Калина красная анализ произведения. Место выбранного произведения в творчестве писателя. Рожденному сибирской, то есть русской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать национальный характер. Позади него громоздилась многовековая, во много

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

ГОУ СПО "Дебесский политехникум"

РЕФЕРАТ

На тему: "Калина красная "

Выполнил: студент 2 курса группы "Б"

Воблов Антон Игоревич

Преподаватель: Ившина Наталья Владимировна

С. Дебесы, 2009 г.

Содержание

  • Введение
    • 1. Основная часть
    • 1.1 Биография писателя: Василий Макарович Шукшин (25.07.29 - 2.10 74)
    • 1.4 Анализ выбранного произведения. (Повесть "Калина красная")
    • Заключение
    • Список литературы
    • Приложение

Введение

Творческая звезда Василия Макаровича Шукшина явилась на горизонте нынешней русской культуры стремительно и как бы совсем неожиданно. Горит она и сейчас, поражая своей яркостью и многообразием цветовых переливов. Однако самого Василия Макаровича уже нет… По-шукшински озорно улыбнувшись в сторону творцов культуры, он исчез из Москвы с такою же странной неожиданностью, с какой появился в ней.

Он прожил всего лишь сорок пять лет. Причем жизнь его складывалась настолько трудно и неблагоприятно (раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, зрелые годы без собственной крыши над головой и т.п.), что лишь десять - двенадцать лет и из этого небольшого числа прожитого им на земле, - только и всего! - можем мы отнести к годам собственно творческим. Но и этого оказывается для него достаточно, чтобы написать более ста двадцати рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять полнометражных фильмов по собственным сценариям ("Живет такой парень", "Ваш сын и брат", "Странные люди", "Печки-лавочки", "Калина красная"), сыграть более двадцати ролей. Этого бы хватило на несколько долгих и полнокровных творческих жизней, но сам он на кануне своей безвременной кончины считал, что только-только начинает творить по настоящему, по большому счету…

Рожденному сибирской, то есть русской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать национальный характер. Позади него громоздилась многовековая, во многом трагическая история, плескалась богатейшая культура народного творчества.

"А вот нате вам! - как бы звучит его глуховатый, полный горечи и внутренней силы голос. - Так вот надо работать". И многочисленные "середняки" от кино и литературы, озадаченные "шукшинским феноменом", либо продолжают недоумевать, либо бросаются в подражательство, либо делают вид, что ничего не произошло…

Произведения Шукшина - яркий калейдоскоп литературы. В каждом из них есть своя "изюминка", неповторимость, непохожесть на других. Одним из ярчайших его произведений стала и повесть "Калина красная", ставшая одной из ярких его режиссерских работ.

1. Основная часть

1.1 Биография писателя: Василий Макарович Шукшин (25.07.29 - 2.10.74)

В.М. Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. После восьми классов поступил в Бийский автотехникум, но вскоре его оставил. Работал на стройках, в колхозе. Десятый класс средней школы закончил экстерном. Работал слесарем-такелажником в Калуге, Владимире. Служил во флоте (1949-1952гг.), вернувшись в родное село, был секретарем сельского райкома комсомола, работал директором в вечерней школе деревни Сростки. В 1954 году поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Впервые выступил в печати в 1959 году в журнале "Смена".

Шукшин долгое время считал своим основным призванием кино и работал как режиссер и актер. Фильмы с его участием в качестве режиссера, сценариста, актера - "Живет такой парень", "Странные люди", "Печки-лавочки", "Калина красная", "Они сражались за Родину" - стали значительным событием советского киноискусства последних десятилетий. В 1964г. кинофильм "Живет такой парень" получил награду Венецианского международного фестиваля "Золотого льва св. Марка".

Шукшин - автор романов "Любавины" и "Я пришел дать вам волю" - о Степане Разине. Им написаны повести "Там, вдали", "Калина красная", "До третьих петухов", пьеса "Энергичные люди", многие рассказы, составившие сборники - "Сельские жители", "Земляки", "Характеры", "Беседы при ясной луне". Дарование Шукшина-писателя ярче всего раскрылось в его коротких, предельно емких по содержанию рассказах, проникнутых любовью к человеку-труженику и презрением и ненавистью к тунеядцам, мещанам, хапугам.

Большие заслуги В. Шукшина - писателя, кинорежиссера и актера - отмечены присвоением званий заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР. Посмертно ему присвоено звание лауреата Ленинской премии (1976).

Василий Макарович Шукшин умер 2 октября 1974 года.

1.2 Обзор творчества писателя, основные темы творчества, основные произведения

Свой материал для своих произведений писатель брал везде, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства. Видимо, так нужно было, чтобы явился из глубин народных большой талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору.

Любители "дистиллированной" прозы требовали "красивого героя", требовали, чтобы писатель выдумывал и не растревожил их своим глубоким знанием реальной жизни. Герои Шукшина оказались не только незнакомыми, но и непонятными. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как ни странно, именно потому, что герои были не выдуманы. Когда герой выдуман, а зачастую и в угоду кому-то, вот здесь и проявляется полная безнравственность. А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Шукшина, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока. Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам. Сам Шукшин признавался: "Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа".

Шукшин никогда не искал материал для творчества специально, он ж и л, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что и мы видим и слышим. Самая что ни на есть текучка жизни, которая нас так угнетает и заедает, она-то и давала ему и "сюжеты", и "характеры".

У Шукшина важен весь рассказ, все его герои и характеры.

Тема деревенского человека, вырванного из привычной среды и не нашедшего новой опоры в жизни, стала одной из главных тем рассказов Шукшина.

