Картина васнецова богатырский скок описание. Описание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатырский скок. I. Организационный момент

Богатырь, защитник земли русской — один из любимых персонажей Васнецова, которому художник посвятил много своих полотен. Наряду со знаменитыми, ставшими классическими картинами «Богатыри» и «Витязь на распутье», работа «Богатырский скок» отражает теплое отношение Васнецова к народным былинам и сказаниям, к русской культуре в целом.

Время создания картины — 1914 год. Начало Первой мировой войны. России снова приходится бороться с жестоким врагом и никто пока не знает, чем обернется эта борьба.

Ясно одно — народ должен подняться и собрать воедино все силы, чтобы в очередной раз показать мощь русского государства и напомнить врагу о былой боевой славе великой страны.

Усилить патриотический дух народа, призвать его к единству в борьбе с недругом — главная цель, которую преследовал художник, создавая эту картину. Центральное место занимает фигура всадника верхом на грозном вороном коне. Богатырь уже готов сражаться за Отечество: на поясе — меч, рука крепко держит щит, у седла ждет своего часа меткое копье. Под лучами восходящего солнца переливаясь, блестят доспехи, оружие приведено в полную боеготовность. Всадник, нахмурившись, всматривается в даль — не показался ли враг?

И от его пронзительного взгляда не укроется ни один из них.

Под стать мужественному и решительному воину — его боевой конь. Сильное животное изображено в момент прыжка: копыта коня только оторвались от земли, мышцы его максимально напряжены, голова чуть наклонена. Доверяя соратнику, богатырь даже не держит узду и не смотрит, куда мчит его конь.

Атмосфера напряженности поддерживается темными тонами, в которых выдержан фон картины. Изображенный вдали холм, хвойный лес — все окутано тьмой. Но на полотне богатырь изображен в предрассветный час, а, значит, скоро взойдет солнце, и мгла развеется, как будет повержен и враг светлой силой русского воина.


Сочинения по картинам:

