Создаём базовый набор кистей для рисования в Фотошоп. Кисти для рисования и живописи. Какие кисти выбрать

В продаже кисти для рисования продаются по номерам, поскольку так удобнее определять их размер. Каждому номеру соответствует ширина волосяного пучка (капсюля), которая измеряется в миллиметрах. Например, если кисть имеет обозначение №1, то это означает, что толщина волосяного пучка 1 мм. и так далее. Также кисть может иметь разную длину ручки. Изделия с короткой ручкой рекомендуются для живописи на столе или для хобби (к примеру, для популярного сегодня рисования картин по номерам), а также для работы с акварелью. Для станковой живописи понадобятся кисти с длинной ручкой.

Характеристики волоса

При выборе кисти также нужно обращать внимание на то, из какой шерсти был изготовлен волосяной пучок, так как для работ с разными видами красок понадобятся разные инструменты. Они могут быть сделаны из:

  • шерсти белки: отличный вариант для рисования акварелью. Они тонкие и мягкие, удобные, когда нужно закрасить мелкие детали рисунка;
  • козьей шерсти: бюджетные, используются для работ с акварелью;
  • шерсти соболя: дорогие изделия, которыми пользуются в основном профессионалы. Они подходят для рисования акварелью, гуашью. Ими удобно рисовать тонкие линии, выполнять как крупные работы, так и миниатюры;
  • шерсти пони: хороший вариант для рисования тушью и гуашью. Кисточки мягкие, упругие, позволяют легко накладывать мазки;
  • волос барсука: по форме плоские;
  • волос белого медведя: применяются для рисования гуашью, акварелью, акрилом, маслом, темперой;
  • волос колонки: эластичные и упругие, подходят для использования во всех стилях живописи, но отличаются дороговизной;
  • щетинные (из свиной щетины): жесткие, крупные. Подходят для работ с маслом.

Есть в продаже кисточки с искусственной шерстью - нейлоновые. Они упругие, эластичные, бывают разной длины. Отличаются большей износоустойчивостью, легко очищаются. Их рекомендуют использовать для рисования акрилом, поскольку синтетическое волокно не боится разъедающего воздействия таких красок. Для того, чтобы волос не терял форму, его дополнительно покрывают защитным слоем.

Форма кистей

По форме кисти принято разделять на шесть основных групп:

  • круглые: капсюля имеет цилиндрическую форму. Подходят для рисования гуашью и закрашивая мелких деталей;
  • плоские: капсюль с двух сторон спрессован, форма кисти напоминает лопатку. Эластичные, подходят для рисования пейзажей, закрашивания крупных участков картин;
  • флейц: имеют широкую форму, поэтому ими легко наносить мазки. Применяются для работ с масляными и акварельными красками;
  • штифтовые: круглые, отличающиеся длинной формой кисти. Используются в графике, ими удобно наносить тонкие линии;
  • линейные: аналогичные штифтовым, только имеют короткие волоски;
  • веерные: разновидность плоских изделий. используются для смягчения контрастов контура и цветовой растяжки.

Результат работы художника зависит во многом от правильно подобранного инструмента. Хотя и некачественной кистью можно сделать красивый рисунок, но более эффективнее и приятнее работать хорошим инструментом.

Как выбрать кисти для рисования акриловыми красками? На сегодняшний день выбор кистей для рисования способен поставить в тупик любого. Если не следить за этим постоянно и не собирать мега-коллекцию кистей из разных типов, размеров, материалов и форм, а большинство из нас как раз относятся к этой группе, то покупка становится далеко не тривиальной процедурой.

Итак, давайте попробуем сформулировать задачу, например – мне нужны хорошие кисти для рисования картин по номерам. Заметим, что в комплекте с картиной, как правило, уже идут три кисточки. Они вполне справляются с задачей нарисовать всю данную картину и могут быть использованы и дальше. Но вот внешний вид у них, да и само качество вряд ли вдохновят на покорение очередных творческих вершин! Поэтому давайте попробуем удовлетворить потребности перфекционистов, однако подойдём к процессу выбора системно и выделим действительно значимые для нас критерии.

