Стандартный строй электрогитары. Виды гитарных строев. Открытый ре минор Open D Minor - DADFAD

Неклассические настройки используются для удобства игры в отдельных музыкальных жанрах или музыкальных произведений .

Классический метод настройки

  1. камертона
  2. По 1-й струне настраивается 2-я струна, которая, будучи прижатой на V ладу, должна звучать одинаково с 1-й открытой (не прижатой) струной.
  3. 3-я струна, прижатая на IV ладу, настраивается по 2-й открытой струне.
  4. 4-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 3-й открытой струне.
  5. 5-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 4-й открытой струне.
  6. 6-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 5-й открытой струне.

Настройка флажолетами с темперацией

Позволяет производить намного более точную настройку, так как точность ладов не всегда достаточна.

  1. Настройка 1-й струны производится по контрольному звуку - звуку камертона - или по звуку уже настроенного музыкального инструмента.
  2. 6-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на V ладу звучал в унисон с 1-й струной.
  3. 5-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с 1-й струной, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,372 Гц (одно биение за 2,7 секунды).
  4. 4-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с флажолетом 5-й струны на V ладу, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,497 Гц (одно биение за 2,01 секунды).
  5. 3-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с флажолетом 4-й струны на V ладу, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,664 Гц (одно биение за 1,51 секунды).
  6. 2-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на V ладу звучал почти в унисон с флажолетом 1-й струны на VII ладу, но чуть недотягивается, чтобы слышались биения частотой 1,12 Гц (одно биение за 0,9 секунды).

При настройке по камертону A («ля») первой настраивается 5-я струна (флажолет на V ладу в унисон с камертоном), затем 1-я и 6-я, а потом 4-я, 3-я и 2-я.

При хорошем слухе, накопив достаточный опыт, можно обойтись без взятия флажолетов, улавливая биения обертонов в звучании открытых струн.

Поскольку изменение натяжения струны ведёт к деформации корпуса гитары и расстройке остальных струн, рекомендуется настраивать гитару в 2-3 итерации, первую из которых можно делать без темперации (без тщательного подсчёта частоты биений).

Пониженные строи шестиструнной гитары

Пониженные (то есть ниже обычного строя EBGDAE) строи применяются для более удобной игры в определённой тональности, либо для получения более низкого «тяжелого» звука. В частности, многие рок-гитаристы любят т. н. Drop-строи, которые именуются с дописыванием к «Drop» ноты на 6-й струне, которая опускается на 1 тон ниже первой (например: Drop C = DAFCGC). Для перестройки из классического строя в какой-либо пониженный, все струны гитары опускаются на определённый интервал (например чтобы перестроиться в строй D необходимо все струны гитары опустить на тон). Для понижения строя гитары более чем на тон может понадобиться смена струн на более толстые из-за ослабления их натяжения. Также для строя ниже B (си) используются в основном баритон-гитары .

Струна Строй E♭ (ми-бемоль) Строй D (ре) Строй D♭ (ре-бемоль) Строй C (до) Строй B (си)
Нота Частота (в герцах) Нота Частота Нота Частота Нота Частота Нота Частота
Первая e♭¹ (ми-бемоль первой октавы) 311.13 d¹ (ре первой октавы) 293.66 d♭¹ (ре-бемоль первой октавы) 277.18 c¹ (до первой октавы) 261.63 b (си малой октавы) 246.94
Вторая b♭ (си-бемоль малой октавы) 233.08 a (ля малой октавы) 220.00 a♭ (ля-бемоль малой октавы) 207.00 g (соль малой октавы) 196.00 g♭ (соль-бемоль малой октавы) 185.00
Третья g♭(соль-бемоль малой октавы) 185.00 f (фа малой октавы) 174.62 e (ми малой октавы) 164.81 e♭ (ми-бемоль малой октавы) 155.56 d (ре малой октавы) 147.83
Четвёртая d♭ (ре-бемоль малой октавы) 138.59 c (до малой октавы) 130.82 B (си большой октавы) 123.48 B♭ (си-бемоль большой октавы) 116.54 A (ля большой октавы) 110.00
Пятая A♭ (ля-бемоль большой октавы) 103.80 G (соль большой октавы) 98.00 G♭ (соль бемоль большой октавы) 92.50 F (фа большой октавы) 87.31 E (ми большой октавы) 82.41
Шестая E♭ (ми-бемоль большой октавы) 77.78 D (ре большой октавы) 73.91 D♭ (ре-бемоль большой октавы) 69.30 C (до большой октавы) 65.41 B¹ (си контроктавы) 61.74
Ноты



Open C

Одной из характерных особенностей является легкость извлечения основных мажорных аккордов. Простое барре на 2 м ладу даст «Ре», 4м - «Ми», 5м - «Фа» и так далее. Открытые струны предоставят вам «До».