  1. Перед нами русский богатырь на боевом коне. Экипировка богатыря, его одежда лишены всякой роскоши, красоты. Все очень просто, ничего лишнего. Темно-синий кафтан, шлем, светлые порты, мягкие, но прочные кожаные сапоги и рукавицы. Просто и боевое оснащение богатыря: меч, лук, булава. А вот уздечка коня, напротив, богато украшена, что явно показывает отношение витязя к своему боевому […]...
  2. Около 30 лет жизни и творчества Виктор Васнецов посвятил созданию картины, впоследствии ставшей самой узнаваемой его работой. Защитники и стражи русского народа — «Богатыри» — каждый знает их именно такими, какими они предстали на полотне великого мастера былинных сюжетов. В чистом поле, на границе земли русской, богатыри пристально следят — не притаился ли где враг […]...
  3. Картина «Аленушка» является одним из самых популярных полотен мастера, написанным по мотивам русской народной сказки. Юная девушка, сидящая на камне на берегу заросшей реки, привлекает своей простой естественной красотой. В ее грустных глазах читаются глубокие переживания — печаль и вместе с тем мечта о счастливом времени, которое когда-то наступит, девичьи грезы и тоска по младшему […]...
  4. Виктор Васнецов — один из самых известных и узнаваемых мастеров живописи, на полотнах которого оживают герои сказок, былин и преданий глубокой старины. В своих работах он сумел передать самобытность и уникальность русской народной культуры, особый «русский дух» и миропонимание. С его картинами знакомятся еще в раннем детстве, но невероятные впечатления от них на протяжении всей […]...
  5. Картины Васнецова, были созданы на темы русских былин и сказок, придуманных народом. Сюжет выбирал, обычно полагаясь на свою фантазию, обращаясь к фольклорным образам. На полотне мы видим изображение ковра. Я думаю, что художник сравнил ковер с птицей, изобразив его больших размеров с вытянутым хребтом и широко раскинутыми углами-крыльями. На ковре мы видим Ивана, он мчит […]...
  6. Портрет великого самодержца Всея Руси был показан Васнецовым на юбилейной XXV выставке работ Товарищества Передвижников. Художник считал, что именно это полотно достойно представит его творчество, несмотря на настойчивые просьбы о показе знаменитых «Богатырей». Последнюю картину он считал неоконченной, тогда как работа «Царь Иван Васильевич Грозный» была для Васнецова совершенной как в художественном, так и в […]...
  7. В основе картины Васнецова «Баян» — один из былинных одноименных героев. Он знаменит тем, что был умелым сказителем. Кроме того, этот герой упоминается в «Слове о полку Игореве». Васнецов никак не мог обойти стороной столь яркую личность, чтобы не написать картину. Ведь, как известно, этот художник славится работами, посвященными русским сказкам, былинам. В центре картины […]...
  8. Васнецов был выдающимся портретистом, хотя жанр портрета нельзя назвать основным в его творчестве. В этом жанре художник никогда не работал на заказ, создавая портреты лишь близких ему людей, родственников или тех, кто заинтересовал его своей «характерностью». В сущности, портреты, особенно женские, Васнецова хорошо укладываются в основную концепцию его творчества — все они были все тем […]...
  9. Занимаясь исследованием творчества Васнецова, можно заметить интересный факт. Чаще всего, работы этого художника обращены к фольклору. Свои мысли он пытается донести до зрителя, изображая своих героинь-царевен. На картине мы видим девушку, сидящую в центре на высоком троне. Она задумалась, на лице ее можно разглядеть печаль, смотрит она куда-то вдаль. Одной рукой подперла голову а вторую […]...
  10. Более десяти лет жизни Васнецов отдал росписи Владимирского собора в Киеве, посвященного 900-летию крещения Руси. Живописец называл эту работу своим «путем к свету». Концепция росписи, созданная А. Праховым, основывалась на идее осмысления русского православия как главного проводника Руси в пространство мировой культуры. Васнецов создал около 400 эскизов и при участии помощников покрыл фресками около 2000 […]...
  11. Кроме работ на былинную тематику, у Васнецова есть ряд работ, посвященных религиозной теме. В его творчестве легенды, исторические темы занимают большую часть. Одной из его работ является фреска Владимирского собора, которая находится в Киеве. В основе картины — осмысление введения христианства на Руси. В ее центре — Владимир Святославович. Именно при нем произошло это историческое […]...
  12. Полотно «Страшный суд» создавалось в 1896 — 1904 годах в числе других работ для Георгиевского собора в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области по заказу крупнейшего заводчика и мецената Ю. С. Нечаева-Мальцева, который и строил этот собор. Художник выполнил несколько работ на религиозную тему, но «Страшный суд» должен был занять центральное место в соборе. Художник сделал к […]...
  13. Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была «Нищие-певцы». Сюжет возник из детских воспоминаний о тех нищих-певцах, которые в праздник обычно толпились у рябовской церкви, сидели на земле. В детстве эти нищие вызывали в нем какое-то щемящее, тоскливое чувство. И вот началась подготовка к картине. Васнецов рисовал, делал наброски, писал этюды. Работа над картиной продвигалась медленно, […]...
  14. В таких произведениях, как «Кама», «Тайга», «Северный край», «Горное озеро в Башкирии», «Озеро», Аполлинарий Васнецов предстает мастером уже своей совершенно зрелой творческой поры, живописцем с совершенно отчетливо сложившейся индивидуальностью. Названные полотна являются в полном смысле слова вершиной творчества А. М. Васнецова как пейзажиста; они вносят значительный вклад в развитие всей русской пейзажной живописи. Обращаясь к […]...
  15. Виктор Васнецов известен в первую очередь как художник, на картинах которого оживали персонажи русских народных сказок, притч и былин. Знаменитые «Богатыри» и «Аленушка», «Ковер-самолет», «Садко», «Витязь на распутье» — эти картины знакомы с детства каждому русскому человеку. Но начинал свой творческий путь «сказочный» художник с написания вполне реалистичных, жизненных работ, изображавших быт простых русских крестьян. […]...