Немного теории для понимания «чем мы рисуем». Акриловые краски это водно-дисперсные краски на основе полиакрилатов. В переводе на русский или для особо одарённых творческих личностей это означает, что их можно разводить водой, колеровать водными пигментными пастами, смешивать друг с другом, при этом после высыхания они становятся достаточно стойкими к воздействию воды. Картины, созданные при помощи акриловых красок, в зависимости от разведения водой, специальными разбавителями или растворителями, пастами, гелями, и т.д., могут быть похожи и на акварельные работы, и на масляные изображения, и даже иметь свою собственную уникальную цветопередачу. Однако по оценке профессиональных художников и экспертов живописи, рисование акриловыми красками (техника выполнения мазка, нанесение краски на основу, заливка больших площадей и т.д.) ближе всего к рисованию масляными красками. Отталкиваясь от этого и начнём выбор.

Как правило, художественные кисти для рисования разделяют по назначению, типу используемого волоса и по форме. Рассмотрим где искать требуемые нам кисти.

По назначению

Сюда попадают кисти для акварели и дизайна ногтей, для золочения и трафарета, для грима и бодиарта, для акрила и масла, для каллиграфии и графики, и многие другие. Для нас важно найти нашу группу – для акрила и масла, или просто группу кистей для масляных красок. Нет задачи, объять необъятное, и рассказать обо всех различиях, главное – есть четко выделенный сегмент и, поверьте, очень большой выбор даже внутри данной группы. Опять же, выбирая именно из этой группы, вы получите максимальную износостойкость кисти и не будете расстраиваться из-за быстрого истирания или выпадения ворса.

По типу используемого волоса

Сюда попадают кисти из натурального волоса белки, колонка, куницы, соболя, пони, козы и другие совсем экзотические варианты. Кроме этого, сюда относят кисти из свиной щетины и из синтетических волокон. Основная группа выбора для нас – колонок, синтетика или щетина. В качестве необязательной рекомендации – стоит обратить внимание на синтетические кисти, как правило, из нейлона. При относительно низкой цене они обладают значительно лучшими характеристиками износостойкости и удержания формы кисти при многократном использовании.

По форме

Тут полёт фантазии также неограничен – веерные, круглые, лампемзель, наклонные, овальные, плоские и многие другие. Основная идея – конкретная форма кисти позволяет выполнить какой-то конкретный мазок наиболее комфортно. Для начала рекомендуем обратить внимание на три типа кистей – круглые, плоские и овальные. Для картин небольших размеров (30*40, 40*50, 50*60 см) подходят кисти с 1-гопо 3-й номер. При увеличении опыта рисования, обратите внимание на веерные кисти для растушевки краски.

Выбор кисти это всегда очень субъективный процесс, ведь даже одинаковые кисти по форме материалу и номеру, дают разное ощущение в зависимости от длины ручки этой кисти, а если к этому еще добавить разных производителей, то выбор этой кисти даже в хорошем художественном салоне-магазине становится неоднозначным. Кстати, высокая цена на кисть совсем не показатель её пригодности конкретно под ваши задачи. Стоит посмотреть более дешевые аналоги, попробовать в использовании и только после этого покупать действительно дорогие модели.

Резюме

Для комфортного рисования картин по номерам акриловыми красками целесообразно иметь несколько кистей, различающихся по форме и типу используемого волоса. Наша рекомендация – это синтетические кисти с короткой ручкой с 1-го по 3-й номер трех форм (круглые, плоские и овальные).

Прежде чем приступить к описанию различных видов художественных материалов и их особенностей, хочу уделить внимание главному инструменту художника: кисти.

Я расскажу какие формы и виды кистей бывают, для чего и в каких случаях они применяются, как правильно выбирать кисть при покупке и как правильно ухаживать за кистями. Главный инструмент художника, при работе с большинством художественных материалов - это кисть. Если вы решили заняться творчеством не на один день, то кисти лучше приобретать хорошего качества (это касается кистей при использовании любого художественного материала).