Рассказы Шукшина, относясь "к деревенской прозе", отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточенно не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя, как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. "Так у меня вышло к сорока годам. Не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно не удобное положение. Это даже не между двух стульев, а скорее так - одна нога к берегу, другая - в лодке. И не плыть нельзя, и не плыть вроде как страшновато…"

Эта сложная психологическая ситуация определила необычное поведение героев Шукшина, которых он называл "странными, непутевыми людьми". В сознании читателей и критиков прижилось название "чудик". Именно "чудики" являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших сборников "Характеры".

"Горести и печали человеческие - живые и трепетные нити…" Это строки из рассказа Шукшина "Верую" - строки, которые являются наиболее точным определением многих художественных исследований Шукшина, большой, протянувшийся от первого сборника до рассказа "Други игрищ и забав" (из последней прижизненной публикации) путь.

В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты, артистизма.

1.3 Место выбранного произведения в творчестве писателя

Сдача фильма "Калина красная" вызвали ряд осложнений. Возникшие при этом общее творческое и человеческое перенапряжение Василия Макаровича сказались на состоянии его здоровья, и в начале 1974 года он опять очутился в больнице.

Каждая больница - это кроме всего прочего, еще и предупреждение, совет о том, что необходимо быть осторожным, в чем-то изменить ритм жизни. Однако Шукшин не мог сидеть без дела.

Каждый, кто писал и говорил о творчестве Василия Шукшина, не мог без удивления и какого-то чувства растерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности.

Ведь Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, его проза зрима, его фильм литературен в лучшем смысле слова, его нельзя воспринимать “по разделам", и вот, читая его книги, мы видим автора на экране, а глядя на экран, вспоминаем его прозу.

Это слияние самых разных качеств и дарований не только в целое, но и в очень определенное, вполне законченное еще и еще радует и удивляет нас сегодня, будет радовать и удивлять всегда.

Шукшин принадлежал русскому искусству в той его традиции, в силу которой художник не то чтобы унижал себя, но не замечал себя самого перед лицом проблемы, которую он поднимал в своем произведении, перед лицом того предмета, который становился для него предметом искусства.

Шукшину была не только не свойственна, но и противопоказана всякая демонстрация себя, всякое указание на себя, хотя кому-кому, а ему было что продемонстрировать. Именно благодаря этой застенчивости по отношению к себе он и стал незабываемым для других.

1.4 Анализ выбранного произведения (повесть "Калина красная")

О творчестве Шукшина, можно сказать - жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща, - это очень трудно.

Тут мы вспоминает киноповесть В. Шукшина “Калина красная”, написанную в 1973 году. Главным героем является Егор Прокудин. Егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит. И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”.

Критика не сразу заметила, что такой образ жизни до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому - ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он - Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице.

Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.

Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уж нечто другое. Это уже логика. Его логика - не наша логика, она не может, а, наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии перед нами открыться и быть нами понята.

Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.

Идет, зная, к чему идет.

Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.

Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.

Но тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить - об этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность.

Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи - ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. Необходимо по-своему - он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал колена, но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.

И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника - Василия Шукшина.

Время идет. Родившиеся в год смерти Шукшина становятся сегодня его читателями. Для них он невольно - имя классического ряда. Но годы, что миновали после его смерти, ничуть не потеряли своего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы. Народ, Правда, живая Жизнь. Каждое слово - отражение души Шукшина, его жизненной позиции - никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизни, а, наоборот, бороться за свое место под солнцем.

Заключение

Последние годы жизни Шукшина были таким периодом, когда все, что его окружало, - все люди и факты - становились для него предметом искусства, касалось ли это ссоры с вахтером в больнице или изучения биографии и деяний Степана Разина.

В современной русской литературе произведения Шукшина остались неповторимым художественным явлением. Читая его рассказы, нужно вдумываться в их суть, вникать в каждое слово, чувствовать и слышать то, что чувствуют его герои. Главные герои большинства его рассказов - деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть, нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. Именно эти качества делают его героев близкими, родными нам.

В своей повести "Калина красная" Шукшин показал еще одну жизнь. Жизнь "маленького", но при этом большого человека. Большого… испытавшего тягости жизни, но сумевшего встать на правильный путь, не ушедшего по "неровной дорожке".

Для меня произведения Шукшина - яркие жизненные примеры… примеры, которые учат понимать жизнь. Его рассказы как наставления читателям. Все его герои совершают ошибки, но в итоге, ошибки эти ведут к правильному пути, к новой жизни. На примере Егора Прокудина, я открыл для себя новое качество человека - непоследовательность, ведущая к истине. Оказывается не всегда правильный путь можно найти с помощью правил и жизненных примеров. Бывают еще и такие - особенные, ни на кого не похожие, но добивающиеся успеха в жизни.

Список литературы

1. Шукшин В.М. Рассказы. - Л.: Лениздат, 1983. - 477 с.

2. Шукшин В.М. Рассказы. - М.: Дет. Лит., 1990. - 254 с.

Приложение

Темные страницы биографии

Старая школа теперь музей. Когда-то здесь учился, а позже преподавал Василий Макарович. Здесь все дышит той атмосферой, в которой вырос Шукшин. Старая парта, карты, ручки, указки, учебники. Здесь познакомился он со своей первой женой, которая тоже преподавала в этой школе. Познакомился, встречался, женился. А когда уехал учиться в Москву, то уже к жене не возвращался. Не возвратился даже, чтоб развестись. Объяснения этому поступку до сих пор нет. Шукшин женился во второй раз уже в Москве. Его второй женой стала дочь известного писателя советской поры Анатолия Софронова, в те времена возглавлявшего журнал "Огонек". Поступил Василий Шукшин просто - заявил в милицию, что потерял паспорт. И выдали ему новый паспорт, без штампов о женитьбе-разводе. Так неразведенным и жил, хотя за свою короткую жизнь успел жениться три раза. Первая жена довольно долго ждала мужа. Сейчас у нее новая семья, но когда она вспоминает о Шукшине, нет-нет да и всплакнет. Видимо, много воспоминаний связано у нее с Василием Макаровичем.

