Схема строй гитары 6 струн. Необычный строй гитары. Нестандартная (альтернативная) настройка гитары. Инструментальные строи в целом

Интересная тема. Мне показалось, что в Интернете она освещена как-то не с той стороны, с какой хотелось бы мне (но, может, не только мне?). Повышенное внимание уделяется фактической высоте: в вики вычитал, что стандартный строй опускают на 0.5, 1, 1.5, 2, и 2.5 тона, поднимают на 0.5 и 1 тон и т.д. Мне же интересна не фактическая высота звучания, а именно строй, т.е. отношения настройки струн друг к другу, и главное - что из этого можно извлечь, в контексте классической (или "около-классической") гитары.

Итак, обычный строй: E-A-D-G-B-E (струны 6 => 1). Позволяет худо-бедно сыграть в тональностях: до-мажор, ре-мажор, ми-мажор, соль-мажор, ля-мажор, ре-минор, ми-минор, ля-минор, си-минор. Особенно удобны:


  • ля-минор и ля-мажор (открытые басы всех главных гармонических функций I, IV, V);

  • ми-минор, соль-мажор, до-мажор, ре-мажор, ре-минор (просто много открытых струн и басов).

Тональности ми-мажор и си-минор - используются чуть реже, чем остальные из перечисленных, т.к. несколько менее удобны.

Строй с опущенной шестой: D-A-D-G-B-E (струны 6 => 1). Используется почти исключительно, чтобы сыграть в ре-мажоре и ре-миноре, т.к. появляется открытый мощный тонический бас.

Строй OPEN-G: D-G-D-G-B-D (струны 6 => 1). Используется, насколько я понимаю, в основном, для удобства аккомпанемента. Строй OPEN-G соответствует фактически такой форме мажорного трезвучия (обычного строя):

На этом популярные строи заканчиваются...

У Маттео Каркасси, в самом конце его Школы, имеем пять пьес с "ми-мажорным" строем E-B-E- -B-E (струны 6 => 1), который соответствует фактически такой форме мажорного трезвучия (обычного строя):

Новый строй вдохновляет на новые музыкальные мысли. Смена строя позволит вам использовать такое голосоведение и переходы между аккордовыми формами, которые обычно были бы невозможны. Новый строй сделает доступными нестандартные открытые струны. Игра знакомой аппликатуры на незнакомом грифе захватывает - вы никогда не знаете точно, чего ожидать. Использование знакомых риффов на незнакомом грифе часто наталкивает на новые шаблоны звучания и вариации. Эта книга поможет вам найти альтернативные способы сделать музыку.

Почему стандартная настройка гитары - стандартная? Откуда взялась эта странная комбинация мажорной терции и четырёх чистых кварт? Это - отчасти история (посмотрите на гитару как на потомка лютни), отчасти технология (струны, которые слишком высоки и тонки, имеют тенденцию рваться, а те, которые слишком низки, имеют тенденцию быть слишком мягкими) и отчасти - случай. Однако, стандарт - это стандарт, и почти все, кто играет на гитаре, знает строй EBGDAE. Получается, различные строи используют лишь некоторые народные музыканты, которые делают это только потому, что играют недостаточно хорошо?

Ну, возможно Leo Kottke знает, что делает, и возможно Wm. Ackerman и Michael Hedges хороши, и возможно, что Adrian Belew талантлив... Но игра с заменой строя невозможна на сцене, перенастройка - кошмар... струны рвутся, плывут и расстраиваются, гриф деформируется. И альтернатива - транспортировка пяти специальных гитар для пяти строёв - является крайне неудобной. Назад к EBGDAE.

Но все эти "практические" причины бледнеют на фоне психологической инерции. "Я потратил годы, чтобы овладеть одной настройкой, зачем я должен пробовать другие?" Потому что есть целые музыкальные миры, ждущие, чтобы их использовали. Как только вы перестроились и исследовали единственный дополнительный строй, вы будете захвачены неожиданной аппликатурой, простыми басами, "новыми" аккордами с открытыми струнами. Новые строи - это способ возвратить удивление, которое вы испытывали, когда-то находя свои дороги на грифе - но теперь вы можете стать опытными в течение дней, а не лет!

И "практические" причины становятся менее убедительными с введением гитарных MIDI контроллеров, которые в действительности позволяют гитаристам намного более, чем только играть как на синтезаторе. Нажатием кнопки вы можете изменить настройку всех шести струн - никаких грязно звучащих и порванных струн, никаких дополнительных гитар. И замена самого строя больше не ограничена механикой толщины струн и нагрузки на гриф. Как насчёт настройки с шестью басовыми струнами? Настройки, которая охватывает шесть октав? Конфигурации струн, которые были невозможны с деревом и жилой, теперь могут быть реализованы волшебством MIDI.

Книга покажет вам, как окунуть вашу гитару во все популярные альтернативные строи, как взять в них аккорды с барре и открытыми струнами, содержит схемы гамм и изображения нот на грифе. Каждая настройка кратко обсуждается, с исследованием её преимуществ и ограничений, помогая вам в ваших музыкальных исследованиях. Книга разделена на четыре больших раздела, соответствующие четырём главным типам альтернативных строёв: открытые, инструментальные, систематические, и "специальные" строи.

В открытом строе все шесть струн настроены так, что составляют простой аккорд. Это облегчает использование необычных переходов и интересных созвучий с использованием резонансов и "выдержанных" струн. В открытом строе замечательны приёмы слайд-гитары и флажолеты, потому что можно играть полные шестизвучные аккорды. И вы можете играть аккорды с барре одним пальцем!

Инструментальные строи основаны на строях современных и исторических инструментов, таких как мандолина (расширенная для шести струн), чаранго, цитра, уд и многие другие. Для исполнителей на этих инструментах могут оказаться полезными настроечные и аккордовые диаграммы, а гитаристы найдут некоторые действительно замечательные способы изменить звучание своего инструмента.

В систематическом строе струны настроены однородно. Это позволяет перемещать аккордовые формы вверх и вниз по струнам, подобно обычному аккорду с барре, который перемещается вдоль грифа. Изучите горстку аккордовых форм в систематической настройке, и вы будете знать сотни аккордов!

Специальные строи - коллекция разных строёв, большинство которых было создано и/или популяризировано в последние годы различными певцами и авторами песен.