Кисть состоит из трех частей: деревянная ручка (бывает и пластмассовая, но лучше брать с деревянной), металлическая обойма (капсюля, цоколь) и волосяной пучок. Волосяной пучок - рабочая часть кисти может состоять из различного вида волос - синтетических или натуральных, собранных в различные формы и размеры. Обойма служит для придания формы и сохранности пучка и соединения его с ручкой кисти. Чаще изготавливается из металла. Цельнотянутые обоймы (без шва, наиболее удобны).

На что нужно обращать внимание чтобы самому правильно выбрать кисть:

Цоколь на деревянной или пластмассовой ручке не должен шататься, и уж тем более слетать с него, шов должен быть плотным и не прокручиваться, у качественных кистей обжимка очень плотная. - волос на кисточке должен быть надежно скреплен, чтобы потом он не выпал из нее, попробуйте погладить кончик кисти, если хоть один волосок остался у вас в руке, то такую кисть лучше не брать. В хорошем магазине вам должны разрешить смочить водой кончик кисти, при намокании он должен быть идеальным, волосок должен лежать к волоску, кончик кисти не должен топорщиться. У хорошей кисти ручка всегда будет деревянной. Ручка должна быть изготовлена из твердых пород лиственного дерева - бук, береза. Итак, виды кистей различаются по форме и материалу, из которого они изготавливаются.

Как правильно ухаживать за кистями?

Хороший художник всегда держит свои инструменты в образцовом порядке. - Если вы пользуетесь кистями из натурального волоса, то обязательно для профилактики пользуйтесь специальными отпугивающими средствами от моли. - Старайтесь сильно не давить на рабочую часть кисти при рисовании, мытье и наборе краски, так как может происходить обламывание мягких волосков о край железной обоймы. - Если вы долго не используете кисть, то чтобы сохранить волос кисти от всяческих бактерий можно хранить кисть завернутой вместе с шариками камфоры. - Никогда не ставьте влажную кисть кончиком вверх сразу в стакан. Дождитесь, когда кисть просохнет. - Никогда не ставьте кисть в воду кончиком вниз. Кисти хранят в банке стоя волосяной частью вверх. Если их просто складывать, то они потеряют форму. - Волос новых кистей склеен для того, чтобы кончик кисти не терял форму. Твердость исчезнет сразу, как только ее намочить. Многие круглые кисти продаются с колпачком из пластика, который способствует сохранению формы кисти. Старайтесь и дальше использовать этот колпачок, однако прежде, чем закрыть кончик кисти колпачком, обязательно полностью просушите кисть, иначе на обжимном кольце может образоваться ржавчина. - Если вы работаете с акриловыми красками, всегда старайтесь держать рабочую часть кисти в воде, потому что акриловая краска очень быстро высыхает, забивая при этом основание пучка кисти у обоймы и, практически не очищается. - Всегда тщательно чистите кисть после работы с красками. Если вы пользуетесь водорастворимыми красками (акварель, гуашь, темпера, акриловые краски), то несколько раз рекомендуется промыть кисти в чистой, прозрачной воде. Профессиональные художники обычно добавляют в воду каплю средства для мытья посуды. - Если вы пользуетесь масляными красками, то после работы с ними обязательно сразу нужно их очистить. Ни в коем случае нельзя дать кисти засохнуть. Сначала уберите излишки краски сухой тряпочкой. Кто-то советует для быстроты мыть кисти в растворителе типа пинена, скипидара или уайт-спирита, но это чревато тем, что растворитель попадает под жестяную обойму у основания ворса кисти и растворяет связующее вещество, скрепляющее волос пучка. Поэтому рекомендуется после использования масляных красок мыть кисти в теплой воде с использованием обычного хозяйственного мыла, до тех пор, пока вода и пена перестанут окрашиваться в цвет краски.