Эти слова нас заинтересовали, и мы спросили, нельзя ли сходить к ней и поговорить о Шукшине. Но экскурсовод покачала головой и пояснила, что для нее такие разговоры трудны необычайно, и муж ее второй сердится, когда кто-нибудь заводит разговор о Шукшине. Он до сих пор ревнует к нему, хотя Шукшина давно нет в живых. Может, потому, что на самом деле жена до сих пор остается женой Шукшина.

От школы мы неторопливо прошли деревенскими улицами мимо бывшего дома Шукшиных, мимо того места, где провел Василий Шукшин свое детство, прямо к горе Пикет. Здесь на горе устраивают время от времени Шукшинские чтения, куда приезжают гости из разных городов России и часто выступают местные поэты и прозаики. Приезжают сюда и барды, образуют палаточный городок и поют песни, про Шукшина, про родные края, про Россию. Хорошее это место, вольное. А рядом течет горная Катунь. Здесь купил матери домик Василий Макарович, когда получил гонорар за "Любавиных". Жены менялись, но любимой на всю жизнь оставалась лишь мать. Шукшин относился к ней трогательно, нежно, уважительно. Хотя на чувства скупы были оба, не обнимались, не целовались на виду у всех, о главном и серьезном разговаривали наедине. По всем жизненно важным вопросам советовался Шукшин только с ней. И когда поступал в институт, и когда собирался жениться, а может, и тогда, когда собирался приступить к очередной новой работе. Снял ее в "Калине красной", увековечил любимую мать навсегда. Памятник Шукшину стоит рядом с домом, в маленьком садике, рядом с калиной, которая на самом деле красная. Мать пережила сына, который прожил всего 45 лет. Если посчитать, сколько лет ему отвела жизнь на творчество, то наберется всего ничего - 15 лет. Чтобы за пятнадцать лет написать столько, наснимать столько, войти в историю кинематографа замечательным актером и режиссером, в литературу народным писателем, нужно, наверное, было немало сил, и моральных, и физических. Можно сказать, что Шукшин горел в творчестве и сгорел безвременно, не оцененный при жизни так, как должен был бы оценен, в том числе и на собственной родине.

Верность великому человеку - дело трудное. Мать ему была верна. Мать не смогла съездить на похороны, не приезжала в Москву. Не верилось ей, что сына уже нет, и не было сил съездить на могилку. Но одна их почитательниц Василия Макаровича, начала ей писать, и подробно описывала, какие цветы сажает, как склоняется к памятнику калина, такая же красная, как в романе, как в материнском саду.

Василий Макарович Шукшин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Могилка его аккуратная и ухоженная, видимо, есть еще люди, почитающие его творчество, которые приходят, чтобы поклониться могиле писателя и режиссера. Все как положено, только вот щемит сердце от того, как быстро вдова его опомнилась от утраты. Вышла замуж за одного, потом за другого, все на виду, на народе. Трудно понять, как руководитель модной поп-группы может заменить в сердце великого человека. Хотя у каждого своя правда. Сама вдова рассказывает, что жилось ей нелегко с писателем, что и пил он, и бранился, а приревновав, мог и ударить. Трудное дело жить рядом с очень талантливым человеком. В жизни они не так хороши и однозначны, впрочем, как и их герои.

Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

ОДп 11 Литература

21-У группа

Тема урока «Изображение нравственных качеств человека в повести

Медведева В.В., преподаватель литературы

ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж»

Цель: расширить представление студентов о творчестве В.М. Шукшина; развивать навыки анализа художественного текста и совершенствовать свое творческое мастерство;

Тип урока : закрепление нового материала;

Обучающий компонент :

    Обеспечить усвоение студентами повести В.М. Шукшина «Калина красная»;

    Отработать навыки творческого письма;

    Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений окружающего мира и внутренних качеств человека;

Развивающий

    Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление);

    Развивать речь (грамотно использовать термины, понятия, определения, совершенствовать выразительность речи);

    Развивать интерес к русской литературе и языку;

Воспитывающий компонент :

    Воспитывать любовь к матери, близким людям;

    Способствовать формированию высоконравственной личности, способной видеть, чувствовать, любить свою природу, окружающих людей, свою малую родину;

Используемые образовательные технологии : технология педагогических мастерских;

Межпредметные и внутрипредметные связи : музыка, кино, выразительное чтение, изобразительное искусство, анализ текста;

Формы работы :

    Фронтальная работа;

    Самостоятельная работа;

Ресурсное обеспечение :

    Интерактивная доска;

Методическое обеспечение :

    Мультимедийная презентация;

    Художественные тексты В. Шукшина «Калина красная»;

    Кадры из кинофильма «Калина красная».

Прогнозируемый результат : по итогам урока обучающиеся должны освоить следующие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность качество;

Уметь:

    Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

Знать:

    Образную природу словесного искусства; содержание изученного литературного произведения;

Ход урока

    Слово преподавателя : Добрый день, уважаемые студенты и гости. Мы продолжаем работу в разрезе творческой мастерской.

И сегодняшний урок я предлагаю вам начать с размышления :

«В чем проявляется красота человека?»

Запишите в тетрадь слова, словосочетания, которые являются ассоциациями к понятию красота человека, а помогут вам картины окружающего нас мира и удивительная музыка.

(звучит музыка и на экране слайды с картинами окружающего мира)

Какие же ассоциации у вас возникли?

(студенты читают свои ассоциации, например: очарование, гармония, любовь, добро, великолепие, душевное спокойствие, легкость,

светлые мечты и т.д.)