Исследуйте эти альтернативные музыкальные вселенные с данным пособием, содержащим удобные аккордовые диаграммы и схемы гамм. Не ждите... перестройте гитару прямо сейчас.

Открытые строи в целом

Когда открытые струны составляют простой аккорд, настройку называют открытой (open); настройка "open C" выстраивает до-мажорный аккорд, настройка "open G" - соль-мажорный аккорд и т.д. Безусловно, это облегчает игру в "естественной" тональности настройки. Но ограничить игру только несколькими тональностями было бы ошибкой, так как большинство открытых строёв достаточно универсальны, чтобы играть во многих тональностях.

Один из самых общих способов использования открытого строя - звучание открытых струн в качестве фона или остинато. Это простой способ создать необычные связки аккордов и интересные продолжительные созвучия. Когда гармоническое движение находится в дискантах, более низкие струны имеют тенденцию использоваться как остинато, и наоборот.

Открытые строи идеальны для того, чтобы использовать приёмы слайд-гитары, так как вы можете поместить слайд на любой лад и сыграть полный шестизвучный аккорд. Точно так же в открытом строе замечательны флажолеты. Вы можете сыграть сразу все шесть флажолетов на 12-м, 7-м и 5-м ладах.

Многие из открытых строёв сильно связаны - они могут отличаться только одной ступенью на одной струне. Например, "Modal D" - "Open D" - "D Minor" или "Modal G" - "Open G" - "G Minor". Упомянутые настройки "G" отличаются только второй струной. Следовательно, аппликатуры аккордов могут часто "пересекаться", например, до-мажорный аккорд будет браться одними и теми же пальцами во всех трёх настройках (хоть и не будет полностью идентичен).

Open C - C G C G C E (струны 6 => 1)

"Open C" - глубокая, богатая настройка, которая позволит играть во многих стилях и тональностях. "Townsend Shuffle" William Ackerman и "Requiem for Mississippi John Hurt" John Fahey дают общее представление о многосторонности и вместительности настройки "Open C".

Три струны "До" и две струны "Соль" могут эксплуатироваться, чтобы обеспечить многочисленные варианты аккордов с этими нотами.

Open D - D A D A D (струны 6 => 1)

Три басовых струны могут использоваться для мощных аккордов, а также как устойчивые остинатные звуки на фоне ниже (на более тонких струнах) меняющейся гармонии. Почти у каждого аккордового типа есть простой вариант с барре: мажор, минор, доминантсептаккорд (7), sus4, 7sus4, мажор и минор с секстой (6). Это делает "Open D" многогранной и позволяет играть во множестве стилей и тональностей. Две известных мелодии в "Open D": "Big Yellow Taxi" Joni Mitchel и "Little Martha" Allman Brother"s.

Употребительными вариантами "Open D" являются настройки на тон выше и ниже:
E B E B E (струны 6 => 1) (это настройка Каркасси, упомянутая выше)
C G C E G D (струны 6 => 1)

Как и во многих открытых строях, в "Open D" многочисленные струны "Ре" и "Ля" могут использоваться, чтобы составить множество вариантов аккордов с этими нотами.

Modal D - D A D G A D (струны 6 => 1)

Открытые стуны настройки "Modal D" составляют замечательный аккорд Dsus4, который не является ни мажорным, ни минорным из-за отсутсвия терции. Конечно, при этом возможно играть и в мажорных, и в минорных тональностях.

Эта настройка очень близка к "Open D" и отличается от неё только третьей струной. Следовательно, аккорды "Open D" могут использоваться с минимальными изменениями в настройке "Modal D", и наоборот.

Open D Minor - D A D F A D (струны 6 => 1)

У настройки "Open D Minor" пять струн являются общими с "Open D", "Modal D", и "Pelican" (D A D E A D), отличия только в третьей струне. Как и во всех этих настройках, в "Open D Minor" есть три струны "Ре" и две "Ля", что приводит к широкому разнообразию простых аккордов с этими нотами.

Open G - D G D G B D (струны 6 => 1)

В настройке "Open G" струны настроены как соль-мажорный аккорд, облегчая игру в тональности G и родственных тональностях. Хотя эта настройка часто используется в "народной" музыке, "Bron-Y-Aur Stomp" Jimmy Page показывает, что это больше вопрос традиции, чем необходимости.

Четыре толстые струны совпадают с одноимённым строем для банджо, таким образом, игроки на банджо сочтут, что это облегчает жизнь. Аналогично, если вам нравится "Open G", почему бы вам не попробовать банджо?

Вторая, третья и четвёртая струны настроены точно так же, как в стандартной настройке E A D G B E (струны 6 => 1). Все аккорды на этих трех струнах остаются такими же, делая "Open G" одной из самых простых альтернативных настроек, в которой можно играть.

Как и с любой открытой настройкой, множественные струны "Ре" и "Соль" могут использоваться, чтобы составить новые способы взять простые аккорды. Заметьте, что настройка "Open G" похожа на настройки "Open G Minor" и "Modal G", а значит, аккордовые формы этих настроек могут взаимно использоваться с незначительными модификациями.

Настройка "Open G" очень близка к русской семиструнной гитаре. Фактически, это русская семиструнная гитара без пятой струны.

Modal G - D G D G C D (струны 6 => 1)

Открытые струны гитары в "Modal G" составляют аккорд Gsus4, который не является ни мажором, ни минором. Две пары кварт в струнах 3-6 дают мощь в звучании, в то время как маленькая разница двух самых высоких струн делает жизнеспособными и интересными множество sus-аккордов.

Как и другие открытые настройки, эта настройка позволяет достаточно просто составить различные варианты аккордов с использованием трёх струн "Ре" и двух струн "Соль". Кроме того, "Modal G" близко связана с "Open G" (отличаются только вторые струны, и только одним ладом).

Open G Minor - D G D G bB D (струны 6 => 1)

Использованная в "Orphan" и "Mist-Covered Mountains of Home" John Renbourn, настройка "Open G Minor" является, вероятно, потомком соль-минорного банджо, настраиваемого D G bB D, где две самые низкие струны удвоены на октаву вниз. Эта настройка отличается от "Open G" только второй струной, таким образом, их аккорды легко переносятся.

Настройка "Open G Minor" очень близка к минорному цыганскому строю D G bB D G bB D (струны 7 => 1) русской семиструнной гитары. Фактически, это та же семиструнная гитара, но без пятой струны.