Давайте поговорим о формах кистей.

КРУГЛЫЕ

Это кисти, с пучком, заключенным в круглую обойму. Пучок бывает короткой длинны, такие кисти используются для миниатюр, бывает пучок длинный. Это самая универсальная форма кисти. Такой кистью наносят линии с неизменной толщиной, либо линии, варьирующиеся по толщине. Это прекрасная кисть подходит для проработки деталей, покрытия крупных поверхностей (исходя из размера), создания всего рисунка, создания фактуры.

ПЛОСКИЕ

Это кисти с пучком, заключенным в плоскую обойму. Пучок у таких кистей бывает коротким или длинным. Такие кисти удерживают много краски, ими очень хорошо ровно покрывать поверхности и подходят для проработки крупных участков поверхности листа или холста, так же мазки такими кистями будут широкими и ровными.

КОШАЧИЙ ЯЗЫК

Эта кисть обладает овальной или купольной формой. Применяется эта кисть весьма универсально - её можно использовать как обычную плоскую кисть и, в тоже время, как круглую, если повернуть ее в перпендикулярное положение.

КОНТУРНЫЕ

Это подвид плоских кистей: они обладают схожей формой, однако пучок у этих кистей короче, что придает кисти большую упругость и улучшает контроль над качеством плоских мазков. Кроме этого, более короткий волос облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур. Контурные кисти могут быть использованы для техники масляной живописи "алла прима", предусматривающей выполнение картины (или её фрагмента) за один сеанс.

ШРИФТОВЫЕ

Это подвид круглых кистей с длинным пучком, такие кисти используются для нанесения и закрепления контуров. Используется с жидкими красками.

РЕТУШНЫЕ

Это плоская кисть с подрезанным под углом кончиком. Предназначена для очень точных мазков. Поскольку кончик кисти позволяет быстро и уверенно изменять объем волоса или щетины, несущих краску, данная часть — превосходный инструмент для создания перехода одного цвета в другой в сравнительно мелких участках картины.

ТРАФАРЕТНЫЕ

Такие кисти служат для нанесения ровного слоя через трафарет. Так же эти кисти прекрасно подходят для лессировок или свободного рисования.

ЛИНЕЙНЫЕ

Такие кисти короче шрифтовых но длиннее круглых, оставляют точные линии, длинные мазки и также годятся для нанесения надписей.

ФЛЕЙЦ

Эти кисти предназначены для свободной живописи заливками. В основном используются при работе с акварелью и производятся практически всегда из мягкого беличьего волоса. Ими наносят тонкие ровные линии. Видимая часть волоса служит резервуаром для краски. Поэтому есть возможность провести длинную линию без повторного наполнения кисти, что очень важно при работе в акварельной живописи. Так же форма флейц часто используется при нанесении макияжа. для пудры и румян.

ВЕЕРНЫЕ

Плоские кисти, имеющие негустой пучок в форме веера. С их помощью удается сделать утонченную цветовую растяжку. Вы также сможете смягчить контраст контуров и фактуру.

ВИДЫ КИСТЕЙ

Вот мы плавно подошли к видам кистей. У художника в арсенале всегда имеется несколько видов кистей. Каждая кисть обладает своими особыми качествами, благодаря которым возможно решить ту или иную задачу при создании картины. Будь то нанесение тоненькой линии или покрытие краской большого пространства, аккуратное нанесение повторного прозрачного слоя или уверенные сильные мазки. Здесь мы рассмотрим каждый вид кисти и их назначение.

Беличьи кисти

Их изготавливают из обработанного волоса хвоста белки, так как самый лучший ворс находится в хвосте, волоски там наиболее длинные. Поэтому профессиональные кистевязы закупают необработанные хвосты белок и уже сами выбирают лучшие волоски.Такие кисти бывают только круглые, очень мягкие и эластичные, так же из них могут делать кисти формы флейц. Применяются в основном для работы с акварельными красками и красками на водной основе. А вот для масляных красок эти кисти очень нежные и от растворителя сразу начинают вылезать. За беличьими кистями нужно бережно ухаживать. Волосок белки очень тонкий, голубого, черного или коричневого цвета. Кончик кисти из беличьего волоса напоминает острие рапиры, по контролю над текучестью не уступает колонку, но не столь эластичен по природе.