  16. Васнецов Виктор Михайлович — русский архитектор, художник, мастер фольклорной и исторической живописи. Прежде всего, многим известен своим умением отражать народный дух фольклора в живописи. Глядя на картину «Сказка о спящей царевне» я переношусь в волшебный мир неизведанного. Яркие и насыщение краски, теплые тона — все как в сказке. В самом центре картины, выше всех остальных, […]...
  17. Среди работ В. М. Васнецова, посвященных религиозной теме, хочу отметить картину «Крещение князя Владимира». Прежде чем написать эту картину, автор много времени изучал рукописи, работы летописца Нестора. Благодаря этому, картина имеет большую историческую ценность, но она не похожа на написание икон, несмотря на такую тематику. Известно, что в основе картины — легенда «Повести временных лет». […]...
  18. Над знаменитым полотном «Кащей Бессмертный» «сказочник» в живописи, Виктор Васнецов, работал с 1917 года, а закончил его художник в 1926 году. Эта картина стала хронологически последним его творением. Каждый из нас знает сказки про Кощея Бессмертного, который олицетворяет ненависть и зло в русском фольклоре. Васнецов часто черпал вдохновение в русских сказках, перенося образы сказочных героев […]...
  19. Картина В. М. Васнецова «Песнь о вещем Олеге» является иллюстрацией к одноименной балладе. Основным действующим лицом на картине является сам князь и кудесник, которого он встретил волей судьбы. За князем мы видим его войско, которому пришлось пройти немало походов и боев. Среди опытных воинов встречаются и молодые. За кудесником расположен черный, мрачный лес. Кудесник что-то […]...
  20. Виктор Васнецов на протяжении всей своей жизни интересовался и изучал мифологию и фольклор Древней Руси. Все его произведения пропитаны духом старины. При одном взгляде на любую из его картин с мифологическим или сказочным сюжетом даже не возникает сомнения, что именно так и выглядели герои древности. Тоже самое можно сказать и о картине «Гамаюн, птица вещая», […]...
  21. Одной из первых картин Васнецова была картина из былинного цикла «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Поводом для создания этого произведения стало сказание «Слово о полку Игореве». Я думаю, в этой картине автор хотел восхвалить героизм воинов армии Древней Руси, преподнести событие с печальной и в тоже время торжественной стороны. Тут внимание акцентированно не на […]...
  22. Картина Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» не что иное, как иллюстрация на древнюю повесть «Иван-царевич и Серый Волк». Сама задумка берет начало в период работы автора во Владимирском соборе. Сам сюжет картины говорит о преодолении трудного пути, который обрушился на Ивана-царевича через нарушение запретов. Глядя на картину, видно, что Иван несется через темный […]...
  23. Васнецову удалось очень реалистично изобразить быт древних людей. Он показывает их повседневные действия такие как: охота, пиршество, ритуальные действия. Художник изобразил кучку людей, все они в набедренных повязках. У них растрепаны волосы. Тела их смуглы и мускулисты. В центре стоит вождь. Он самый высокий и сильный из мужчин. Лицо его сурово, а руки держат оружия. […]...
  24. Все мы очень любим читать и слушать сказки народов России, потому что в них всегда добро побеждает зло. Эта тема отражена в картинах многих живописцев. Одним из них является В. М. Васнецов. У него есть много картин на историческую тему, на тему сказок и былин. На этой картине художник изобразил картину их боя. Иван-царевич находится […]...
  25. Теплая летняя ночь, открытый настежь балкон, тусклый свет одинокой свечи и мерное тиканье часов. В этой предрассветной тишине пятеро чиновников коротают время за игрой в преферанс. Сдаются карты, одна партия сменяет другую, повышаются и понижаются ставки. На самом деле, игрой охвачены лишь трое из собравшихся. Двое других занимают себя более важными делами. Один — в […]...
  26. В 1880 году В. Васнецов получает заказ от мецената Саввы Мамонтова на написание трех картин для украшения вокзала Донецкой железной дороги. Художник, чье творчество неразрывно с былинами, легендами и сказками, и в этот раз остановил выбор на сказочных сюжетах. Вскоре были готовы картины «Ковер-самолет», «Битва скифов со славянами» и «Три царицы подземного царства». Картина «Три […]...
  27. В первые голодные месяцы петербургской жизни, когда он бродил по городу, искал, где можно было дешево поесть и посидеть в тепле, не раз заходил в захудалый трактир, в чайную. Подолгу смотрел, слушал разговоры разных посетителей, иногда делал зарисовки. Так сложился замысел картины. Дверь в чайную раскрыта. Направо от двери за столом сидит группа крестьян, по-видимому […]...
  28. Виктор Михайлович Васнецов обладал глубоким знанием сложной православной символики. Как многие поколения Васнецовых он учился в духовной семинарии. Позднее приобретенные знания использовал в монументальной живописи и в своих храмовых росписях. Так же, как в народном сознании причудливо переплетались языческие и христианские верования, художник сумел примирить в своих росписях два этих миропонимания. Картине «Архангел Михаил» предшествовали […]...
  29. Северные края — это безграничные просторы, дикая природа и чистые реки. Это нетронутые людьми места. Такие места не могут не вызвать восторга, бурю эмоций и впечатлений. В. М. Васнецов нарисовал картину «Северный край» именно под впечатлением от здешних необычных красот. Я думаю, что такие пейзажи характерны для природы Сибири. Здесь изображена река, которая протекает между […]...
  30. Васнецов известен своими народными мотивами. С помощью народного творчества он старался передать всю свою красоту в изображении. В центре картины мы видим девушку, на ней надето зеленое платье. Е наряд гармонично подходит происходящему событию. Васнецов пытается уловить тот момент, когда девушка танцует. О танце может свидетельствовать поднятые в разные стороны вверх руки. По мнению историков […]...