Дла того чтобы настроить гитару в «Open C», надо (отталкиваясь от «стандартного строя»): 1-я струна (тонкая) Оставить как в «стандартном строе» - «Ми»(«E»)
2-я струна. Поднять на полшага до «До»(«C»)
3-я струна. Оставить как в «стандартном строе» - «Соль»(«G»)
4-я струна. Опустить на шаг до «До»(«C»)
5-я струна. Опустить на шаг до «Соль»(«G»)
6-я струна (толстая). Опустить на два шага c «Ми» до «До»(«C»)

Повышенные строи шестиструнной гитары

Повышение строя гитары, особенно классической , может привести к повреждению инструмента , а также к травмам из-за внезапного обрыва перетянутой струны.

Для повышения строя можно использовать каподастр . Если перестройка гитары все же необходима, рекомендуется использовать более тонкий набор струн.

Струна Строй F (фа) Строй F# (фа-диез) Строй G (соль) Строй G# (соль-диез) Строй A (ля)
Нота Частота (в герцах) Нота Частота Нота Частота Нота Частота Нота Частота
Первая f¹ (фа первой октавы) 349.23 f¹# (фа-диез первой октавы) 369.99 g¹ (соль первой октавы) 392.00 g¹# (соль-диез первой октавы) 415.30 a¹ (ля первой октавы) 440.00
Вторая с¹ (до первой октавы) 261.63 с¹# (до-диез первой октавы) 277.18 d¹ (ре первой октавы) 293.66 D¹# (ре-диез первой октавы) 311.13 e¹ (ми первой октавы) 311.13
Третья g# (соль-диез малой октавы) 207.00 a (ля малой октавы) 220.00 a# (ля-диез малой октавы) 233.08 b (си малой октавы) 246.94 c¹ (до первой октавы) 261.63
Четвёртая d# (ре-диез малой октавы) 155.56 e (ми малой октавы) 164.81 f (фа малой октавы) 174.62 f# (фа-диез малой октавы) 185.00 g (соль малой октавы) 196.00
Пятая A# (ля-диез большой октавы) 116.54 B (си большой октавы) 123.48 c (до малой октавы) 130.82 c# (до-диез малой октавы) 138.59 d (ре малой октавы) 147.83
Шестая F (фа большой октавы) 87.31 F# (фа-диез большой октавы) 92.50 G (соль большой октавы) 98.00 G# (соль-диез большой октавы) 103.80 A (ля большой октавы) 110.00
Ноты




Строй «Drop D»

Этот строй отличается от классического опущенной на тон шестой струной. Он часто используется музыкантами играющими в стиле хард-рок на электрогитаре , так как облегчает игру квинт-аккордов (англ. power-chord ), также для него написаны некоторые произведения классической гитары (в тональностях ре-мажор и ре-минор).

Строй «Drop C»

Используется для получения ещё более низкого и «тяжелого звука» на электрогитаре. В отличие от классического строя, все струны кроме шестой настраиваются на тон ниже, а шестая струна - на два тона .
Как и строй Drop D используется для игры квинтаккордов.

Строй «Double Drop-D»

Строй похожий на Drop D, отличающийся тем что первая струна опускается на тон. Для настройки из классического строя первая и шестая струна опускаются на тон .
В этом строе четыре верхние открытые струны гитары образуют аккорд соль-мажор, что облегчает игру слайдом . Двойной drop D часто использовался исполнителем Нилом Янгом .

Строй «DADGAD»

Строй наиболее часто используемый в фолк-музыке . Изобрел его британский гитарист Дэвид Грэм для более удобной игры по нотам записанным для скрипки или волынки .
Для перестройки в строй «DADGAD» из классического необходимо опустить на тон первую , вторую и шестую струны.

Строй «DADDAD»

Строй «Papa-Papa», наиболее подходящий как для использования в фолк-музыке (кельтской), так и для исполнения партий ритм-гитары в «тяжелой» (альтернативной музыке) по 4-е ноты одновременно. Для перестройки в строй «DADDAD» из классического необходимо опустить на тон первую , вторую и шестую струны. а третью настроить в унисон с четвертой .