А теперь на основании услышанных и своих ассоциаций скажите:

В чем же проявляется красота человека?

(Например, красота человека проявляется в красоте сердца. Красота побуждает в человеке благородные чувства. Красота проявляется в добрых, полезных делах. А для меня красота проявляется в уважении к родителям и окружающим нас людям…..)

2. Слово преподавателя : тема нашего урока

«Изображение нравственных качеств человека в повести В.М. Шукшина «Калина красная»

И сейчас мы постараемся на примере повести выявить очень важный вопрос: в чем же заключается красота человека?

    Беседа по повести «Калина красная»

Каждый человек рождается на свет добрым, ему не свойственно злое начало. Но в своей дальнейшей жизни он может споткнуться, сойти с правильного пути, потерять свою внутреннюю красоту, как герой повести Шукшина Егор Прокудин.

- Скажите, а в чем заключалась красота героя повести Егора Прокудина от рождения?

- И куда же делась вся эта красота? Проследите по тексту: кто же он сейчас Егорушка, Горе, Горюшка, как называет его автор?

Посмотрите кадр из кинофильма «Калина красная»

(сцена разгульной жизни)

- Назовите качества главного героя, проявившиеся в этой сцене и в прочитанных вами отрывках. Как он относится к окружающим его людям, к самому себе?

А теперь посмотрим другой кадр (посещение матери)

- Скажите, как он проявил себя в этом эпизоде, каково его отношение к своей матери?

А если Егор Прокудин такой самодостаточный, щедрый, готов швырять деньги налево и направо, почему же он не признался матери, не оставил ей денег, когда она живет в такой бедности?

- Душа Егора чего-то просила. Что же не устраивало его в такой жизни? Подтвердите примерами из текста.

- Да, действительно, Егор проходит трудный путь постижения того, что жизнь предназначена не для праздников, а для исправления и спасения его исковерканной души.

Задание: «Нарисуй картину»

Режиссером-постановщиком фильма «Калина красная» является сам В.М. Шукшин, и он позволил отойти от содержания повести, включая в свою картину, эпизод, когда Егор Прокудин стремительно проносится на «ракете» по водному пространству на фоне разрушенной церкви. В этом есть определенный символ.

Я предлагаю вам работу по рядам: студенты первого ряда рисуют словесную картину, отображающую затопленную разрушенную церковь, на фоне которой Егор Прокудин проносится по водному пространству; второй ряд рисует на фоне храма картину горького покаяния после посещения матери.

(выступления студентов)

Действительно, в фильме «Калина красная» путь благодатного преображения души Егора Прокудина отмечен, словно вехами, картинами двух разрушенных храмов.

А сейчас посмотрите на слова-ассоциации, записанные в тетрадь в начале урока. Будьте добры, подчеркните слово или словосочетание, которое, вы считаете, больше всего подходит к пониманию красоты человека.

(студенты называют слова)

Это слово и будет лейтмотивом вашего мини-сочинения

В чем заключается красота человека?

( Студенты пишут сочинения под музыку, а затем каждый

зачитывает свой текст)

Примеры:

Я думаю, что истинная красота человека – это внутренняя красота его души. Если один человек готов отдать другому все самое дорогое, что у него есть, отозваться на любую просьбу и при этом не требует благодарности, то это красивый человек. Такому человеку даже внешняя непривлекательность не помешает творить добро.

Красота человека заключается в его поведении, в его действиях и поступках. Именно поступки говорят о личности человека, о его внешности, душевности и трудолюбии.

В чем заключается красота человека? Определенного ответа на этот вопрос, я думаю, нет, так как красота присутствует везде, вот только не каждый способен её увидеть. По-настоящему красив тот, у кого открытое и доброе сердце, кто может любить природу, родину, а самое главное окружающих тебя людей.

Люди часто говорят, что главное в человеке – душевная красота, но порой за этими словами ничего не стоит. Люди сначала смотрят на внешность, а потом уже заглядывают в его душу. Я всегда вспоминаю отрывок из стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»:

И если это так, то что есть красота,

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

В этих словах, на мой взгляд, есть ответ на поставленный вопрос.

Красивый человек – это увлекающийся человек, умеющий любить и дружить. Это человек, которому интересно жить в мире своей страны. Это человек, для которого нет преград, рамок и стереотипов. Наверное, это свободный человек, наслаждающийся своей свободой в полной мере.

Да, действительно, человек красив в отношении к себе, к окружающему миру и к людям.

На следующем уроке мы продолжим рассматривать проблему нравственных качеств героев Шукшина на примере других рассказов. Нас будет интересовать вопрос: О чем думают, размышляют шукшинские герои, какие вопросы их занимают?

Рефлексия:

Я хочу предоставить каждому из вас слово высказать то, что не сказано, что осталось еще что-то договорить…

Предполагаемые ответы:

    За картинами окружающего мира, которые мы видели в начале урока» я воспринимала человека, который создал эту красоту

    Я задумалась над тем, что человек по натуре своей – художник, потому что он всюду, так или иначе, стремится вносить в окружающий мир красоту.

    Мне хочется сказать, что нам надо в жизни успеть сделать красоту, добро.

    А у меня на душе грусть оттого, что герой Шукшина душевную красоту приобрел в конце своей жизни.

    Мне еще больше захотелось любить свою маму, говорить ей добрые, теплые слова

    Повесть «Калина красная» заставила меня задуматься о наших поступках, когда мы ведем себя вызывающе, стараемся кому-то подражать, кого-то копировать, а надо все-таки оставаться самим собой.

А мне сейчас вспомнились следующие строки:

Ваше слово не кануло в лету,

Не рассыпалось золото в медь,

Смотрим, дух затаив, киноленту

Под названьем: жизнь или смерть.