Одна из самых классных картин! Мне очень нравится. Тут столько силы, движения… богатырства!

Тут очень красивая русская природа. Закат (или рассвет) такой, что небо красивого цвета. Белое облако на самом верху, дальше – голубой цвет, ниже – розовый. А в самом низу – горы красивые. Перед ними – лес сосновый. Темный, понятно. И ближе к нам зеленая трава. В общем, очень красиво.

Фон подходит для сказки! И даже не важно, что тут нет березок. Русское не только в березках… Тут и так богатырь русский. С березками было бы совсем по-русски. Слишком.

И вот сам богатырь – сила и мощь. Он верхом на коне. Конь-то как раз и дает скок. Он весь в воздухе – летит. Может быть, это волшебный скок. Приземлится он в тридевятом царстве… И спасёт любую царевну от любого дракона!

Конь тоже крупный, мощный. От темного окраса (не блондин). Только одна лапа у него светлая. Может, для красоты. Ещё для красоты у него сбруя. И такой длинный хвост, грива пышная. Всё развевается на ветру. Тут даже перевернутая корона золотая на груди у коня. Седло красное, то есть красивое.

Я б хотел тоже прокатиться на таком коне! Только сам. И я б не испугался. Опыт у меня есть. Мы с папой катались на конях пару раз. А ещё я сам ездил в парке, только шагом. Хочется уже развиваться.

Ну, родных я б тоже покатал, можно даже попросить прицеп. Думаю, конь не будет против. Он такой сильный!

Так, ещё богатырь тут. Он парадно одет, едет в гости, наверное. Или на службу! У него модные сапоги и синие штаны. Ещё у него кольчуга, даже доспех (верхняя часть). Она состоит из больших пластин. Похоже на щит, который тоже есть. Это всё точно тяжелое! Но богатырь, наверное, привык всё это таскать, так как рабочая форма, как в школе. И защищает от стрел всяких. А ещё у него в руке кнут. Надеюсь, что он его не использовал! Ещё у богатыря железная шапочка. (Не от инопланетян!) Это каска! Тоже хорошо защищает от падений с высоты коня. А на верхушке у него маленький красный флаг. Как на кремле раньше. И в другой рук – копьё. Очень хорошо собран богатырь!

От пояса у него какая-то ткань красная. По ветру летит.

И самое главное – взгляд такой суровый. Весь он такой серьёзный! Настоящий воин, вот!

А конь ещё, может, волшебный – умеет говорить! Вот бы он рассказал об их подвигах! Войны обычно не многословны, а вот кони (в мультфильмах) очень болтливы.

Отличная картина! Интересно её рассматривать… Сразу хочется придумывать истории, сказки читать.

2 вариант

Васнецов известен своими великолепными картинами на тему былинных сказаний и исторических сюжетов, связанных с эпохой Древней Руси. Характерной в этом смысле является картина художника под названием Богатырский скок, которая изображает великолепного богатыря на холме.

Трудно сказать к какому именно историческому периоду относится данное изображение, точнее, какой исторический период хотел передать автор. Вероятнее всего, речь идет просто об образе, просто о каком-то так называемом архетипе, который хотел предать автор. Васнецов пытался воплотить нечто наподобие коренного образа, на который мог бы опереться житель страны и продолжатель истории этой страны.

Богатырь с копьём и мощной нагайкой-хлыстом конь изображается в прыжке, он весь чёрный, как смоль и только одно копытце у него беленькое, что, вероятнее всего, указывает на какую-то его особенную породу или своеобразный знак счастья и благополучия. По всей видимости этот конь имеет благородное происхождение. Как говорится, богатырский конь, под стать наезднику.

Богатырь тоже изображен в красивом обличии, в мощных доспехах и кольчуге, со щитом, в сине-фиолетовых шароварах, насыщенной зелёной кофте, прочных и красивых сапогах. Добрый молодец гордо и сосредоточенно смотрит вдаль. Его взгляд напряжен и полон решительности, также как и вся его поза источает силу и выдержку. Он является защитником родной земли.

Помимо этого, на мой взгляд, он выглядит как бы исполнителем небесного закона или чем-то наподобие проводника воли Неба на земле. Этот контраст, мне кажется, легко уловимым по колористике верхней и нижней части картины. Снизу мы видим чёрного коня, темный лес, в общем, довольно мрачное настроение. В то время как наверху весьма чистое, хотя и закатное небо. Оно ясно и красиво, богатырь, в свою очередь, по цветам больше соотносим с верхней частью картины. Его доспехи светлы, сам он тоже ясен и светел. В то же время ему приходится быть на земле, он действует здесь, а не на небе. Поэтому ему нужно быть суровым и строгим.

На мой взгляд, художнику великолепно удалось передать ощущение и настроение силы и мощи. Таким всадником остаётся только любоваться, он действительно красив, а образ его является во многом архетипичным для русской земли.

Своё отношение к народу и его творчеству Виктор Михайлович Васнецов передавал через свои картины. Всю мощь русского духа он раскрывал посредством обращения к былинным темам, среди которых особое место занимали образы богатырей. Одной из картин такого направления стало полотно «Богатырский скок», написанное в 1914 году.

В центре картины расположена фигура богатыря, сидящего верхом на вороном могучем коне. Автор изобразил тот момент, когда конь только оторвался копытами от земной поверхности, а уже тёмный лес, широкие поля и пологие холмы оказались далеко под его ногами, а облака – возле самой головы.

Васнецов с помощью композиции передаёт ощущение движения. Фигуры расположены по диагонали, у животного ноги поджаты для прыжка, мышцы рельефно напряжены, голова наклонена. Поза богатыря выражает мужественность и решимость. Нахмуренные, нависшие над глазами брови, пронзительный взгляд показывают, что он приготовился сражать врагов Руси наповал. Его оружие приведено в боевую готовность, доспехи блестят под светом восходящего солнца.