Open A - E A E A E (струны 6 => 1)

Larry Sandberg говорит, что настройка "Open A" особенно полезна для звучания Дельта Блюза, и это - отличная настройка для слайд-гитары, так как позволяет просто скользить от минора к мажору на четвертой струне.

Как и во всех открытых строях, здесь просто найти дополнительный вариант какого-либо аккорда, используя в своих интересах струны, которые настроены в октаву.

Инструментальные строи в целом

Инструментальные строи основаны на настройке таких инструментов, как балалайка, чаранго, добро и другие. Они адаптированы для использования на шести струнах путём дополнения настройки инструментов, которые имеют меньше, чем шесть струн, практичным, хотя и не единственно возможным, способом. Например, настройка Цитра (2) расширяет настройку цитры "C G C G C" до шести струн, превращаясь в итоге в "C G C G C G". Настройка балалайки соединяет настройки балалаек баса (E A D) и примы (E E A), чтобы получить шесть струн, настроенных как "E A D E E A".

Балалайка - E A D E E A (струны 6 => 1)

Три толстые струны настраиваются точно так же, как в обычном гитарном строе. Третья и вторая струны настраиваются в унисон, на тон выше четвёртой струны. Первая струна настраивается как третья струна в обычном гитарном строе, прижатая на втором ладу.

Балалайка - трёхструнный русский народный инструмент с характерной треугольной формой. Семья балалаек простирается от большого баса (настройка EAD), включает тенор, альт, и заканчивается балалайкой прима (настройка EEA). Балалаечная настройка гитары соединяет настройки балалаек баса и примы на одном грифе для интересного, почти подлинного строя.

Преимущество настройки заключается в натуральных тонах E и A, и гипнотическом эффекте двух струн E, настроенных в унисон. Если вы используете обычные струны, вторая струна будет очень слабо натянута, что даст эффект звучания ситара.

Чаранго - X G C E A E (струны 6 => 1, шестая струна не используется)

Вот так строй выглядит на нотном стане:

Это, как мне показалось, довольно чудовищная настройка. На обычных струнах её использовать нельзя - слишком низко. Видимо, натягивают вместо верхних струн тоже басы...

Чаранго - десятиструнный инструмент из области Анд Перу и Боливии, для которого часто используют панцирь броненосца как резонатор. Инструмент обычно держится высоко на груди, а струны спарены, как на мандолине или 12-струнной гитаре. Третья пара обычно настраивается в октаву, в то время как другие четыре пары находятся в унисоне. Возможно, основная особенность настройки - это то, что струны не идут однородно от низких к высоким. Они формируют аккорд Am7 (с басом E), и все находятся в пределах одной октавы. Это создаёт очень интересные шаблоны аппликатуры для правой руки, так как бас (на 3 стуне) имеет тенденцию синкопироваться.

В музыкальной традиции Андов чаранго играет три роли. При исполнении мелодии его двойные струны дают звук, подобный мандолине. В пальцевом стиле чаранго имеет тенденцию казаться "очень быстрым", играя роль, аналогичную банджо в американской народной традиции. Наконец, исполнители на чаранго усовершенствовали быстрое бренчание, в котором первый палец правой руки быстро молотит взад и вперед по струнам. Свободное запястье в этом стиле напоминает расгеадо в "испанском" стиле, хотя более высокое звучание чаранго придает этому уникальность.

Цитра (1) - C F C G C D (струны 6 => 1)

Цитра - как мандолина с дополнительной парой струн. Цитры могут быть настроены во множестве открытых строёв, таких, как CFCGC, DGDAD или GCGDG, любой из которых можно использовать практически с одной и той же аппликатурой (в нашем гитарном строе - это аппликатура для струн 2-6). Например, чтобы играть в DGDAD, достаточно переместить существующие аккордовые формы вниз на два лада.

Цитра (2) - C G C G C G (струны 6 => 1)

Три пары квинт охватывают три октавы и создают более "широкую" настройку, чем обычно. Бас более глубок, а дисканты выше. Аккорды имеют тенденцию оказываться очень "широкими", с большими интервалами между смежными тонами, а гаммы неизменно требуют скольжения вверх и вниз по грифу. Растяжки слишком велики, чтобы было удобно играть в единственной позиции.

Барре на всех шести струнах - аккорд, который не является ни мажором, ни минором, и эти три квинты удобны для пьес, которые тонально неопределённы.

Перемещение риффа или шаблона аппликатуры на октаву является просто вопросом перемещения на две струны. Новая аппликатура для каких-либо аккордов может быть найдена просто изменением струн. С помощью этой уловки вы можете сформировать сотни аккордов из нескольких типовых. Удвоение некоторых нот дает ещё больше возможностей.

Dobro - G B D G B D (струны 6 => 1)

Добро - тип гитары с металлическим резонатором. Она обычно держится горизонтально на коленях и используется аналогично слайд-гитаре. Она типично настраивается в соль-мажорном аккорде, который отличается от соль-мажорного аккорда "Open G" (D G D G B D), хотя три высоких струны идентичны. Следовательно, на высоких струнах обоих настроек аппликатурно можно играть одни и те же аккорды.

Два "триплета" струн добро отличаются ровно на октаву, что облегчает визуализировать аккордовые формы и перемещать их вверх и вниз на октаву. Например, какой-либо аккорд можно сыграть высоко или низко, или же объединить эти две октавы, чтобы получить более "законченную" версию.

Lefty - E B G D A E (струны 6 => 1)

Это настройка как бы для левшей - струны просто натягиваются в обратном порядке, в обычном строе. Автор книги утверждает, что на ней можно играть и в обычном положении.

Интересно, что стать весьма опытным в "левой" гитаре не занимает много времени (предполагая, что вы достаточно опытны в обычной гитаре для правой руки), потому что левая/правая симметрия упрощает запоминание многих аккордов. Вообще, гаммы являются более запутывающими, чем аккорды - звук часто повышается, когда вы ожидаете, что он должен понижаться, и наоборот. Различные виды бренчания приобретают интересный характер, потому что "альтернативный бас" превращается "альтернативный дискант".

Overtone - C E G C D (струны 6 => 1)

Эта настройка сильно "сжата" - все шесть струн находятся в пределах немногим больше, чем единственной октавы. Это иногда создаёт очень "плотные" аккорды и созвучия. У многих мажорных, минорных и септаккордов получаются повторяющиеся тоны, которые создают интересное звучание.