Пусть идет этот фильм без экрана –

На просмотре его вся страна.

Как талантливо, нет, гениально

Вы сыграли в нем роль Шукшина.

То веселый, то хмурый, то грустный,

Скрыв за смехом сердечную боль,

Вы остались собою в искусстве…

Быть собою – труднейшая роль.

Самооценка деятельности на уроке

Критерии

Показатели

Результат (в баллах)

Тема: «Изображение нравственных качеств человека в повести

В.М. Шукшина «Калина красная»

ОК2. Организовать собственную деятельность

Активность;

Уметь:

Образную природу художественного текста

Находить соответствие строк повести с режиссерской постановкой художественного фильма;

Тема: «Изображение нравственных качеств человека в рассказах В.М. Шукшина («Чудик», «Срезал» и др.)

ОК2. Организовать собственную деятельность;

ОК6. ОК6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

Активность;

Качественное выполнение всех заданий на уроке;

Уважение к высказываемым мыслям членами коллектива;

Уметь:

Писать рецензии;

Высказывание своего суждения в мини-сочинении;

Формирование полного ответа на поставленные вопросы;

Выразительное чтение текста;

Изложение своего восприятия образа;

Знать:

Образную природу художественных текстов;

Основные факты жизни и творчества В.М. Шукшина;

Находить соответствие шукшинских героев с игрой актеров в кинофильме;

Итого:

Перевод баллов в отметку:

9-10 баллов – отметка «5»

7-8 баллов – отметка «4»

5-6 баллов – отметка «3»

Моор Елизавета

Комментарий к киноповести В.М. Шукшина «Калина красная».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Комментарий к киноповести В.М. Шукшина «Калина красная».

Читаем. Размышляем…

Для лучшего понимания замысла В.М. Шукшина я решила проанализировать язык его художественного произведения. Каждый должен понять и почувствовать, что литературно-художественное творчество – это прежде всего способность писателя выразить свое видение мира, передать свои чувства, воздействовать на читателя через систему языковых изобразительно-выразительных средств.

Большую роль в киноповести играют имена героев.

Егор Прокудин, Егор, Егорушка, Георгий, Горе – так на протяжении всей киноповести обращаются к главному герою.

Егор – нар.от Георгий – греч. «землепашец». Имя персонажа подчеркивает его истоки – выходец из крестьян; определяет его изначальную, естественную потребность – землю пахать. Не случайно по выходе из тюрьмы Егор на вопрос начальника, чем он собирается заниматься на воле, отвечает «сельским хозяйством». В деревню едет Егор, не найдя себе пристанища в городе. И умирает герой на пашне, обретя свое истинное лицо: «И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома… Лежал, приникнув щекой к земле…». Фамилия центрального персонажа восходит к прозвищу Прокуда – проказник, изворотливый, предприимчивый.

Воровская кличка главного героя – Горе. Так окрестил его Губошлеп. Такова суть персонажа киноповести «Калина красная». Горе несет он окружающим его людям. Горе живет в его душе. И потому нет ей покоя.

Не случайно В.М. Шукшин называет милую, добрую женщину, ставшую возлюбленной Егора Прокудина, Любовью. Именно Люба помогает герою обрести душевное спокойствие, научиться любить. Имя Любовь – старославянское.

Весь текст «Калины красной» построен на противоречиях и противопоставлениях, которые отражают метания главного героя и постепенно подводят его к неизбежному концу – гибели. Правда и ложь, жизнь и смерть постоянно соседствуют в киноповести и в душе главного героя – Егора Прокудина.

Ведущую роль в организации текста играет антитеза, призванная передать противоречия в сознании и душе вора-рецидивиста, пытающегося вернуться к своим истокам.

Контраст возникает уже на первых страницах киноповести. Егор Прокудин выходит на волю, где весна, пробуждается жизнь, где «сплошной березовый лес». И сам же уходит из него в воровское логово: «Комната была драная, гадкая. Синенькие какие-то обои, захватанные и тоже драные, совсем уж некстати напоминали цветом своим весеннее небо, и от этого вовсе нехорошо было в этом вонючем сокрытом мирке, тяжко». Жизнь вольная и воровская несовместимы.

Внутренний конфликт «Калины красной» связан с поисками героем «праздника души». Праздник, по В.М. Шукшину, это отдых, освобождение, взрыв страстей. История жизни и смерти Егора Прокудина есть не что иное, как трагедия ложного «праздника души». Жажда праздника воплотилась в пляске Егора и Люсьен, которые этой пляской как бы «вколачивали» в гроб «свою калеку-жизнь». А за стенами воровского притона – весна. Весна для В.М. Шукшина – это символ чистоты, обновления, жизни. Весной выходит Егор Прокудин на волю. И именно весной погибает. Возникает контраст: весна – это жизнь, но весна несет с собой и смерть.

Необычайно выразителен диалог в киноповести «Калина красная». Замечателен эпизод знакомства Егора Прокудина с родителями Любы Байкаловой. Речь старика и Егора каждая по-своему лексически окрашена, каждая имеет свою интонацию. В течение этого разговора Егор то несусветно «заливает», задетый недоверием стариков, то наступает на Федора с вопросами, разыгрывая из себя следователя, ведущего допрос. Он находчив, речист и, можно сказать, «артистичен». Недаром в конце концов рассерженный было старик приходит в восторг от этого ухаря: «Чисто комиссар какой!»

В киноповести «Калина красная» автор показывает два особых мира, близких главному герою: «воровской» мир и мир, в котором Егор Прокудин, необычный человек, возвышенная натура, способная на глубокие чувства. Передавая своеобразие каждого мира, В.М. Шукшин использует особые изобразительно-выразительные средства.