В картине можно отметить взаимопонимание животного и богатыря. Всадник так доверяет своему коню, что даже не смотрит в направлении движения, его голова повернута назад, при этом он совсем не держится за узду.

Напряженность момента подчеркивает задний план картины. Автор использовал тёмные глубокие тона для его написания. Запечатлён момент времени перед восходом солнца, очертания леса и полей еле прослеживаются.

Чтобы фигура персонажей не сливалась с землёй, Васнецов их написал их на фоне светлеющего неба, играющего нежными оттенками красного, голубого и фиолетового цветов.

Картина была написана в тяжёлом 1914 году, через неё автор пытался напомнить людям о былой славе, мощи и единстве русского народа.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Богатырский скок», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Описание картины Васнецова «Богатырский скок»

15 мая в 1848 году на свет появился очень известный на сегодня художник Виктор Михайлович Васнецов.
Увлекаться живописью он стал еще в юности.
Брал уроки рисования.
Сегодня же его перу принадлежит множество известных картин, а им не перестают восхищаться.
Его сказочный стили и персонажи, которых он рисовал, просто привораживают.
Одной из таких захватывающих картин есть его работа «Богатырский скок».

На картине представлен богатырь во всей своей красе на могучем коне.
Держится он очень уверенно и грозно.
Одет в боевые доспехи.
Поэтому можно судить, что он готовится к бою.
На правой руке надет щит и держит богатырь в ней кол с железным наконечником.
В левой руке находится к нут для управления лошадью.
Спереди за поясом находится меч.
Богатырь полностью экипирован и готов к бою.
Даже его лошадь в полной готовности.
Всем своим гордовитым видом она показывает насколько прислуживает своему хозяину.
Грандиозный, высокий и неповторимый прыжок, совершенный ею по наказу своего хозяина, доказывает ее преданность.
Небо на заднем фоне хотя и светлое, но слегка затянуто тучами.
Земля и деревья темного цвета.
Вся природа преобразилась перед наступлением боя.
Но благодаря нашему богатырю и его непобедимому виду нам незачем беспокоится.

Мне кажется, что картина полностью соответствует своему названию.
И конь со своим грандиозным прыжком, и богатырь с непобедимым видом очень гармонично вписываются в одно целое - богатырский скок.
Я думаю, каждый увидит на картине то, что и хотел передать Виктор Михайлович Васнецов.
Непоколебимость русского духа и его любовь к природе.
Его сказочные персонажи на картинах всегда оживают и заставляют нас верить в чудеса.

В своем художественном творчестве русский живописец Васнецов Виктор Михайлович, часто обращался к народному творчеству и мифам. Достаточно часто героями его шедевров становились могучие защитники древней русской земли - богатыри. Автор умело и с колоритом умел передавать их боевой настрой и дух, их настроение и переживания по поводу предстоящей битвы.

Не обошла стороной мое внимание картина Васнецова «Богатырский скок», на которой в самом центре событий автор изобразил пылкий и быстрый скок русского богатыря на своем верном помощнике – смелом и прытком коне. Картина настолько кажется «живой», как – будто я слышу удары копыт об твердую землю и порывы свежего ветра, который летит навстречу всаднику, создавая препятствие его намерениям.

Автор показывает мощь и силу русского духа, изображая всадника так, как будто он настолько велик и могуществен, что занимает пространств от земли до самых небес. Кажется, что богатырь своей головой касается облаков. Его взгляд очень суров, таким образом, он навеивает страх у своих врагов, что является одним из боевых подходов. Так он показывает свое преимущество и намекает противнику, что бой будет неравным.

Одетая на всаднике кольчуга, дополняет его образ, и является средством защиты от врага. Длинное копье, которое далеко выдается вперед за пределы головы коня, напоминает мне полет стрелы по бескрайнему пространству, как будто она разрывает на своем пути потоки ветра.

Васнецов детально изображает каждое движение коня, его прыжок, напряженные и поджатые ноги, все это говорит о хорошей тренированности животного, о его стремлении угодить своему «хозяину». А богатырь полностью доверился животному чутью, и взгляд его прикован в сторону зрителя. Таким образом, автор показывает связь между душевными порывами человека и чувствами животного инстинкта.

Для создания воинственной атмосферы автор изобразил задний фон, где вдали виднеются лес и бескрайние поля, в темных тонах. Что позволяет сосредоточить свой взгляд только на самом всаднике и его коне, как центральном элементе картины. Так же живописец умело изображает рассвет, время, когда природа пробуждается от ночного сна, а воины уже готовы к нападению на врага.

Описание картины Васнецова Богатырский скок

Васнецов - человек, который через свои художественные произведения обращался к давним литературным произведениям русского народа. Очень часто главными лицами на его картинах были главные защитники земли русской - богатыри. Васнецову удавалось очень точно изображать эмоции своих персонажей, общий настрой и боевой дух, их переживания по поводу предстоящего сражения.

Одной из таких картин является его художественная работа "богатырский скок". На ней изображен древнерусский богатырь, который очень стремительно мчится на своем сильном и верном коне. Картина выполнена так, что отлично передает ту атмосферу. Возникает ощущение, будто можно услышать звук копыт и прочувствовать на себе порывы ветра, который дует в лицо всадника, пытаясь стать для него препятствием.

Васнецов показывает своего персонажа очень сильным и крупным, показывая всю мощь крепкого богатырского духа. Он кажется настолько огромным и могущественным за счет того, что его огромное тело возвышается до небес, кажется будто голова достает до облаков. Сам богатырь имеет такой суровый и грозный взгляд, который навеять страх на любого врага. Он словно показывает взглядом всем врагам, что расклад сил изначально неравен.

Всадник одет в кольчугу, которая служит хорошим дополнением его образа и защищает его от вражеских атак. Его длинное и могучее копье, виднеющееся из-за головы коня, которое похоже на стрелу, готовую обрушиться на голову любого недруга.

Картина выполнена так, что всадник и его конь привлекают к себе всё внимание зрителя, являясь центром изображения. Сзади виднеется густая лесная чаща и огромное бескрайнее поле, которое изображено в самых мрачных тонах. Время изображено как рассвет, когда вся природа и люди только начинают просыпаться, что является отличным временем для нанесения удара. Всё это максимально точно передает атмосферу обстановки и чувства главного персонажа.

Несколько интересных сочинений

  • Смысл, идея и суть комедии Грибоедова Горе от ума

    Главная идея, которую вложил Александр Грибоедов в свою комедию - показать быт, нравы современного ему общества, современной ему Москвы. В произведении сталкиваются два лагеря, два мировоззрения - старые консервативные

  • Сочинение по картине Репина Бурлаки на волге (описание)

    «Бурлаки на Волге» - это самое популярное творение автора, прославившееся благодаря глубокому и печальному смыслу, который каждый человек видит хоть и в одном направлении, но по-своему.

  • Сочинение Хорошо зимой 3 класс

    Зима – это время волшебства и чудес. Празднование Нового года, каникулы, Рождество – это все происходит именно зимой. Мне нравится долгие зимние прогулки по заснеженным улицам, вокруг много снега, а с неба падают красивые снежинки.

  • Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова (рассуждение по рассказу Куприна Куст сирени)

    Читая известное произведение знаменитого русского писателя Александра Ивановича Куприна «Куст сирени» вы сможете окунуться мир настоящей и преданной любви, которая делает людей по-настоящему счастливыми

  • Анализ произведения Быкова Альпийская баллада

    Хоть произведения Быкова зачастую содержат весьма непростой сюжет, сложные для восприятия простому человеку, чем разум не был, затронут второй мировой войной, и необычными персонажами, но в произведении