Pentatonic - A C D E G A (струны 6 => 1)

Шесть струн этой настройки находятся в пределах единственной октавы пентатонической гаммы. Настройка сильно "сжата", так как все шесть струн охватывают только одну октаву. Аккорды имеют тенденцию содержать множественные копии тонов, что создаёт впечатление хорового пения и глубины.

Систематические строи в целом

В систематическом строе все шесть струн расположены в одинаковом интервале друг от друга. Это означает, что любой аппликатурный шаблон может быть перемещен вверх и вниз по грифу точно так же, как обычный аккорд с барре может быть перемещён вдоль грифа. Систематические строи очень упрощают изучение аккордов, так как каждый аппликатурный шаблон будет полезен для очень многих аккордов.

Минорные терции - C A C (струны 6 => 1)

Струны, настроенные по малым терциям, формируют уменьшенный аккорд. Это очень "сжатая" настройка, так как все шесть струн настроены в пределах одной децимы. Это расстояние, на которое большинство взрослых может растянуть свои пальцы на клавиатуре, и аккорды имеют тенденцию оказываться в тесном расположении, как на клавиатуре.

В отличие от фортепиано, однако, аккорды в этой настройке часто содержат несколько копий единственной ноты. Это не обязательно плохо. Звук двух нот неизменно отличается, и удвоенные ноты "укрепляют" друг друга, как удвоенные струны двенадцатиструнной гитары добавляют "хоральность" и глубину. При защипывании или перебирании аккорда удвоенные ноты могут создать уникальный эффект, похожий на звучание мандолины со сдвоенными струнами.

Мажорные терции - C E C E (струны 6 => 1)

Такую настройку можно было бы назвать "Open C Augmented", так как она содержит две октавы увеличенного трезвучия "До". Таким образом, она обладает вышеописанными свойствами открытых настроек. В то же время, она обладает и вышеописанными свойствами систематических настроек.

All Fourths - E A D G C F (струны 6 => 1)

Все кварты - самая близкая к стандартному строю систематическая настройка. Глядя на непринужденность запоминания аккордовых форм в систематическом строе, возникает вопрос: почему же традиционная настройка опускает две самые высокие струны на полтона вниз?

Одной из причин может быть нехватка мажорных и минорных трезвучий на полных шести струнах, даже в открытой позиции. Есть, однако, многочисленные простые в аппликатуре четырёх- и пятизвучные аккорды, которые могут легко перемещаться вдоль грифа.

Все аккорды и гаммы на низких четырёх струнах стандартной настройки могут использоваться буквально, и они могут быть непосредственно перемещены на верхние две струны. Исполнители на электрогитаре (бас) часто находят, что это - очень простой и хороший способ расширить настройку четырех басовых струн до шести.

Aug Fourths - C C C (струны 6 => 1)

Увеличенная кварта - единственный интервал, обращение которого равно ему самому. Настройка увеличенных кварт - единственная настройка, в которой все формы аккордов останутся неизменными, когда струны идут в обратном порядке (как для левшей). Таким образом эта настройка - свой собственный "левша". Если бы мы жили в мире с равным числом лево- и праворуких гитаристов, то возможно, что эта настройка была бы стандартом!

Mandoguitar - C G D A E B (струны 6 => 1)

Четыре струны мандолины (как и скрипки) настроены в последовательности чистых квинт. Настройка mandoguitar разворачивает это до шести струн, с одной квинтой ниже скрипки и другой квинтой выше. Это обеспечивает более глубокий бас, чем на гитаре, и одновременно - более высокие дисканты.

Однако, первая открытая струна настраивается как первая струна в стандартной настройке, прижатая на седьмом ладу. Пожалуй, это высоковато - обычные струны использовать уже будет нельзя.

Minor Sixth - C E C E (струны 6 => 1)

Первая струна настроена так же, как в стандартной настройке, а остальные струны идут по секстам вниз. Пятая и шестая струны получаются при этом столь низкими, что использовать стандартные струны уже нельзя.

Как и настройку "Мажорные терции", эту настройку можно было бы также назвать "Open C Augmented", хотя струны упорядочены по-другому (C E вместо C E ), со всеми вытекающими последствиями.

Несмотря на это формальное подобие, эти две настройки являются весьма различными. Настройка "Minor Sixth" очень широка и охватывает более чем три октавы, в то время как настройка "Мажорные терции" охватывает только полторы октавы. Аккорды в настройке "Minor Sixth" имеют тенденцию быть в широком расположении, с большими интервалами между нотами, имеют низкие басы и высокие дисканты одновременно. Аккорды же в настройке "Мажорные терции", напротив, имеют тенденцию "сжиматься", часто с несколькими копиями одной и той же ноты в той же самой октаве.

Major Sixth - C A C A (струны 6 => 1)

Первая струна настроена так же, как первая струна в стандартной настройке, прижатая на пятом ладу, а остальные струны идут по секстам вниз. Использовать стандартные струны уже нельзя.

Как и в настройке "Минорные терции", струны составляют уменьшенный септаккорд "До". Обе настройки содержат ноты C A , хотя струны находятся в разном порядке и удваивают различные тоны.

Несмотря на это поверхностное подобие, эти две настройки являются весьма различными, прежде всего потому, что шесть струн настройки "Минорные терции" охватывают немного более, чем октаву, в то время как настройка "Major Sixth" охватывает более чем три с половиной октавы. В результате аккорды в настройке "Major Sixth" имеют тенденцию казаться разрежёнными, с большими интервалами между соседними нотами. Гаммы будут неуклюжими, потому что их нельзя сыграть в единственной позиции. С другой стороны, диапазон настройки огромен, так как есть пять октав от самого низкого "До" до самого высокого "До". Это столь же большой интервал, как и на большинстве клавиатур среднего размера!

На свете есть куча групп, которые играют в самых разных строях. Кажется, что можно запутаться в таком многообразии. Но если присмотреться, то оказывается, что почти все строи относятся к одному из нескольких распространённых типов, которые я сейчас опишу.

На картинках ниже я изобразил «формулы» этих типов. Не сильно наглядно, зато красиво и по новогоднему. Цифры обозначают интервал между соседними струнами. Например, в стандартном строе вторая струна на 5 полутонов ниже, чем первая, третья на 4 полутона ниже, чем вторая, и так далее.