«У старушки было румяное морщинистое личико и ясные глаза»;

«И вот районный автобус привез Егора в село Ясное»;

«И утро было хорошее – с прохладицей, ясное».

Когда же писатель характеризует бывших друзей, а ныне врагов Егора, на первый план выходят слова со значением «злой»:

«(У Губошлепа) глаза горели злобой»;

«Посмотрел…злым и обещающим взглядом».

Ясный и злой вступают в антонимичные отношения в пределах контекста киноповести. Это становится возможным потому, что лексема ясный обладает переносным значением «ничем не омраченный, спокойный», а злой – «полный злобы, злости».

Показывая воровскую «среду», В.М. Шукшин использует жаргонизмы, просторечные слова, которыми насыщена речь героев.

«Тухлое твое дело» – просторечное;

«Сбацают» – просторечное;

«Шляются» – просторечное;

«Лаяться кинулся» – просторечное;

«Е-мое» – просторечное;

«Засандалить» – просторечное;

«Схаваю» – просторечное;

«Громадная невезуха» – просторечное;

Описывая «логово» Губошлепа и воровской компании, автор употребляет эпитеты:

«Драная, гадкая комната», «захватанные, драные обои» , «вонючий мирок». С их помощью возникает чувство отстраненности и неприязни к воровской банде.

В произведении соседствуют фольклорные слова и жаргонизмы:

Что пригорюнился, добрый молодец ?

Отпыхтел ?

Совершенно по-другому изображен мир, в котором Егор Прокудин смог нравственно очиститься, полюбить. В.М. Шукшин здесь употребляет немало эпитетов, фразеологизмов, ярких, красочных обращений. Речь героев содержит и элементы фольклорной лексики.

Описывая старушку, встретившуюся на пути Егора, автор использует эпитет «ясные глаза». В описании Любы эпитет «милое русское простое лицо» помогает увидеть настоящую русскую женщину, добрую и отзывчивую.

А встреча Егора с березками характеризует его как человека возвышенного и доброго. Герой называет их «подружками», «невестами» . Эти обращения, употребленные автором, необычайно нежны и красивы.

Поражают своеобразием обращения Егора к Любе: «Любушка-голубушка», «оладушек сибирский», «дорогуша сдобная», «зоренька ясная». И как не улыбнуться этим словам героя, произнесенным с таким трепетом и озорством?

Присутствуют в киноповести канцеляризмы и просторечия:

Ну, поставим вопрос несколько иначе …

Тихо! – скомандовал старик. – Один дурак городит чего не попадя , а другая…

В.М. Шукшин высоко ценил искусство. Поэтому в его киноповести встречается немало музыкальных, литературных произведений.

Так, киноповесть «Калина красная» начинается песней «Вечерний звон», которую исполняют рецидивисты. Это неслучайно. Песни вошли в жизнь В.М. Шукшина с детства. Дома с матерью и сестрой Таей они пели по вечерам. Мария Сергеевна много знала песен. Она начинала, Тая подхватывала. Вася же пел по-мужски негромко, но очень точно и задушевно. Позже, когда Василий Макарович приезжал домой со съемочной группой, то родные обязательно собирались за праздничным столом в честь дорогого гостя и обязательно пели старинные песни.

Существует два варианта песни «Вечерний звон». Одна – народная, другая – это стихотворение «Вечерний звон», положенное на музыку русским композитором А.Т. Гречаниновым и польским композитором С. Монюшко. Именно эта песня помогает нам понять, как важны для рецидивистов и «край родной», и «отчий дом», с которым они простились.

Невозможно представить киноповесть без замечательной песни «Калина красная». Слова песни народные, музыка – Я. Френкеля. Я обратила внимание, что в повести персонажи исполняют песню «Калина красная» четыре раза. Вначале ее поет Люсьен, во второй и третий раз песню исполняет Егор Прокудин, и только в последний, четвертый раз, песня заиграла по-новому: «так хорошо, так славно», и это потому, что исполнили ее Егор и Люба вместе.

Особое внимание привлекает эпизод, в котором Егор Прокудин читает стихотворение С. Есенина «Пусть для сердца тягуче колко». Оно полно предчувствий своей гибели. И это предчувствие на протяжении всей киноповести преследовало героя:

«…Упаду и зароюсь в снегу».

Читает Егор и стихотворение А.С. Пушкина «Узник». Это происходит во время пребывания героя в бане вместе с Петром.

«Сижу за решеткой в темнице сырой…» -

завел первым Егор. Петро поддержал. И так неожиданно красиво у них вышло, так – до слез – складно и грустно».

Бесспорно, герою близко литературное творчество. Быть может, это оттого, что произведения помогают Егору «исцелять» душу, нравственно совершенствоваться, а, может, в сюжетах произведений Егор видит и свою жизнь.

Таким образом, я выяснила, что изобразительно-выразительные средства языка придают киноповести В.М. Шукшина лаконизм, живописность, создают эмоциональность, усиливают выразительность речи. А произведения искусства, которые автор поместил в художественном произведении, помогаю лучше раскрыть образы героев, передать их чувства и эмоции.

Егор Прокудин (воровская кличка — Горе) — главный герой повести, «сорокалетний, стриженый» уголовник, отсидев очередной (пять лет) срок, освобождается из заключения и по стечению обстоятельств вынужден поехать в деревню к девушке Любе, с которой познакомился по переписке. Едет он с намерением передохнуть после заключения. Всерьез к своей поездке и к тому, что говорил при расставании с начальником колонии («Сельским хозяйством займусь, женюсь»), Е. не относится. «Никем больше не могу быть на этой земле — только вором», — почти с гордостью говорит он о себе. О Любе же, к которой едет, думает так: «Ах ты, лапушка ты моя!.. Я хоть отъемся около тебя... Дорогуша ты моя сдобная!.. Задушу в объятиях!.. Разорву и сховаю! И запью самогонкой. Всё!» Но, оказавшись в знакомой по детству деревенской жизни, среди — чужих до того, но оказавшихся неожиданно родными — людей (Люба, ее родители, Петр), обнаружив неожиданную власть над собой самого уклада деревенской жизни и взаимоотношений, Е. вдруг почувствовал невыносимую боль оттого, что жизнь его прошла не так, как нужно. Он делает отчаянную попытку переломить судьбу — становится трактористом, живет в доме Любы как ее муж; но появляются его бывшие дружки-блатари, не простившие ему измены воровскому делу, и убивают Е.