Колонковые кисти

Эти кисти изготавливают из обработанного волоса хвоста колонка. Такие кисти бывают и круглыми и плоскими. Отличаются таким качеством как сочетание упругости и эластичности, в тоже время оставаясь мягкими. Такой вид кистей применяется при работе с любым материалом. Хорошо подходят при работе с гуашью и акварелью в тех случаях, когда от кисти требуется большая упругость. В масляной живописи их используют при выполнении мелких деталей, также колонковые кисти удобны для лессировочной техники по сырому.

Щетинные кисти

Их изготавливают из свиной щетины. Лучшие щетинные кисти изготавливаются из волоса китайского ангкингского борова. Упругая, крепкая щетина этого животного (волос длиной до 20 см) подвергается обработке — щетина кипятится и отбеливается и только белый волос идет на изготовление кистей профессионального качества. У этих кистей, кроме упругости есть еще одна важная характеристика: это расщепленный кончик свиного волоса - он способствует хорошей наполненности кисти и ровному нанесению краски на поверхность. Бывают и плоские и круглые, применяются для работы в основном с такими красками как масляные, акриловые, так же используют при работе с гуашью в сухой технике. Эти кисти имеют свойство быстро стираться, но заменить их не составляет труда, так как стоят они сравнительно не дорого.

Кисти барсук

Кисть из барсучьего волоса мягче щетинной, она идеальна при работе умеренно разбавленными красками. Ей нет равных при замесе масла или акрила. Волос этой кисти имеет коническую форму, а “брюшко” волоса расположено ближе к кончику. Поэтому кисть очень пушистая. Самые лучшие кисти из барсучьего волоса имеют кончик белого цвета и темную полосу в средней части. Из барсучьего волоса могут изготавливать такие формы кистей как веер, флейц. Производители порой имитируют их, окрашивая свиную щетину или кисть из козьего волоса.Однако последние не могут сравниться с кистью из барсучьего волоса по своим рабочим свойствам. Если вы не уверены в подлинности кисти, обратите внимание на следующее: если у волоса нет “брюшка” и кончика, а вдоль его длины имеются скрученные и завитые волоски, то это кисть из козьего волоса; если есть расщепленные волоски, это свиная щетина. Кисти песчаниковые Эти кисти изготавливаются из обработанного волоса хвоста сурка - песчаника. По форме бывают только плоскими с короткой или длинной волосяной частью. Волос очень мягкий и малоэластичный. Применяется при работе с большинством видов художественных материалов: темперой, гуашью и акварелью, при работе масляными красками, для лессировок, лаковых покрытий, для нанесения тонкого живописного слоя и т. д.

Медвежьи кисти

Эти кисти выпускаются из обработанного волоса бурого или белого медведя. Кисти из волоса белого медведя форме выпускаются только плоские с длинным или коротким волосяным пучком. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью. Применяются для "тяжелого" вида красок: масляные. гуашь и т.д. Кисти из волоса бурого медведя бывают округлой формы и отличаются большей мягкостью и эластичностью. Применяются для работы темперой, акварелью, тушью и т.д.

Кисти пони

Кисти из волос пони отлично впитывают краски, но отдают не так охотно как впитывают. Кисти из волоса пони собираются в форму конуса, неплохо держат форму, но не отличаются достаточной упругостью. Данный тип волоса, как у пони, относят к оформительской группе, так как у него нет вершинки. Эти кисти могут быть коричневого или белого цвета. Предназначены для работы с водорастворимой краской: акварель, гуашь или темпера.

Кисти ласка

Такие кисти являются альтернативой волосу колонка. Волоски красно-коричневого цвета, с хорошим острым кончиком, неплохой наполняемостью, но не такие длинные, как у колонка.

