. Главными испытаниями, по его же собственному признанию, были именно одиночество и борьба с крысами, наводнившими этот остров. Крысы съедали съестные припасы и портили все остальное его имущество. Селькирк даже самостоятельно смастерил сундук (который украсил резьбой), для защиты вещей от непогоды и крыс.

Впрочем, боцман нашел на острове диких кошек, которых приручил, и, таким образом, обезопасил себя от хвостатых вредителей. Наличие коз, крыс и одичавших кошек говорило о том, что этот остров когда-то был обитаем, но следов других людей Селькирк так и не нашел. Чтобы не забыть человеческую речь, он разговаривал сам с собой и читал вслух Библию. Несмотря на то, что боцман был не самым праведным человеком, именно Библия, как он сам потом признавался, помогла ему остаться человеком в диком окружении.

Однажды на остров, вероятно в поисках пресной воды, прибыли два испанских судна, но Селькирк, который был британским капером, побоялся к ним выйти т.к. испанцы его наверняка бы повесили на реях за пиратство. Корабли ушли, а боцман вновь остался наедине с козами и кошками.

Спасение Робинзона и конец истории

Но он все-таки был спасен. Спустя четыре года после его попадания на остров, 1 февраля 1709 года, за Селькирком вернулась его же флотилия под руководством Дампьера. Впрочем, состав её был уже другим, и судна «Сэнк Пор» там не было. Примечательно, что Вудс Роджерс, капитан судна «Герцог», занимавшегося непосредственно эвакуацией «Робинзона», в своем судовом журнале указал, что спасал «губернатора острова».

Оказавшись на цивилизованной суше, Александр Селькирк стал завсегдатаем трактиров, где за кружкой пива рассказывал истории своих приключений на необитаемом острове. Вероятно, одним из свидетелей его хмельных выступлений стал и Даниэль Дефо. Сам же шотландец недолго пробыл на суше. Спустя некоторое время он вновь вернулся к каперскому ремеслу, однако через десять лет, у берегов Западной Африки, скончался от желтой лихорадки и был «похоронен в море» (т.е. выброшен за борт со всеми почестями). Так завершилась история настоящего «Робинзона».

Кстати, остров, где жил Александр Селькирк, получил название «Робинзон Крузо », а соседний –«Александр Селькирк ». Но случилось это уже после бесславной кончины бравого шотландского боцмана с дурным характером, который умер, так и не узнав о том, что стал легендой.

Шотландский моряк, родился в 1676 году в деревне Нижнее Ларго, ныне Лундин Линкс. Александр Селькирк был сыном кожевника. Он был непослушным ребенком и в молодости проявлял сварливый и непокорной нрав.

Селькирк решил стать матросом, тяга к приключениям манила его. Он участвовал в пиратских экспедициях Южных морей и в 1703 году присоединился к знаменитому корсару Уильяму Дампиру, который был капитаном судна "Пять портов". На борту этого корабля было 26 орудий, а экипаж состоял из 120 человек. Селькирк служил на камбузе этого судна.

В октябре 1704 года Александр Селькирк поссорился с капитаном Дампиром из-за своего дурного характера и покинул корабль. Его посадили в шлюпку, дали кое-какое снаряжение и указали на землю. Это был в архипелаге Хуана Фернандеса Mas Afuera (Мас-а-Тьерра), который переводится как "наиболее отдалённый".

Остров изрезан горными хребтами, а высочайшей его точкой является гора Серро-де-лос-Инносентес (1329 м). Остров, однако, совсем не похож на те острова, которые нам обычно показывают в фильмах про Робинзона Крузо - с обилием растительности и райскими пляжами. Александру пришлось прожить на этом острове 4 года и 4 месяца в полном одиночестве до тех пор, пока его не спасли. Именно Александр Селькирк стал прототипом всеми известного героя Даниэля Дефо - Робинзона Крузо. Познакомившись с Селькирком и вдохновившись его опытом, известный писатель написал своё лучшее произведение, которое прогремело на весь мир.

У Александра были некоторые вещи, необходимые для выживания: у него был топор, было ружьё, запас пороха и многое другое. Селькирк страдал от одиночества, привыкал к острову и приобретал постепенно необходимые навыки выживания. Поначалу его рацион был скудным, он питался моллюсками, но со временем освоился и обнаружил на острове своих соседей - диких коз. Когда-то давно на этом острове жили люди и привезли сюда коз, но после того, как они уехали, козы одичали. Он охотился на них, тем самым добавив в свой рацион столь необходимое мясо. Коз он приручил и получал от них молоко. Из растительных культур он обнаружил дикие репы, капусту и черный перец, а также некоторые ягоды.

Опасность для него представляли крысы, живущие на острове, но на его счастье на острове жили и дикие кошки, ранее привезённые людьми. В их компании он мог спать спокойно, не боясь крыс.

Пещера Александра Селькирка

Остров сегодня

Александр Селькирк построил себе две хижины из пименты лекарственной и использовал их для своих нужд. Его запасы пороха подходили к концу, и он был вынужден охотиться на коз без него. Он преследовал коз пешком, гонялся за ними по всему острову и как-то раз так увлёкся погоней, что не заметил обрыв, после чего упал и провалялся так какое-то время. Он чудом остался жив.

Чтобы не забыть английскую речь, он постоянно читал себе вслух Библию, не сказать, чтобы он был набожным человеком, просто так он слышал хоть какую-то речь. Когда его одежда стала изнашиваться, он стал использовать козьи шкуры. Он был сыном кожевника и поэтому хорошо знал, как нужно выделывать шкуры. После того, когда его ботинки износились, он не стал делать себе новые, потому что его ноги, загрубевшие от мозолей, позволяли ходить без неё. Также он нашёл старые обручи от бочек и смог изготовить из них подобие ножа.

Однажды на остров прибыли два судна. Они оказались испанскими, а Англия и Испания в те времена были врагами. Селкирка могли арестовать или вовсе убить, так как он был капером, и он принял нелёгкое для себя решение спрятаться от них.

Спасение пришло к нему 1 февраля 1709 года, это было английское судно "Герцог" с капитаном Вуджесом Роджером, который назвал Селкирка губернатором острова.

Остров, на котором жил Александр Селькирк, назвали Островом Робинзона Крузо, также в его честь назвали соседние острова архипелага Хуана Фернандеса.

Всемирно известный роман о необыкновенных приключениях Робинзона Крузо давно уже причислен к классике. Как и давно известно, что в основу сюжета своей книги Даниэль Дефо положил реальную историю, произошедшую с Александром Селкирком, шотландским моряком. Но далеко не все знают, что полтора века назад в России случилась очень похожая история, только наш «Робинзон» очутился не на тропическом острове, а на берегу сурового Охотского моря. (сайт)

Бурная молодость «русского Робинзона»

В 1882 году журнал «Русская старина» опубликовал заметку исследователя Сибири и предпринимателя Александра Сибирякова, в которой рассказывалось о «русском Робинзоне». Звали этого человека Сергеем Петровичем Лисицыным. Потомственный дворянин, Лисицын окончил физико-математический факультет престижного Санкт-Петербургского Императорского университета и получил диплом кандидата математических наук.

Отец Сергея был офицером русской армии и погиб в сражении под Силистрией. Мальчика воспитывала тетка; детство его прошло в Курской губернии, в имении Сосновка. Получив блестящее образование, юный дворянин не пожелал, однако, заниматься научно-преподавательской деятельностью и стал корнетом лейб-гвардии Гусарского полка.

Впрочем, Лисицын недолго наслаждался яркой жизнью столичного гвардейца. Конец ей положила дуэль между ним и полковым адъютантом, которая, к счастью, окончилась без жертв. Теперь вместо пышного гусарского ментика Лисицына ожидал унылый чиновничий сюртук. Сделаться еще одним «Акакием Акакиевичем» для отставного корнета было невыносимо. Поэтому он восторженно принимает приглашение своего родственника, который в то время служил на Аляске, прибыть на край Нового Света. Лисицыну было 24 года, когда, полный надежд и дерзких планов, он ступил на палубу транспортного корабля российского военно-морского флота. Шел 1847 год…

Как смутьян гусар становится «Робинзоном»

Офицерская кают-компания приняла отставного корнета весьма дружелюбно. Однако тот и здесь сумел показать свой задиристый нрав. Однажды подшофе Лисицын наговорил кучу дерзостей командиру корабля, за что его отправили под арест. Сидя в собственной запертой каюте, он принялся подбивать на мятеж караульных матросов. Капитан судна велел скрутить подстрекателя и, завязав ему глаза, высадить на безлюдный берег.

Освободившись от пут, неудачливый бунтарь сорвал с глаз повязку и увидел на горизонте уходящий корабль. Впрочем, по приказу благородного капитана Лисицыну оставили, помимо чемоданов с одеждой, тулуп, три пары сапог, два пистолета, кинжал, шашку, запас чая и сахара, складной нож, карманные золотые часы, пару фляг с водкой, пуд сухарей, а также письменные принадлежности, запас писчей бумаги, записные книжки, чайный и бритвенный приборы, запас спичек, краски, карандаши, рисовальную бумагу, кредитные билеты на 2800 рублей и даже две сотни гаванских сигар.

К этому немалому багажу прилагались хорошее ружье и 26 зарядов к нему, а также записка от командира корабля. Тот писал, что согласно Морскому уставу поступок «любезного Сергея Петровича» заслуживает смерти. Однако капитан дарит ему жизнь, поскольку щадит молодость и замечательные таланты Лисицына, а более того - его несомненную сердечную доброту. Далее капитан выражал желание, чтобы трудности уединенной жизни исправили несчастный характер молодого человека. В конце он приписал: если когда-нибудь судьба снова сведет нас, чего я очень желаю, надеюсь, мы встретимся не как враги…

Легко ли быть Робинзоном?

Дворянину Лисицыну сроду не приходилось делать что-либо своими руками: для этого в имении были крепостные, а в полку - денщик. Молодой человек знал, что судно находилось в Охотском море, и надеялся, что высадили его на клочке суши, принадлежащей гряде Курильских или Алеутских островов. Увы, вскоре Лисицын убедился, что положение, в которое он попал, - хуже некуда: перед ним вздымало холодные волны Охотское море, позади шумела вековечная дремучая тайга, в которой водились ядовитые змеи, …

Прошла неделя - и у «русского Робинзона» уже был свой дом с печкой и мебелью. Лисицын сам сделал лук, стрелы и пращу, решив экономить ружейные патроны. Кстати, последние очень пригодились ему, когда зимой в дом ломилась стая голодных волков: восьмерых хищников отшельник убил в упор из ружья. Перед этим ему посчастливилось подстрелить медведя и обеспечить себя запасом медвежатины и теплой шубой. Летом Лисицын ловил рыбу, в тайге собирал грибы и сушил их впрок.

Не обошлась эта история и без Пятницы. В апреле Сергей Петрович шел по берегу моря, оценивая последствия недавних штормов, как вдруг увидел человека, лежавшего ничком без сознания. Позже выяснилось, что мужчину зовут Василием и он вместе с сыном плыл на транспорте в Русскую Америку. Когда корабль дал течь, все сбежали с него, а Василия и его сына забыли.

Судно нашли неподалеку. Кроме шестнадцатилетнего юноши, на нем оказалось восемь холмогорских коров и бык, шестнадцать волов, двадцать шесть овец, коты и две овчарки, а также запасы продуктов, семена ржи и ячменя, оружие, две подзорные трубы и телескоп, самовар, огородный и строительный инструмент.

Русская версия о Робинзоне Крузо куда более человечная

Семь месяцев вынужденного одиночества начисто выветрили у бывшего барина дворянскую спесь. Со своими помощниками он обновил за лето дом и баню, научился делать сметану, масло, творог и сыр, вспахал поле, на котором затем собрал урожай ржи и ячменя. Трудовая коммуна Лисицына организовала обильный лов речной и морской рыбы, собирала и перерабатывала грибы, ягоды, лесные травы…

Напасть на коммуну периодически пытались китайские контрабандисты, но поселенцы использовали против них корабельную пушку, взятую с судна. Как-то к побережью подошли русские боевые корабли, посланные на защиту наших границ от незваных китайских гостей. Они-то и помогли своим соотечественникам отбить очередную атаку китайцев.

Прошло десять лет. В 1857 году писатель и ученый Александр Сибиряков встретился с Сергеем Петровичем Лисицыным, гостеприимным хозяином приамурских золотых и медных приисков. Залежи золота и медной руды тот нашел еще в пору своего одиночества. К слову, правительство назначило Лисицына управляющим этими землями.

При «русском Робинзоне» неотлучно находился верный Василий «Пятница», а вот его сын стал студентом Московского университета. В Петербургском же университете учились на средства Лисицына и двое сыновей того самого капитана корабля, который некогда высадил смутьяна корнета на безлюдный берег. Да-да, сделавшись богатым, Сергей Петрович отыскал старика и не преминул выразить ему свою благодарность. Скончавшегося капитана Лисицын проводил в последний путь, после чего полностью взял на себя заботу о его детях. Как видите, русская робинзонада получилась не менее интересной, чем история, рассказанная Дефо, и куда более человечной. Не так ли?..