С образом Е. связана главная тема не только этой повести, но, может быть, и всего творчества Шукшина — драматизм людских судеб в стране, развороченной войной и социальными экспериментами; бесприютность человека, потерявшего естественный для него образ жизни и среду обитания. Эмоциональный фон разработки этой темы: «обида» за русского мужика, и шире — «обида за человека вообще», за человека, сломанного обстоятельствами. («Шукшин 60-х болел душой за крестьянина. Шукшин 70-х болеет за человека» — Л. Аннинский.)

Е. рос в деревне без отца, с матерью и пятью братьями и сестрами. В голодное для семьи время подростком Е. уезжает в город. Уезжает со страшной обидой на людей, на их бессмысленную жестокость. Однажды их единственная корова, кормилица Манька, пришла домой с пропоротым вилами боком. Кто-то просто так, по злобе лишил шестерых сирот кормилицы. Первым, кого встретил Е. в городе и у кого учился пробиваться к настоящей, красивой жизни, был вор Губошлеп. И вроде как пробился Е. «Иногда я бываю фантастически богат», — рассказывает он Любе. Праздника хочет душа Е., воли и красоты. «Не выносил он в людях унылость, вялость ползучую. Оттого, может, и завела его житейская дорога так далеко вбок, что всегда, и смолоду тянулся к людям, очерченным резко, хоть иногда кривой линией, но резко, определенно».

Постепенно Е. выясняет, что не того просила его душа. «Я эти деньги вонючие... вполне презираю». Плата за воровскую вольницу оказалась непомерной для Е. ощущение изгойства среди нормальных людей, необходимость врать. «Я бы не хотел врать <...> Мне всю жизнь противно врать <...> Я вру, конечно, но от этого <...> только тяжелей жить. Я вру и презираю себя. И охота уж добить свою жизнь совсем, вдребезги, только бы веселей и желательно с водкой». Тяжелейшим испытанием оказалась встреча с брошенной им матерью, подслеповатой старушкой Куделихой. Е. не проронил ни слова, только поприсутствовал при разговоре Любы и матери. От всей его яркой, рисковой, временами богатой и вольной жизни ничего не осталось в душе, кроме тоски. В облике Е. постоянно подчеркивается его «запа-ленность» жизнью: «ты, как конь в гору <...> только еще боками не проваливаешься. Да пена изо рта идет. Упадешь ведь. Запалишься и упадешь», — говорит ему Люба. Веселье, которому предается Е. на воровской малине, надрывное, истерическое. Попытка устроить в городке на свои деньги пьяный громкий загул кончается его ночным бегством в деревню, к Любе и ее брату Петру, — очень уж убог и противен для Е. вид собранных «для разврата» людей. В Е. борются его крестьянская закваска и искореженная воровской жизнью натура. Самое трудное для него —- обрести душевный покой: «Душа у меня... наскипидаренная какая-то». По словам Шукшина, Егор умер оттого, что понял: ни от людей, ни от себя прощения ему не будет. Повесть должна была кончаться самоубийством Е., но у автора не хватило решимости на такую концовку.

Повествование - от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен.

Закончился последний вечер Егора Прокудина на зоне. Утром начальник напутствует его. Мы узнаём, что Егор мечтает о своём хозяйстве, корове. Его будущая жена - Байкалова Любовь Федоровна. Он её никогда не видел, они знают друг друга только по переписке. Начальник советует получше одеться.

Выйдя из тюрьмы, Прокудин наслаждается весной, ощущает прилив сил, радуется чувству жизни. В областном центре Егор приходит к своим товарищам «на хату». Там много молодых людей. Среди прочих - Губошлёп, Бульдог, Люсьен. Они ждут звонка от подельников: те совершают очередное ограбление. Егор (там его зовут Горе) не хочет рассказывать о зоне, он хочет отдохнуть от жестокости. Они пляшут с Люсьен. Чувствуется, что никто не разделяет настроения Егора, даже Люсьен (которая лучше других понимает мерзость их занятия и внутреннюю чистоту Егора). Губошлёп нервничает, немного ревнует Люсьен к Егору. Раздаётся звонок: подельников накрыла милиция, всем надо разбегаться. Егор тоже бежит, хотя это рискованно для него. Он пытается найти в городе своих знакомых, но ему не хотят отвечать.

«И вот районный автобус привёз Егора в село Ясное» - к Любе. Она встречает его на остановке. В чайной он рассказывает, что был бухгалтером, попал в тюрьму случайно. Люба знает, что он вор-рецидивист, но надеется на то, что Егор найдёт дорогу в нормальной жизни. Она ведёт знакомить его со своими родителями. Люба использует «легенду» Егора о бухгалтере, чтобы не пугать родителей. Но когда Егор остаётся с ними наедине, отец Любы (жена называет его Микитка) начинает «допрашивать» Егора. Тот саркастически отвечает: мол, убил семерых, восьмого не получилось. Егор считает, что в тюрьме может оказаться каждый (иронично напоминает старику про годы гражданской войны, коллективизации), и нечего мучить человека, если он решил начать новую жизнь. Егор примеряет маску общественного деятеля, коммуниста, «обличает» «отсталых» стариков.