Строй «Open D»

В этом строе открытые струны образуют аккорд ре-мажор. Он используется в основном на слайд-гитарах .
Для перестройки в этот строй из классического первая , вторая и шестая струны опускаются на тон , третья опускается на полутон .

Строй «Open G»

В этом строе открытые струны образуют аккорд соль-мажор.
Для перестройки в строй «Open G» из классического первая , пятая и шестая струны опускаются на тон .

«Новый стандартный строй»

Также известный как «Crafty tuning». Строй разработанный музыкантом Робертом Фриппом и используемый им с 1983 года. В отличие от классического «квартового » строя, строй предложенный Робертом Фриппом ближе к смычковым струнным инструментам , причем первая , вторая и третья струны настраиваются аналогично скрипке . Настройка в этот строй может потребовать замены нижних струн на более толстые, а верхних - на тонкие.

«Альтернативный строй Cross A»

E-A-E-A-E-A ."Sitar A" - альтернативный пониженный гитарный строй. Напоминает звучание индийского ситара. Отлично подходит для создания индийской (восточной) музыки.

Семиструнные строи

Стандартный

Строй струн семиструнной гитары смешанный - терцово-квартовый, таким образом аккорд открытых струн является консонирующим (мажорный квартсекстаккорд), в отличие от шестиструнной гитары. Этот строй считается классическим (академическим).

Возникает закономерный вопрос:"как настроить гитару 6 струнную новичку?" . Если у вас большие планы и вы хотите стать гитаристом от бога, как минимум вам нужно уметь правильно настраивать гитару . Но даже если таких планов нет, то настраивать гитару всё равно придётся).

"Не могу настроить гитару" - такую фразу можно часто услышать от начинающего гитариста, но для начала давайте разберёмся, как должны быть настроены струны. Струны на гитаре нумеруются снизу вверх, от самой тонкой струны до самой толстой .

10 советов: как играть на гитаре с хорошей техникой

При классическом строе гитары 6-я струна настраивается на , часто используют латинское обозначение "E". Обычно сначала настраивают шестую струну, а от неё все остальные, но об этом чуть позже. Вот как должны быть настроены струны при классическом строе:

  • e (первая, самая тонкая струна - нота "ми")
  • B (вторая струна, нота "си")
  • G (третья струна, нота "соль")
  • D (четвёртая струна, нота "ре")
  • A (пятая струна, нота "ля")
  • E (шестая, самая толстая струна - нота "ми")

Теперь, зная как должны быть настроены струны, давайте попробуем их настроить. Кстати, вы знаете ? Для этого будем использовать колки или как некоторые новички их называют "крутилки"). можно поворачивать как в одну, так и в другую сторону.

Поворачивая колок по часовой стрелке мы натягиваем струну, придавая ей более высокое звучание и соответственно поворачивая против часовой мы ослабляем струну и она звучит более низко.

При настройке 6 струнной гитары крутить нужно аккуратно, дабы не порвать струну, особенно это касается начинающих гитаристов. С опытом вы будете гораздо точнее чувствовать натяжение струны, ну а пока будьте внимательнее и крутите "крутилки" аккуратно.

Настраиваем 6-ую струну

Первым делом настраиваем шестую струну на гитаре . Для этого нам понадобиться так называемое эталонное звучание, конкретно нота "ми". Где её взять? можно послушать у нас на сайте, взять на другом настроенном музыкальном инструменте, можно использовать камертон, либо зайти на YouTube и написать в поиске "нота ми для настройки гитары " или что-то вроде этого.

Некоторые люди обладают абсолютным слухом и могут определить высоту ноты , не используя вышеперечисленные способы. Это качество слуха можно развить, но как правило оно является врождённым. Однако даже далеко не у всех профессионалов есть подобные навыки, поэтому предложенным ниже способом пользуются как опытные гитаристы, так и новички.

И так, "образец" ноты мы нашли, приступаем к настройке. Настройка 6 струнной гитары, как впрочем и игра на любом другом музыкальном инструменте подразумевает наличие хоть какого-то мало-мальского слуха. Наличие слуха у новичка определяется очень просто , если вы в состоянии отличить какая из двух нот звучит выше, а какая ниже, то слух у вас определённо присутствует. Вот он то нам сейчас и понадобится.

Как научиться играть на гитаре с нуля в домашних условиях?

Включите на воспроизведение эталонную ноту "ми" и одновременно начинайте дёргать шестую струну своей гитары. Чувствуете разницу? Струна вашей гитары звучит ниже эталонной ноты? Значит нужно немного её подтянуть, плавно крутим и продолжаем настраивать 6-ю струну пока наша струна и эталонная нота не зазвучат . Пробуйте немного подтягивать и ослаблять струну пока не добъётесь необходимого звучания.

Настройка остальных струн

можно настроить аналогично, использую эталонные ноты, но как правило "в быту" их настраивают относительно 6-ой струны. Порядок действий следующий:

Будем использовать 6-ю струну зажатую на 5-ом ладу и 5-ю струну открытую(то есть не зажатую ни на каком ладе). Поочерёдно дёргаем пятую и шестую струны и корректируем звучание пятой струны до получения унисона.

Оставшиеся струны настраиваются по аналогичной схеме , но с не большой поправкой(обратите внимание на настройку второй струны). Опишу всю схему настройки струн целиком:

  • Шестая струна - настраиваем либо по эталонной ноте, либо на слух.

На свете есть куча групп, которые играют в самых разных строях. Кажется, что можно запутаться в таком многообразии. Но если присмотреться, то оказывается, что почти все строи относятся к одному из нескольких распространённых типов, которые я сейчас опишу.

На картинках ниже я изобразил «формулы» этих типов. Не сильно наглядно, зато красиво и по новогоднему. Цифры обозначают интервал между соседними струнами. Например, в стандартном строе вторая струна на 5 полутонов ниже, чем первая, третья на 4 полутона ниже, чем вторая, и так далее.

Эта последовательность хорошо знакома любому, кто настраивал гитару «саму по себе»:

Любой строй с той же последовательностью интервалов (5-5-5-4-5, если считать снизу вверх) - это тоже стандартный строй, только пониженный (или повышенный). В нём будут работать все те же аппликатуры аккордов и ладов. Любую партию, написанную в E standard, можно играть в строе D standard, она просто прозвучит на тон ниже. Сама суть строя - интервалы между соседними струнами - остаётся той же.

С точки зрения «просто поиграть» EADGBE - это то же самое, что DGCFAD . Хочется поиграть что-нибудь из Death , а гитара в стандартном строе - не проблема, ищем табу и играем. Просто звучать будет на тон выше. Потому что ТИП строя - тот же. Другие варианты:
- повысить оригинал на тон в аудиоредакторе и играть под него.
- понижать гитару питчшифтером в реальном времени и играть под неизменённый оригинал.
- записать минус в стандартном строе и играть под него.

А если интервалы другие - то речь уже о другом ТИПЕ строя. Хочется поиграть что-то из Killswitch Engage - нужно понять, к какому типу относится строй. И окажется, что их CGCFAD - это то же, что DADGBE , но на тон ниже. Так что достаточно перестроиться в старый добрый DropD.

Самый простой способ определить тип строя - это прочесть этот пост, а потом забить строй в guitarpro и повышать-понижать целиком, пока не появится что-то знакомое или максимально близкое к стандарту:

К каждому типу строя я указал примеры. Если я пишу только название группы, значит, этот строй для неё - основной. С альбомами то же самое. Если указана песня, значит, группа сделала одну или несколько песен в этом строе, но чаще использовала другие.

Потом я указываю плюсы и минусы строя и какой его вариант ближе всего к стандартному строю («на пробу»). Если «на пробу» не указано, значит, строй требует кастомного набора струн в любом своём варианте.

Стандартный строй

Стандартный строй - это строй, у которого все интервалы между струнами равны 5 полутонам, и только между 2й и третьей - 4 полутона. Самый стандартный вариант (который и называют просто стандартным строем) - это тот, который начинается и заканчивается Ми - EADGBE . Все остальные варианты называются по открытой ноте, которая получается на первой или шестой струне: например, Ре стандарт.

E standard EADGBE Подавляющее большинство всех групп на свете. Правда, не так то просто найти крупную/известную группу, которая играла бы ТОЛЬКО в Ми стандарте. Все герои рока - Beatles, Rolling Stones, Pink Floyd и так далее, хоть иногда да обращались к другим строям. Даже у AC/DC есть несколько песен в Eb standard. Пожалуй, из классики рока можно привести только Queen, и то я не вполне уверен (update: Queen тоже отпадают: у них Headlong в DropD).
C металлистами ещё сложнее. Все основные группы либо изначально играли в пониженных строях, либо перешли к ним со временем. Ну опять же, у Burzum и Darkthrone наверняка всё в стандартном строе.
Eb standard EbAbDbGbBbEb Jimi Hendrix, Stevie Ray Vaughan, Black Sabbath, Motorhead, Guns"n"Roses
D standard DGCFAD Death, Children Of Bodom, Nightwish, Gojira, Ghost, Nirvana в "Lithium", Metallica в "Sad But True"
C# standard C #BEG # Black Sabbath на альбоме «Master Of Reality», My Dying Bride, Limp Bizkit, Dying Fetus
C standard CFBbEbGC Dethklok, High on Fire, In Flames, Queens of the Stone Age, Kyuss
B standard BEADF Amon Amarth, Crowbar, Soilwork, Carcass, Type O Negative, Sepultura в "Roots"
Bb standard BbEbAbDbFBb Cannibal Corpse в "Blowtorch Slaughter"
A standard ADGCEA KYPCK

Некоторые группы (Placebo, Vektor), наоборот, повышают стандартный строй на полтона. Джонни Марр из Smiths в некоторых песнях ("This Charming Man") использовал строй на тон выше стандартного.

+ Стандартный строй - идеальный компромисс между диапазоном, удобством игры аккордов и мелодий. Дружит со многими тональностями. Это делается особенно наглядно после того, как попробуешь несколько альтернативных строёв: многие из них лучше стандартного по какому-то из параметров, но обязательно хуже по другому или нескольким. Стандарт не зря стал стандартом - он самый практичный и универсальный.
Иногда хочется чего-то другого)

Drop-строи

Drop-строй - это стандартный строй у которого шестая струна спущена на тон.
Называются они по открытой ноте, которая получается на шестой струне. Например, DropD - это DADGBE .

+ Расширение диапазона вниз, power-аккорды одним пальцем, и их расширения вверх (типа 447454), первые пять струн настроены как в стандарте - играй соляки сколько хочешь
Чуть меньшая универсальность, чем у стандартного строя. Увеличенный «разрыв» между 5 и 6 струной несколько ограничивает игру в нижнем диапазоне.
На пробу: DropD (DADGBE)

Открытые строи

Получаются, когда все струны настроены в ноты какого-то аккорда. Обычно мажорного или минорного. Называются они по имени аккорда. Здесь нет однозначной связи между названием строя и строем. Например, «открытый Ля-мажор» - это любой строй, где есть открытые струны A, C# и E (и нет никаких других). Это может быть и EAEAC и EAC#AC или вообще пониженный AEAEAC# .

Самые распространённые варианты:

5-7-5-4-3

Open G DGDGBD Rolling Stones в "Brown Sugar" и "Start Me Up", Alter Bridge в "Watch Over You"
Open A: EAEAC Led Zeppelin в "In My Time of Dying", White Stripes в "Seven Nation Army"
Open F: CFCFAC Led Zeppelin в "When the Levee Breaks"

7-5-4-3-5

Open D DADF#AD Joni Mitchell в Big Yellow Taxi
Open E EBEG#BE Derek Trucks

7-5-7-5-4

>
Open C CGCGCE Devin Townsend
Open B BF#BF #BD #

На пробу: Open G, Open D, Open C

+ Годятся для игры слайдом
Дружелюбны к одной-двум тональностям, могут быть очень неудобны в других, не всегда дружат с гаммообразными пассажами.

Модальные строи

Так называют открытые строи, основанные на аккорде, не являющемся мажорным или минорным. Как правило, это sus2 или sus4 аккорд.

Самый известный из них - «кельтский строй» (открытый Dsus4):


Стандартный вариант - DADGAD (Led Zeppelin в "Kashmir", Staind в "Epiphany"). Пониженные версии этого строя использовал Марк Тремонти в Creed и Alter Bridge, группы Russian Circles и Sevendust.

Drone-строи

Строи, где все или почти все струны настроены в одну ноту (не обязательно в одной октаве).

DDDDDD - The Velvet Underground в "Venus In Furs"
BDDDDD - Goo Goo Dolls в "Iris"

+ Сильно другие
Очень специфические

«Семиструнка без шестой»


Это стандартный строй, в котором шестая струна спущена не на тон, как в дроп-строях, а на 5 полутонов. Получается как бы семиструнка с пропущенной шестой струной. А аппликатура, которая обычно даёт на 5 и 6 струнах квинту, теперь даёт октаву.

+ Аппликатуры можно перемещать куда угодно по грифу, не подстраивая их. Полная симметрия.
Придётся забыть про открытые аккорды и аккорды с баррэ.
На пробу: EADGCF или D #BE (если не хочется перестраивать первую и вторую струны выше)

Квинтовый строй (all Fifths)


Каждая следующая струна на квинту (7 полутонов) выше предыдущей.

Одна из основных версий - CGDAEB . Нижняя До тогда получается не слишком низкой для акустики, но верхняя Си получается очень высокой - на квинту выше, чем стандартная верхняя Ми. На гитаре со стандартной мензурой и обычными струнами эта Си недостижима: струна просто порвётся, не дойдя до неё.
Этот парень с ютуба аккуратно использовал очень тонкую струну для получения верхней Си.
А вот этот поставил на классическую гитару вместо первой струны рыболовную леску сечением 0,5мм, в сочетании с пятью нейлоновыми струнами из обычного комплекта.

Другая крайность - начать со стандартной верхней «ми» и откладывать квинты от неё вниз. Получится FCGDAE , первая струна - как в стандартном строе, а шестая - почти на октаву ниже, чем шестая в стандартном. Это слишком низко, чтобы получить на этой струне чистые ноты на гитаре со стандартной мензурой. Понадобится баритон или мультимензурная гитара.

+ Полная симметрия, как и в квартовом строе. Огромный диапазон (почти на октаву шире, чем у стандартного строя).
Нужен кастомный комплект струн и готовность идти на компромиссы (или заказывать инструмент с мультимензурой). Придётся забыть про маленькиме интервалы и аккорды, в которых ноты находятся близко друг к другу. Игра гамм и мелодий потребует повышенной растяжки.

Кстати, в квинтовый строй настраивают мандолину (GDAE ), и все смычковые инструменты, кроме контрабаса: например, скрипку в GDAE , а виолончель в СGDA . Кроме того есть четырехструнные тенор-гитары , которые имеют 4 струны и настраиваются в квинтовый строй CGDA .

«Новый стандартный строй» (New Standard Tuning)


Строй, который придумал Роберт Фрипп, чтобы решить проблему квинтового строя. Верхнюю квинту он заменил на малую терцию, получилось CGDAEG . Верхняя Соль - это тоже высоко, но уже достижимо. Можно использовать стандартные струны 9 или 10-го калибра. Но лучше собрать кастомный комплект.

«Нэшвильский строй» (Nashville tuning)


-8 в формуле означает, что 2-я струна настроена не выше третьей, а на 8 полутонов НИЖЕ. «Нэшвильский строй» обычно получается так: берём комплект струн для 12-струнки и ставим на 6-струнку только «тонкую» его половину, настраиваем так же, как на 12-струнке. Теперь первая и вторая струна настроены так же, как в стандартном строе, а все остальные - на октаву выше. Получается «звенящий» строй с уменьшенным диапазоном, в котором в аккордах некоторые ноты будут дублироваться. Этот строй годится для наложений и всяких дополнительных партий. Например, можно записать одну и ту же аккордовую партию на 6-струнке в стандартном строе и её же в нэшвильском. По сути получилась 12-струнка, но с той лишь разницей, что это не одно исполнение, а два немного разных, что даст больше объёма, к тому же это два отдельных трэка и их можно панорамировать в разные стороны.

Double-drop строи


Получаются, когда в стандартном строе понижают на тон не только шестую, но и первую струну.

Double Drop D DADGBD Neil Young в "Cortez The Killer", Led Zeppelin в "Going To California"
Double Drop B BF#BEG Isis

На пробу: DADGBD. Забавно что этот строй находится «в одном шаге» от каждого из трёх вышеперечисленных - DropD (DADGBE), Open G (DGDGBD) и DADGAD.

Теперь про семиструнную гитару.

Стандартный строй семиструнки - шестиструнный Ми-стандарт плюс 7-я струна в Си.





Семиструнный B standard BEADGBE Dream Theater в "Caught In A Web", Steve Vai в "Riddle", Joe Satriani в "Mind Storm", Fallujah
Семиструнный Bb standard BbEbAbDbGbBbEb Morbid Angel, ранние Meshuggah, Nevermore
Семиструнный A standard ADGCFAD Fear Factory, Korn
Семиструнный Ab standard AbDbGbBEAbDb Deftones на "Hexagram"

Семиструнный Drop-строй - это семиструнный стандарт, на котором седьмая струна понижена на тон.






Семиструнный DropA AEADGBE Suicide Silence, Whitechapel, поздние Scar Symmetry. Джазовый гитарист George Van Eps, который ещё в 60-е играл на семиструнной электрогитаре, тоже использовал этот строй.
Семиструнный DropAb AbEbAbDbGbBbEb Periphery на семиструнных песнях
Семиструнный DropG GDGCFAD Vildhjarta, Emmure
Семиструнный DropF# F #BEG # Rivers Of Nihil, Deftones на альбоме Saturday Night Wrist
Семиструнный DropD DADGCEA Black Tongue

Некоторые берут шестиструнный дроп-строй и добавляют седьмую струну снизу. Она может быть на терцию ниже:



Шестиструнный DropD + нижняя B BDADGBE Animals As Leaders в "Cafo"
Шестиструнный DropС# + нижняя A# A

В предыдущей статье совсем коротко был затронут вопрос о пониженном строе гитары . В данной статье хотелось бы обсудить его более подробно.
Напомню, что стандартный строй шестиструнной электрогитары такой: Ми[E]-Ля[A]-Ре[D]-Соль[G]-Си[H]-Ми[E], начиная с шестой струны. Рассмотрим предпосылки для перехода к другому строю гитары. Пониженный строй применяют в экстремальной музыке, чтобы создать более плотный, тяжёлый и мощный звук. Также можно привести пример того, когда музыканты, играющие в рок группах , решают использовать более низкий строй, чтобы было удобнее петь вокалисту. То есть подстраиваются под определённого человека и определённый стиль музыки. Кстати говоря, можно и повышать строй гитары, подстраиваясь под вокальные данные певца. Также использование низкого строя гитары обусловлено другой аппликатурой аккордов. То есть строй гитары подбирают для удобства постановки аккордов.

При использовании пониженного строя электрогитары, естественно, будет уменьшаться натяжение струн и тонкие струны могут попросту висеть. Поэтому нужно подбирать более толстые комплекты струн.
Могу сказать, что вариантов настройки гитары достаточно много. Мы рассмотрим несколько распространённых. На их примерах Вы сможете выбрать для себя оптимальный строй или же придумать свой.

  1. Понижение на пол тона. При этом строй становится следующий: Ре#-Соль#-До#-Фа#-Ля#-Ре#.
  2. Понижение на тон. Строй гитары: Ре[D]-Соль[G]-До[C]-Фа[F]-Ля[A]-Ре[D].
  3. Строй, называемый «Drop D». При этом понижается на тон только шестая струна: Ре[D]-Ля[A]-Ре[D]-Соль[G]-Си[H]-Ми[E]. В таком случае между шестой и пятой струной оказывается квинта и можно играть различные рифы, зажимая эти две струны одним пальцем.
  4. Гитарный строй Drop D

  5. Строй под названием «Drop C». Шестая струна понижается на два тона. Остальные струны – на один тон. Тогда строй гитары выглядит так: До[C]-Соль[G]-До[C]-Фа[F]-Ля[A]-Ре[D]. Строй ниже вышеописанного, но аналогично можно играть аккорды на двух низких струнах одним пальцем.
  6. Гитарный строй Drop C

  7. И в заключении рассмотрим ещё один строй. Он запомнился мне по песне Kashmir группы Led Zeppelin. Выглядит он так: Ре[D]-Ля[A]-Ре[D]-Соль[G]-Ля[A]-Ре[D].
  8. Led Zeppelin — Kashmir

И даже выкладывал , правда на английском.
В общем, сегодня решил снова коснуться этой темы и рассмотреть наиболее распространенные из них.


Не лишним будет напомнить простые вещи. Если вы решили настроиться пониже, то для этого лучше взять потолще, а то в каком-нибудь Dropped обычная девятка будет просто болтаться и звенеть об лады. Если же вы решили сделать строй своей гитары повыше, то в этом случае можно взять струны потоньше, т.к. струны больших калибров, в это случае, могут быть очень тугими. Ну, и избыточную нагрузку на гриф тоже никто не отменял.

Так же, при кардинальной смене строя, будьте готовы к тому, чтобы заново , хотя может быть этого делать и не придется.

Итак, поехали.