Эта последовательность хорошо знакома любому, кто настраивал гитару «саму по себе»:

Любой строй с той же последовательностью интервалов (5-5-5-4-5, если считать снизу вверх) - это тоже стандартный строй, только пониженный (или повышенный). В нём будут работать все те же аппликатуры аккордов и ладов. Любую партию, написанную в E standard, можно играть в строе D standard, она просто прозвучит на тон ниже. Сама суть строя - интервалы между соседними струнами - остаётся той же.

С точки зрения «просто поиграть» EADGBE - это то же самое, что DGCFAD . Хочется поиграть что-нибудь из Death , а гитара в стандартном строе - не проблема, ищем табу и играем. Просто звучать будет на тон выше. Потому что ТИП строя - тот же. Другие варианты:
- повысить оригинал на тон в аудиоредакторе и играть под него.
- понижать гитару питчшифтером в реальном времени и играть под неизменённый оригинал.
- записать минус в стандартном строе и играть под него.

А если интервалы другие - то речь уже о другом ТИПЕ строя. Хочется поиграть что-то из Killswitch Engage - нужно понять, к какому типу относится строй. И окажется, что их CGCFAD - это то же, что DADGBE , но на тон ниже. Так что достаточно перестроиться в старый добрый DropD.

Самый простой способ определить тип строя - это прочесть этот пост, а потом забить строй в guitarpro и повышать-понижать целиком, пока не появится что-то знакомое или максимально близкое к стандарту:

К каждому типу строя я указал примеры. Если я пишу только название группы, значит, этот строй для неё - основной. С альбомами то же самое. Если указана песня, значит, группа сделала одну или несколько песен в этом строе, но чаще использовала другие.

Потом я указываю плюсы и минусы строя и какой его вариант ближе всего к стандартному строю («на пробу»). Если «на пробу» не указано, значит, строй требует кастомного набора струн в любом своём варианте.

Стандартный строй

Стандартный строй - это строй, у которого все интервалы между струнами равны 5 полутонам, и только между 2й и третьей - 4 полутона. Самый стандартный вариант (который и называют просто стандартным строем) - это тот, который начинается и заканчивается Ми - EADGBE . Все остальные варианты называются по открытой ноте, которая получается на первой или шестой струне: например, Ре стандарт.

E standard EADGBE Подавляющее большинство всех групп на свете. Правда, не так то просто найти крупную/известную группу, которая играла бы ТОЛЬКО в Ми стандарте. Все герои рока - Beatles, Rolling Stones, Pink Floyd и так далее, хоть иногда да обращались к другим строям. Даже у AC/DC есть несколько песен в Eb standard. Пожалуй, из классики рока можно привести только Queen, и то я не вполне уверен (update: Queen тоже отпадают: у них Headlong в DropD).
C металлистами ещё сложнее. Все основные группы либо изначально играли в пониженных строях, либо перешли к ним со временем. Ну опять же, у Burzum и Darkthrone наверняка всё в стандартном строе.
Eb standard EbAbDbGbBbEb Jimi Hendrix, Stevie Ray Vaughan, Black Sabbath, Motorhead, Guns"n"Roses
D standard DGCFAD Death, Children Of Bodom, Nightwish, Gojira, Ghost, Nirvana в "Lithium", Metallica в "Sad But True"
C# standard C #BEG # Black Sabbath на альбоме «Master Of Reality», My Dying Bride, Limp Bizkit, Dying Fetus
C standard CFBbEbGC Dethklok, High on Fire, In Flames, Queens of the Stone Age, Kyuss
B standard BEADF Amon Amarth, Crowbar, Soilwork, Carcass, Type O Negative, Sepultura в "Roots"
Bb standard BbEbAbDbFBb Cannibal Corpse в "Blowtorch Slaughter"
A standard ADGCEA KYPCK

Некоторые группы (Placebo, Vektor), наоборот, повышают стандартный строй на полтона. Джонни Марр из Smiths в некоторых песнях ("This Charming Man") использовал строй на тон выше стандартного.

+ Стандартный строй - идеальный компромисс между диапазоном, удобством игры аккордов и мелодий. Дружит со многими тональностями. Это делается особенно наглядно после того, как попробуешь несколько альтернативных строёв: многие из них лучше стандартного по какому-то из параметров, но обязательно хуже по другому или нескольким. Стандарт не зря стал стандартом - он самый практичный и универсальный.
Иногда хочется чего-то другого)

Drop-строи

Drop-строй - это стандартный строй у которого шестая струна спущена на тон.
Называются они по открытой ноте, которая получается на шестой струне. Например, DropD - это DADGBE .

+ Расширение диапазона вниз, power-аккорды одним пальцем, и их расширения вверх (типа 447454), первые пять струн настроены как в стандарте - играй соляки сколько хочешь
Чуть меньшая универсальность, чем у стандартного строя. Увеличенный «разрыв» между 5 и 6 струной несколько ограничивает игру в нижнем диапазоне.
На пробу: DropD (DADGBE)

Открытые строи

Получаются, когда все струны настроены в ноты какого-то аккорда. Обычно мажорного или минорного. Называются они по имени аккорда. Здесь нет однозначной связи между названием строя и строем. Например, «открытый Ля-мажор» - это любой строй, где есть открытые струны A, C# и E (и нет никаких других). Это может быть и EAEAC и EAC#AC или вообще пониженный AEAEAC# .

Самые распространённые варианты:

5-7-5-4-3

Open G DGDGBD Rolling Stones в "Brown Sugar" и "Start Me Up", Alter Bridge в "Watch Over You"
Open A: EAEAC Led Zeppelin в "In My Time of Dying", White Stripes в "Seven Nation Army"
Open F: CFCFAC Led Zeppelin в "When the Levee Breaks"

7-5-4-3-5

Open D DADF#AD Joni Mitchell в Big Yellow Taxi
Open E EBEG#BE Derek Trucks

7-5-7-5-4

>
Open C CGCGCE Devin Townsend
Open B BF#BF #BD #

На пробу: Open G, Open D, Open C

+ Годятся для игры слайдом
Дружелюбны к одной-двум тональностям, могут быть очень неудобны в других, не всегда дружат с гаммообразными пассажами.

Модальные строи

Так называют открытые строи, основанные на аккорде, не являющемся мажорным или минорным. Как правило, это sus2 или sus4 аккорд.

Самый известный из них - «кельтский строй» (открытый Dsus4):


Стандартный вариант - DADGAD (Led Zeppelin в "Kashmir", Staind в "Epiphany"). Пониженные версии этого строя использовал Марк Тремонти в Creed и Alter Bridge, группы Russian Circles и Sevendust.

Drone-строи

Строи, где все или почти все струны настроены в одну ноту (не обязательно в одной октаве).

DDDDDD - The Velvet Underground в "Venus In Furs"
BDDDDD - Goo Goo Dolls в "Iris"

+ Сильно другие
Очень специфические

«Семиструнка без шестой»


Это стандартный строй, в котором шестая струна спущена не на тон, как в дроп-строях, а на 5 полутонов. Получается как бы семиструнка с пропущенной шестой струной. А аппликатура, которая обычно даёт на 5 и 6 струнах квинту, теперь даёт октаву.

+ Аппликатуры можно перемещать куда угодно по грифу, не подстраивая их. Полная симметрия.
Придётся забыть про открытые аккорды и аккорды с баррэ.
На пробу: EADGCF или D #BE (если не хочется перестраивать первую и вторую струны выше)

Квинтовый строй (all Fifths)


Каждая следующая струна на квинту (7 полутонов) выше предыдущей.

Одна из основных версий - CGDAEB . Нижняя До тогда получается не слишком низкой для акустики, но верхняя Си получается очень высокой - на квинту выше, чем стандартная верхняя Ми. На гитаре со стандартной мензурой и обычными струнами эта Си недостижима: струна просто порвётся, не дойдя до неё.
Этот парень с ютуба аккуратно использовал очень тонкую струну для получения верхней Си.
А вот этот поставил на классическую гитару вместо первой струны рыболовную леску сечением 0,5мм, в сочетании с пятью нейлоновыми струнами из обычного комплекта.

Другая крайность - начать со стандартной верхней «ми» и откладывать квинты от неё вниз. Получится FCGDAE , первая струна - как в стандартном строе, а шестая - почти на октаву ниже, чем шестая в стандартном. Это слишком низко, чтобы получить на этой струне чистые ноты на гитаре со стандартной мензурой. Понадобится баритон или мультимензурная гитара.

+ Полная симметрия, как и в квартовом строе. Огромный диапазон (почти на октаву шире, чем у стандартного строя).
Нужен кастомный комплект струн и готовность идти на компромиссы (или заказывать инструмент с мультимензурой). Придётся забыть про маленькиме интервалы и аккорды, в которых ноты находятся близко друг к другу. Игра гамм и мелодий потребует повышенной растяжки.

Кстати, в квинтовый строй настраивают мандолину (GDAE ), и все смычковые инструменты, кроме контрабаса: например, скрипку в GDAE , а виолончель в СGDA . Кроме того есть четырехструнные тенор-гитары , которые имеют 4 струны и настраиваются в квинтовый строй CGDA .

«Новый стандартный строй» (New Standard Tuning)


Строй, который придумал Роберт Фрипп, чтобы решить проблему квинтового строя. Верхнюю квинту он заменил на малую терцию, получилось CGDAEG . Верхняя Соль - это тоже высоко, но уже достижимо. Можно использовать стандартные струны 9 или 10-го калибра. Но лучше собрать кастомный комплект.

«Нэшвильский строй» (Nashville tuning)


-8 в формуле означает, что 2-я струна настроена не выше третьей, а на 8 полутонов НИЖЕ. «Нэшвильский строй» обычно получается так: берём комплект струн для 12-струнки и ставим на 6-струнку только «тонкую» его половину, настраиваем так же, как на 12-струнке. Теперь первая и вторая струна настроены так же, как в стандартном строе, а все остальные - на октаву выше. Получается «звенящий» строй с уменьшенным диапазоном, в котором в аккордах некоторые ноты будут дублироваться. Этот строй годится для наложений и всяких дополнительных партий. Например, можно записать одну и ту же аккордовую партию на 6-струнке в стандартном строе и её же в нэшвильском. По сути получилась 12-струнка, но с той лишь разницей, что это не одно исполнение, а два немного разных, что даст больше объёма, к тому же это два отдельных трэка и их можно панорамировать в разные стороны.

Double-drop строи


Получаются, когда в стандартном строе понижают на тон не только шестую, но и первую струну.

Double Drop D DADGBD Neil Young в "Cortez The Killer", Led Zeppelin в "Going To California"
Double Drop B BF#BEG Isis

На пробу: DADGBD. Забавно что этот строй находится «в одном шаге» от каждого из трёх вышеперечисленных - DropD (DADGBE), Open G (DGDGBD) и DADGAD.

Теперь про семиструнную гитару.

Стандартный строй семиструнки - шестиструнный Ми-стандарт плюс 7-я струна в Си.





Семиструнный B standard BEADGBE Dream Theater в "Caught In A Web", Steve Vai в "Riddle", Joe Satriani в "Mind Storm", Fallujah
Семиструнный Bb standard BbEbAbDbGbBbEb Morbid Angel, ранние Meshuggah, Nevermore
Семиструнный A standard ADGCFAD Fear Factory, Korn
Семиструнный Ab standard AbDbGbBEAbDb Deftones на "Hexagram"

Семиструнный Drop-строй - это семиструнный стандарт, на котором седьмая струна понижена на тон.






Семиструнный DropA AEADGBE Suicide Silence, Whitechapel, поздние Scar Symmetry. Джазовый гитарист George Van Eps, который ещё в 60-е играл на семиструнной электрогитаре, тоже использовал этот строй.
Семиструнный DropAb AbEbAbDbGbBbEb Periphery на семиструнных песнях
Семиструнный DropG GDGCFAD Vildhjarta, Emmure
Семиструнный DropF# F #BEG # Rivers Of Nihil, Deftones на альбоме Saturday Night Wrist
Семиструнный DropD DADGCEA Black Tongue

Некоторые берут шестиструнный дроп-строй и добавляют седьмую струну снизу. Она может быть на терцию ниже:



Шестиструнный DropD + нижняя B BDADGBE Animals As Leaders в "Cafo"
Шестиструнный DropС# + нижняя A# A

Кроме обычного способа настроить гитару существуют альтернативные строи.

Они нужны гитаристам, чтобы разнообразить исполнение и добиться необычного или мощного звучания, а еще для упрощения расстановки пальцев во время игры. Если возникли проблемы с процессом настройки, на нашем сайте есть об этом отдельная .

В этой статье строй будет указываться от шестой струны к первой. Некоторые настройки так легче запомнить.

Классический строй и его вариации

EADGBE - классический строй

Общепринятый строй, еще называемый “испанским”, в нем чаще всего пишут песни. Как пример рассмотрим Ed Sheeran – Shape of you. Эд играет эту песню именно в классическом строе.

Вариация первая - DADGBE

Среди гитаристов называется дроп-D, так как шестая струна опускается на тон до ноты ре. В нем квинтаккорды (power chords) зажимаются одним пальцем, поэтому дроп-D часто используется в рок-музыке.

Превращается в это:

Stockholm Syndrome группы Muse играется в этом строе.

Вариация вторая - DADGBD

Также носит название Double drop-D, похож на предыдущий, но первая струна опускается на тон вниз. В нем удобно играть партии через повторяющуюся ноту ре, как на шестой, так и на первой струне. В композиции Circus For A Psycho от Skillet основной рифф играется в этом строе.

Вариация третья - DADGAD

Среди гитаристов так и называется “дэдгэд”, часто используется в фолк музыке из-за удобства в подражании волынке и ситару. В открытых струнах не образуется терции, поэтому этот строй и не мажорный и не минорный, а модальный. Первая, вторая и шестая струны опускаются на тон. White summer группы Yardbirds играется как раз так.

Дропы и каподастр

Далее рассмотрим строи, образованные равномерным изменением всех струн от классического строя и его вариаций. Движение вниз добавляет “тяжести” звучанию. Вокалисту может быть удобнее петь. С понижением строя лучше перейти на более толстые струны, их натяжение уменьшится и будет неудобно играть.

Шаг первый - D#G#C#F#A#D#

Он же half-step-down, “полшага вниз”. Все струны равномерно опускаются на полтона.

Guns`n`roses играют свою классическую Sweet Child O`mine чуть ниже, чем могло бы показаться.

Шаг второй - CGCFAD

Популярный в металле и тяжелом роке drop-C. Практически всегда используется именно такой строй, все струны на тон вниз и шестая еще на тон, т.е. один тон вниз от drop-D. Два первых альбома группы System of a Down сыграны в drop-С. Например, песня Toxicity с одноименного альбома.

Шаг третий - BF#BEG#C#

Еще на тон ниже предыдущего, он же drop-B. Еще тяжелее и агрессивнее. Slipknot в своих первых альбомах использовали этот строй. Wait and bleed не исключение.

Строи ниже здесь рассматривать не будем, так как в современной музыке для еще большего понижения используются гитары с дополнительными струнами, 7-, 8-, 9-струнные.

Каподастр

Для повышения строя гитару перестраивают очень редко, для этого используют каподастр, который равномерно зажимает все струны.

Это создает подвижный порожек, и, если надо сыграть песню в другой тональности, например, для удобства вокалиста, достаточно сдвинуть каподастр на нужный лад.

Например, Scarborough fair в исполнении Simon and Garfunkel играется с каподастром на седьмом ладу, что образует строй BEADF#B на 3,5 тона выше классического.

Открытые строи

Открытый строй – это настройка всех струн не по интервалам, а по нотам какого-либо аккорда.

Такие строи часто применяются в фолк-музыке и при игре слайдом – обычно металлическим или стеклянным цилиндром, который надевают на палец левой руки. Его двигают вдоль струн в качестве “передвижного” лада.

Рассмотрим некоторые часто используемые открытые строи.

Открытый ре мажор Open D - DADF#AD

Мы уже разобрали строй DADGAD как вариацию классического строя. Опустим третью струну еще на полтона – получаем ноты аккорда ре мажор.

Для примера возьмем композицию гитариста Alain Johannes – Make God Jealous.

Открытый ре минор Open D Minor - DADFAD

Опустим третью струну еще на полтона, попадем в ре минор, более “грустный” аккорд. Оценим изменения в звучании с помощью песни Wine and Roses от John Fahey.

Открытый соль мажор Open G - DGDGBD

Вернем вторую и третью струны в классический строй, но опустим пятую на тон – мы переходим в соль мажорный аккорд. Этот строй использован Джимми Пейджем в композиции Bron-Y-Aur Stomp в составе группы Led Zeppelin.

Модальный строй соль Modal G - DGCGCD

Этот строй имеет те же особенности, что и рассмотренный выше модальный строй ре (DADGAD), в нем удобно играть и мажорные и минорные песни.Джимми Пейдж использовал и такой строй. Он вообще использовал много нестандартных строев и был их популяризатором. Например, Rain song в совместном исполнении с Робертом Плантом.

Открытый соль минор Open G Minor - DGDGA#D

Опустив вторую струну на полтона, мы формируем из открытых струн минорный аккорд соль. Он использован в композиции Mist-Covered Mountains of Home гитариста John Renbourn и подражает лютне.

Открытый ля мажор Open A - EAEAC#E или EAC#EAE

Существует два варианта настройки. В первом случае мы поднимаем на тон вторую, третью и четвертую струны, формируя мажорный аккорд ля.

Во втором случае опускаем вторую струну на тон, третью на полтора тона, четвертую струну на полтона. Этот вариант часто встречается в композициях дельта-блюза, одного из самых ранних блюзовых течений.

Роберт Джонсон в песне Crossroads Blues использует слайд для игры в этом строе.

Открытый до мажор Open C - CGCGCE или CGCGGE

Шестая, пятая и четвертая струны повторяют drop-C, вторая струна поднята на полтона (или опущена на два тона), третья и первая – как в классике.

В этом строе написана песня Криса Корнелла Burden In My Hand, исполненная Soundgarden.

Существует еще множество более редких вариантов настройки. Ничто не мешает настроить музыканту инструмент так, как ему хочется или необходимо.

Приходите к нам, и мы научим вас играть на гитаре и находить нестандартные решения музыкальных проблем.

Возникает закономерный вопрос:"как настроить гитару 6 струнную новичку?" . Если у вас большие планы и вы хотите стать гитаристом от бога, как минимум вам нужно уметь правильно настраивать гитару . Но даже если таких планов нет, то настраивать гитару всё равно придётся).

"Не могу настроить гитару" - такую фразу можно часто услышать от начинающего гитариста, но для начала давайте разберёмся, как должны быть настроены струны. Струны на гитаре нумеруются снизу вверх, от самой тонкой струны до самой толстой .

10 советов: как играть на гитаре с хорошей техникой

При классическом строе гитары 6-я струна настраивается на , часто используют латинское обозначение "E". Обычно сначала настраивают шестую струну, а от неё все остальные, но об этом чуть позже. Вот как должны быть настроены струны при классическом строе:

  • e (первая, самая тонкая струна - нота "ми")
  • B (вторая струна, нота "си")
  • G (третья струна, нота "соль")
  • D (четвёртая струна, нота "ре")
  • A (пятая струна, нота "ля")
  • E (шестая, самая толстая струна - нота "ми")

Теперь, зная как должны быть настроены струны, давайте попробуем их настроить. Кстати, вы знаете ? Для этого будем использовать колки или как некоторые новички их называют "крутилки"). можно поворачивать как в одну, так и в другую сторону.

Поворачивая колок по часовой стрелке мы натягиваем струну, придавая ей более высокое звучание и соответственно поворачивая против часовой мы ослабляем струну и она звучит более низко.

При настройке 6 струнной гитары крутить нужно аккуратно, дабы не порвать струну, особенно это касается начинающих гитаристов. С опытом вы будете гораздо точнее чувствовать натяжение струны, ну а пока будьте внимательнее и крутите "крутилки" аккуратно.

Настраиваем 6-ую струну

Первым делом настраиваем шестую струну на гитаре . Для этого нам понадобиться так называемое эталонное звучание, конкретно нота "ми". Где её взять? можно послушать у нас на сайте, взять на другом настроенном музыкальном инструменте, можно использовать камертон, либо зайти на YouTube и написать в поиске "нота ми для настройки гитары " или что-то вроде этого.

Некоторые люди обладают абсолютным слухом и могут определить высоту ноты , не используя вышеперечисленные способы. Это качество слуха можно развить, но как правило оно является врождённым. Однако даже далеко не у всех профессионалов есть подобные навыки, поэтому предложенным ниже способом пользуются как опытные гитаристы, так и новички.

И так, "образец" ноты мы нашли, приступаем к настройке. Настройка 6 струнной гитары, как впрочем и игра на любом другом музыкальном инструменте подразумевает наличие хоть какого-то мало-мальского слуха. Наличие слуха у новичка определяется очень просто , если вы в состоянии отличить какая из двух нот звучит выше, а какая ниже, то слух у вас определённо присутствует. Вот он то нам сейчас и понадобится.

Как научиться играть на гитаре с нуля в домашних условиях?

Включите на воспроизведение эталонную ноту "ми" и одновременно начинайте дёргать шестую струну своей гитары. Чувствуете разницу? Струна вашей гитары звучит ниже эталонной ноты? Значит нужно немного её подтянуть, плавно крутим и продолжаем настраивать 6-ю струну пока наша струна и эталонная нота не зазвучат . Пробуйте немного подтягивать и ослаблять струну пока не добъётесь необходимого звучания.

Настройка остальных струн

можно настроить аналогично, использую эталонные ноты, но как правило "в быту" их настраивают относительно 6-ой струны. Порядок действий следующий:

Будем использовать 6-ю струну зажатую на 5-ом ладу и 5-ю струну открытую(то есть не зажатую ни на каком ладе). Поочерёдно дёргаем пятую и шестую струны и корректируем звучание пятой струны до получения унисона.

Оставшиеся струны настраиваются по аналогичной схеме , но с не большой поправкой(обратите внимание на настройку второй струны). Опишу всю схему настройки струн целиком:

  • Шестая струна - настраиваем либо по эталонной ноте, либо на слух.

Каждая струна на гитаре имеет свое название и буквенное обозначение. В этой небольшой заметке давайте разберемся, как обозначаются все струны гитары.

Струн на обычной гитаре, как известно, шесть. Существуют, конечно, и другие виды гитар: на басовой, например, всего четыре струны; на русской гитаре – семь струн, бывают двенадцатиструнные гитары и т.д. Мы же рассмотрим самый распространённый вид гитары – шестиструнную гитару.

Струны гитары считаются, начиная от самой тонкой струны – к самой толстой басовой струне. Самая тонкая – это первая струна. Соответственно, самая толстая – шестая струна. Когда вы держите гитару в том положении, в котором играете на ней, то первая струна гитары находится ниже, т.е. ближе к полу, а самая последняя, шестая струна – выше. Басовые струны отличаются от небасовых тем, что на басовых имеется металлическая обмотка, поэтому они толще по объему и издают более низкий звук.

Итак, теперь о названиях струн.

первая струна – ми,

вторая струна – си,

третья струна – соль,

четвертая струна – ре,

пятая струна – ля,

шестая струна – ми.

В некоторых произведениях композиторы несколько видоизменяют строй гитары, например, перестраивают шестую струну вместо ноты ми на ноту ре, или реже вместо пятой струны ля, перестраивают ее звучание в ноту соль. Но это – исключительные случае, которые встречаются достаточно редко.

Помимо обычных названий каждая струна имеет еще свое буквенное обозначение. Вот какими буквами латинского алфавита обозначаются струны гитары.

Как вы заметили, первая и шестая струны имеют одинаковые названия. Но это не говорит о том, что эти струны звучат одинаково. Единственное, что их объединяет – это название. На самом деле, первая струна ми – относится ко второй октаве, а шестая струна ми – относится к алой октаве. Т.е. расстояние между этими струнами составляет целых две октавы!

Так как выше указаны не все буквенные обозначения нот, а только обозначения струн гитары, я решил попутно отметить буквенные обозначения всех существующих нот в музыке. Их, как мы знаем, всего семь – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для удобство буквенного обозначения, мы начнем перечислять ноты не с до, с ноты ля. Так будет удобнее:

Если приглядеться, то становится очевидным, что перед нами начальные буквы латинского алфавита. На мой взгляд, такой способ записи значительно облегчает заучивание буквенных обозначений всех существующих нот.

Внимание! Пройдите обучающий курс гитары! Продолжительность курса: 90 минут!