Кисти бычий волос

Это кисти, изготовленные из легкого бычьего волоса. Кисти из бычьего волоса подходят при работе с жидкими красками за счет мягкости и упругости, хотя и не имеют такой острой конической формы, как колонок или белка.

Кисти куница

Такие кисти производятся из ворса куницы или семейства куньих. Кисти из ворса куницы различаются по своим свойствам тем в зависимости от того какая именно куница: равнинная или горная. Кисти из ворса равнинной куницы такой же мягкий как у белки, а вот кисти из ворса горной куницы - чуть более упругий. В продаже такие кисти встречаются реже чем беличьи.

Кисти коза

Эти кисти изготавливают из меха козы. Волос у таких кистей достаточно длинный, мягкий и упругий, хорошо держит краску и не оставляет жестких следов на поверхности. Применяется при работе с акварелью. Так же, такие кисти применяют при технике суми-э (дальневосточная живопись тушью), каллиграфии (древняя отрасль прикладной графики, эстетическое оформление рукописного шрифта), в работе с керамикой. Кроме того, кисти из волоса козы выдерживают температуру горячего воска, поэтому их с удовольствием используют любители горячего батика. Часто такие кисти делают с легкой бамбуковой ручкой, не разбухающей и прочной.

Волк

Эти кисти изготавливают из волоса волка. Отличаются особой упругостью и эластичностью, благодаря этим качествам в основном такие кисти используют для каллиграфии и живописи гохуа (стиль традиционной китайской живописи в которой используются тушь и водяные краски на шёлке или бумаге), так же к виду кистей "волк" относят кисти сделанные из китайского желтого волка, который по сути является колонком.

Мангуст

Эти кисти изготавливают из ворса мангуста.

Эти кисти обладают такими качествами как упругость и способность удерживать много краски, ворс мангуста жестче чем соболиный, но мягче чем щетина.

Эти кисти используют в масляной и акриловой живописи. Эти кисти можно определить по окраске: кончик ворса темно-коричневый.

А по длине - черно-белый.

Кисти ушные

Такие кисти изготавливаются из волоса, который берется из внутренней части ушей волов, коров, качество которого определяется породой животного.

Такие кисти недороги, но прочны, упруги и чувствительны в работе, дают хорошие результаты и хорошо сохраняют форму. Волос имеет шелковистую текстуру.

Кисти изготавливаются плоскими и круглыми, так же изготавливают кисти для покрытия больших поверхностей. Кисти из волоса волов применяются для работы с масляными красками, акрилом, темперой, гуашью.

Кисти из коровьего волоса применяются для работы с практически всеми видами красок: акварелью, гуашью, темперой, акрилом, масляными красками.

Кисти соболь

Такие кисти производятся из хвостов соболя. Эти кисти отличаются от других превосходной износостойкостью, практически не стирается и не лезет, даже при работе с грубыми поверхностями, инструмент из соболя служит очень долго.

Особые свойства такой кисточки это достаточная упругость при одновременной мягкости и поворотливости. То есть соболь не так упруг, как колонок: не будет резать краски и снимать нижние слои, и не так мягок как белка: соболь спокойно может провести тонкую линию в отличие от непредсказуемой белки.

Кисть очень гибкая, набирает большой объем краски и дозировано отдает её. Из-за этих сбалансированных качеств такие кисти позволяют работать в различных техниках, от «сухой» кисти, до техники «плавь». Все можно делать одной кисточкой, что очень удобно.

Лучший выбор для работы с акварелью, яичной темперой, гуашью. Кисти из соболя встречаются довольно редко и достаточно дороги, но они того стоят.

Кисти синтетика

Синтетические кисти изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и других волокон.

Синтетической волос на основе нейлона жесткий и не отдает воду, поэтому он не годится для акварельной живописи, а вот для масляных красок и акрила это качество как раз уместно.