Стандартный строй: E-A-D-g-b-e

В стандартном гитарном строе всем интервалы между струнами – это чистые кварты (пять полутонов), за исключением интервала между третьей струной (g) и второй струной (b), который является мажорной терцией (четыре полутона).

На полтона вниз: Eb-Ab-Db-gb-bb-eb

Этот гитарный строй также называют «Eb» - по ноте, на которую настроена самая толстая струна. Настройка гитары происходит точно так же, как в стандартном строе. Звуковые интервалы между струнами остается ровно такими же, но настройка каждой струны происходит ровно на один полутон ниже относительно стандартного строя. Строй Eb может использоваться по многим причинам, например, потому что струны становятся мягче, и делать бэнды становится легче или, для того, чтобы лучше соответствовать вокальному диапазону певца. Причин может быть много. Этот строй использовали Jimi Hendrix и Stevie Ray Vaughan.

На целый тон вниз: D-G-C-f-a-d

Этот строй так же называет «Строй D» - по ноте, на которую настроена самая толстая струна. Все тоже самое, как в предыдущем случае, за исключением того, что каждая струна настроена на тон ниже относительно стандартного строя. Этот строй используется по тем же причинам, как и «E?», струны при этом провисают еще больше, а делать бэнды еще легче. Тут я бы уже задумался об использовании струн более толстого калибра.
Если и этого для вас недостаточно, то можно продолжать и дальше. Т.е. опускать или каждую струну на равный интервал относительно стандартного строя. Алгоритм прост, главное – это подобрать струны соответствующего размера.

Drop-D: D-A-d-g-b-e

Дроп-D – это, наверно, один из самых популярных строев в хард-роке, алтернативе и прочей мазафаке. Кстати, не брезгуют им и фолковые гитаристы. Хотя они, вообще, большие любители альтернативных и нестандартных гитарных строев.
Опуская низкую струну E на один тон к D, мы добиваемся легкости игры поуэр-аккордами (power chords). Теперь их можно играть одним пальцем, просто зажав три толстых струны, 4-ю, 5-ю и 6-ю, соответственно. Строй Drop-D дает более «мясной» звук и расширяет к низу общий диапазон гитары относительно стандартного строя.
Кстати, этот строй не требует большой и долгой перестройки, что позволяет менять строй прямо «на ходу», при должной сноровке, конечно.
Для облегчения этой процедуры даже был придуман и сделан специальный девайс – D Tuner, который позволят буквально за секунду перестраивать шестую струну.

Двойной Drop-D: D-A-d-g-b-d

Двойной дроп-D – это любимый строй Нила Янга (Neil Young). Он идентичен обычному Drop-D, за исключением того, что высокая e тоже понижена на один тон относительно стандартного строя – до d. При таком раскладе получается, что 4-е высоких струны образуют аккорд соль-мажор, и это может быть удобно при игре слайдом. Этот строй, так же довольно быстро и легко получить из стандартного.

Drop-C: C-G-c-f-a-d

Этот строй поможет сделать звук вашей гитары более низким и «мясным» на перегрузе. Этот строй получается, если сначала перестроить гитару на тон ниже стандартного, а затем спустить 6-ю струну еще на тон.
Довольно низко, не находите? При таком строе явно нужны струны потолще. Тонкие явно будут болтаться, как сопли.
В общем, методика проста. Мы уже поняли, что такое Drop. А опускать ли на один тон, 2 или больше – это уж, как вам захочется. Всё будет упираться в калибр струн и ваше желание.

Строй D5: D-A-d-d-d-d

Этот строй относят к категории открытых строев, т.к. если все струны открыты то звучит аккорд D5. Такой строй довольно часто используется при игре слайдом. Чтобы получить такой строй нужно 3-ю струну опустить на 5 полутонов, 2-ю поднять на 3 полутона и 1-ю опустить на тон.
Встречаются вариации этого строя, в которых 3-ю струну поднимают до A, вместо того, чтобы опустить до D. Это дает две пятых ступени в различных октавах, что дает звуку некоторую глубину.

Строй Страуса: D-D-d-d-d-d

В этом строе все струны настроены на одну ноту. Говорят, что этот строй придумал Лу Рид (Lou Reed), пока был с Velvet Underground. Важное замечание: при таком строе вам определенно нужно собирать собственный комплект струн.

На сегодня, пожалуй, остановлюсь. Этим конечно, все альтернативные и нестандартные гитарные строи не исчерпываются.
Думаю, в скором времени подкину еще с десяток.