Егор знакомится с Петром, братом Любы. Петро и Егор идут в баню. Петро безразличен и к прошлому героя, и к нему самому: ему не охота знакомиться, общаться. Егору не нравится чувствовать себя бедным родственником, улыбаться всем и при этом чувствовать к себе недоверие. Петро не реагирует на обиды Егора, и через некоторое время Егор понимает, что у Петро нет предубеждений: просто он неразговорчив.

Зоя, жена Петра, и мать Любы обсуждают с ней Егора. Любе высказывают неодобрение. Женщины выражают общее мнение всего села. Неожиданно Любу защищает отец. Тут слышен крик Петра. Егор нечаянно ошпарил его кипятком. Зоя в ужасе, отец Любы схватился за топор - но всё обошлось шуткой. Соседи на улице активно обсуждают случившиеся.

Вечер в доме Байкаловых проходит мирно и спокойно. Старики вспоминают каких-то старых родственников, Люба показывает фотографии, Егор и Петро мирно шутят над происшествием в бане. Ночью Егору не спится, он хочет поговорить с Любой, она выпроваживает его под одобрение матери, но тоже не может заснуть.

Егор уезжает в районный центр. Он честно говорит Любе: «Может, вернусь. Может, нет». По дороге ему мерещится, что его дружки возвращаются за ним. Он думает о Губошлёпе. В райцентре он идёт на телеграф и отправляет ему деньги. В это время подруга по работе Варя советует Любе бросить Егора и принять обратно бывшего мужа - Кольку. Очевидно, что односельчанам не нравится поступок Любы не потому, что Егор может оказаться ненадёжным, а потому, что Люба ведёт себя не как все. Варя начинает весело рассказывать, как замечательно ей живётся с мужем-алкоголиком, которого она бьёт скалкой.

Егор направляется в ресторан, где устраивает «пикничок». Он кормит и поит незнакомых людей. Собираются самые спившиеся мужички. Егор тратит много денег. Он звонит Любе и говорит, что надо остаться на ночь - не уладил вопросов с военкоматом. В это время мать недоверчиво спрашивает у Любы, где Егор. Снова отец защищает дочь и помогает поверить в очередную «легенду» Егора.

Егор продолжает «развратничать» (слово Шукшина): пьёт, поёт, пляшет, произносит исполненные жизнеутверждающего пафоса речи. В конце концов, Егор раздаёт оставшиеся деньги, берет коньяк и шоколад, садится в такси и едет в Ясное. Приходит к Петру, предлагает выпить в бане. В этом «тесном чёрном мире» они распивают коньяк и встречают рассвет песней «Сижу за решёткой в темнице сырой».

Утром он провожает Любу на ферму. По дороге болтают. Среди прочего Люба упоминает о своём бывшем муже Кольке, который постоянно пьёт. Егор вспоминает своё детство, мать и корову Маньку. Люба знакомит Егора с директором фермы Дмитрием Владимировичем. Она устраивает Егора шофёром на ферму: директору как раз срочно понадобился водитель. Егору не понравился директор: «гладкий, довольный». Директору Егор тоже не нравится: «бессмысленно строптивый».

Директор даёт задание - забрать бригадира Савельева в деревне Сосновке. Егор выполняет задание, но, вернувшись, отказывается от дальнейшей работы. На тракторе легче.

Егор просит самосвал у Петра и берет с собой Любу. По дороге он объясняет ей, что хочет заехать к одной старушке - Куделихе. Якобы его попросил товарищ узнать о её здоровье. Любе надо представиться работницей райсобеса и расспросить о ней. Старуха рассказывает о себе, о том, что дети все порастерялись. Люба успокаивает её. Егор сидит молча, в тёмных очках. Когда они отъехали, он говорит Любе, что это его мать.

Дома к Любе приходит её бывший муж с тремя друзьями. Егор выволакивает его из дома. Они отходят к деревьям, начинается драка. Колька с перепою, поэтому остаётся бит. На Егора кидается ещё один - Егор останавливает одним ударом. Колька отбегает, хватает кол, идёт на Егора - Егор останавливает его взглядом.

Утром Егор сделал первую в жизни борозду (на тракторе). Он дышит запахом вспаханной земли и испытывает радость от этого.

К Егору приезжает Шура - один из его бывших подельников. Они о чём-то говорят, Шура передаёт деньги от Губошлёпа (чтобы у Егора было, на что вернуться к ним), но Егор швыряет эти деньги в лицо Шуре. Тот уезжает. Люба волнуется, Егор пытается успокоить её, но ясно, что и сам не в духе.

На следующий день они работают в поле. Его уже засевают. Егор замечает, что у леса стоит чёрная Волга. Он видит там Губошлёпа, Бульдю и Люсьен. Идёт к ним. Люсьен тем временем требует, чтобы Губошлёп не трогал Егора. Но Губошлёп эмоционально высказывает свою позицию: ему не по душе, что Егор теперь почти святой, и только они - грешники. Мы узнаём, что над Губошлёпом нависла опасность и поэтому он хочет успеть расправиться с Егором.

Люба видит, как Егор с кем-то отправился в лес. Она бежит домой - оказывается, отец даже объяснил им, как проехать. Тут Люба останавливает самосвал Петро, они едут в сторону леса. Преступники видят это, зовут Губошлёпа - тот выбегает из леса, прячет что-то под одежду и они уезжают.

Егор тяжело ранен. Люба и Петро кладут его в самосвал, быстро везут. Но тут Егор чувствует, что умирает и просит положить его на землю. Он просит у Любы взять его деньги и отдать их матери.

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома... Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижимался к столбам».

Петро догоняет Волгу. Сбегаются люди. Участь преступников предрешена.