Синтетический волос на основе сложных полиэфиров дает разную степень эластичности. Волоски разной длины и диаметра собирают в пучок который дает капиллярный эффект, что позволяет использовать такие кисти даже в акварели.

Такие кисти менее склонны к разрушению под воздействием разбавителей, насекомых, красок, прямых солнечных лучей. Но вот от механического воздействия эти кисти уступают по износостойкости натуральным, ворсинки быстро изнашиваются и становятся мягкими. Такие кисти стоят не дорого, поэтому художники предпочитают покупать синтетику в большом количестве.

Шейперы

Уделим внимание таким кистям как кисти из каучука.

Официально они появились сравнительно недавно.

Эти кисти изготавливаются из каучука, силикона, являются моделирующими кистями.

Отлично подходят для растушевки, как пастели, так и карандашей, угля

Поролоновые кисти

Такие кисти изготавливаются из поролона.

Бывают как круглой, так и плоской формы, так и в форме валика.

Не дорогие.

Хорошо подходят при работе в декупажной технике для нанесения клея, для покрытия крупных поверхностей, для декоративной живописи и конечно широко распространены для применения в малярных работах.

В завершении хочу сказать, что здесь указаны далеко не все виды кистей, я рассказала Вам о самых распространённых и доступных в наших магазинах.

Существуют кисти из ворса лисицы, зайца, енота, из крысиного меха (эти кисти делаются из особого подвида дикого зайца), из гривы дикой лошади, из растительных волокон, из куриного пуха и т.д.

Такие кисти оригинальны и редки, используются в основном для работы в стиле восточных техник.
Существует множество вариаций смешанных видов кистей из различного ворса. Смешивают ворс как натуральный, так и комбинируют синтетический с натуральным.

Надеюсь, Вам было интересно узнать о художественных кистях.

Чтобы правильно подобрать тип кисти, следует учесть ряд факторов: для каких материалов её подбираете, какие приспособления используете, конечно же, ваш бюджет. Также нужно обращать внимание на следующие аспекты.
Форма пучка и предназначение кисти имеют прямую связь. Вот перечень наиболее популярных форм для покраски.

КРУГЛАЯ
Считается универсальной кистью. Отлично подходит для рисунка, создания образа. Используя круглую кисть, можно подобраться к самым неудобным местам.

ЛИНЕЙНАЯ
Как правило, длиннее круглых, создает четкие линии, длинные мазки и, кроме того, подходит для нанесения надписи.

ТРАФАРЕТНАЯ
Кончик данной кисти тупой и плоский, а покрасочный материал наносится вертикальными ударами. Такой инструмент применяется для покраски посредством трафарета.

КОШАЧИЙ ЯЗЫК
Вариант плоской кисти с купольным или овальным сечением. Она достаточно универсальная – ее можно использовать как плоскую кисть, а также перпендикулярно к поверхности, как это происходит с круглой. Идеально наносит тонкий мазок. Выбирая кисти для рисования в форме кошачьего языка, вы сможете сделать идеально тонкие линии.

Выбор щетины, что может показаться странным для начинающего художника, тоже очень важен. Щетина может отличаться жесткостью, стойкостью к износу.

Свиная щетина
Великолепный выбор для масла и акрила. Такая кисть также прекрасно подходит для работы с краской густой консистенции. Она более дорогостоящая. Нарисованная маслом своими руками икона как подарок будет идеальным презентом во всех смыслах. Не только из-за высокого качества исполнения, достигнутого благодаря хорошим кистям и краскам, но и из-за положительного эмоционального настроя.

Барсук
Кисть из барсучьего меха идеальна при работе умеренной густоты красками. Обычно имеет коническую форму.

Синтетические кисти
Нейлоновые кисти не годятся для работы с акварелью, а вот для умеренно разбавленного акрила они подходят великолепно. Ручка для кисти должна быть эргономичной, чтобы рука художника уставала минимально. Кисти с длинными ручками применяются для письма масляными красками. Такая ручка дает возможность человеку расположиться на удобном расстоянии от объекта.

Проверить качество инструмента можно по следующим показателям: острый кончик, жесткость и управляемость текучестью. Опустите кисть в воду. Новая долго впитывает ее. После этого легонько постучите кистью по пальцу: если она высокого качества, то примет остроконечный вид. Волос же кистей некачественных обретает неопрятный внешний вид. По завершению проверки на образование острого кончика и жесткости пройдите кистью по поверхности для того, чтобы определить текучесть.

Изделие необходимо сделать своими руками от и до, соответственно бирки тоже должны быть авторскими. Предлагаю вам легкий, не энергозатратный и экономичный способ. Ниже представлен небольшой мастер-класс, для того, чтобы вы могли самостоятельно изготовить этикетки hand-made.

Живопись акварельными красками снова в моде. Почему невозможно сделать копию акварельного рисунка и в чем секреты акварельных красок? Ежегодно в разных странах мира проводятся фестивали акварельной живописи. Работы, взявшие призы, поражают в первую очередь своей реалистичностью. Конкурсные работы совсем не похожи на живопись акварельными красками – перед вами, скорее, фотографии с яркими и в то же время натуральными цветами, четкими контурами, интересным сюжетом.

Ни для кого не секрет, что кисть является одним из главных инструментов художника. Конечно, существуют и другие способы нанесения краски на холст, например, мастихин, губка или даже пальцы, но эти материалы используют профессионалы в первую очередь для изображения графических эффектов, тогда как большая часть картин все равно создается при помощи кистей для рисования и живописи.

Подходя к вопросу выбора художественной кисти, следует понимать, для каких именно целей и красок она будет применяться. От этого будет зависеть не только то, какой форме кисти отдать предпочтение, но и ворсу, из которого она сделана. Для удобства, можно мысленно составить для себя небольшой план, отталкиваясь от которого, процесс подбора нужной кисти для рисования станет значительно легче. Пункт 1. Длина Начнем с простого - с определения длины ручки художественной кисти. Если планируется рисование на мольберте, то удобнее всего взять кисть с длинной рукояткой, чтобы не приходилось тянуться к холсту.

Одними из самых известных являются кисти из ворса белки. Это мягкие упругие кисточки темного, почти черного цвета. Они отлично держат кончик и ведут ровную красивую линию. Из-за способности хорошо держать воду, такие кисти отлично подходят для рисования акварельными красками.

Самыми не профессиональными, но, тем не менее, активно использующимися, являются кисти из волоса пони. Коричневые или светлые волоски очень мягкие, не так хорошо держат форму и не имеют острого кончика.

Наиболее жесткой щетиной можно создавать фактуру или применять ее для "сухой" техники рисования. Огромную популярность среди художников завоевали кисти, сделанные из синтетических материалов. Упругая долговечная синтетика позволяет кисточке хорошо держать кончик и быть устойчивой к воздействию растворителей, насекомых и факторов окружающей среды. Искусственные кисти идеальны для письма масляными, акриловыми или темперными красками, но в зависимости от состава могут подойти и для акварели.

Плоские кисти идеальны для покрытия цветом больших площадей работы или рисования геометрическими мазками. Такие кисти широко применяются для заливки цветом фона, декоративно-прикладного творчества, грунтования поверхностей или покрывания лаком.

Отводные кисти - это плоские кисточки со скосом. Такие кисти еще называют ретушными . Позволяют рисовать красивые мазки или проводить ярко выраженные линии.

Шрифтовые , они же линейные кисти (лайнеры) похожи на круглые кисти, но обладают более удлиненными волосками. Ворс вбирает в себя большой объем краски и позволяет вести действительно длинные линии без добора.

Специальный пенал для кисточек будет удобным аксессуаром , подходящим для того, чтобы взять инструменты с собой в дорогу или на пленэр. Очень часто можно встретить кисти в красивых деревянных шкатулках , которые порадуют любого и могут послужить отличным подарком художнику.

Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине: