Братья пономаренко где родились. Валерий и Александр Пономаренко: «Семья у нас большая — две жены и пятеро детей. Валерий Пономаренко и его личная жизнь

Поклонники их до сих пор путают и, узнав кого-то одного на улице, неизменно задают вопрос: «Это вы или ваш брат?»

Эстрадные артисты, а с некоторых пор и ведущие программы «Утренняя почта» Валерий и Александр Пономаренко к такой популярности привыкли с детства. Но известность они получили все же не только из-за своего внешнего сходства. «МК-Бульвар» расспросил обо всем по порядку и наконец понял, где Валерий, а где — Александр.

Пока братья на гастролях, семейный очаг охраняют их жены. Александр (слева) с супругой Анной (рядом) и сыном Германом (в центре) и Валерий (справа) с женой Еленой и сыном Аркадием (слева).

Эстрадные артисты, а с некоторых пор и ведущие программы «Утренняя почта» Валерий и Александр Пономаренко к такой популярности привыкли с детства. Но известность они получили все же не только из-за своего внешнего сходства. «МК-Бульвар» расспросил обо всем по порядку и наконец понял, где Валерий, а где — Александр.

— Александр, Валерий, можете объяснить, что это за ощущение: иметь родного брата, да еще и абсолютно на тебя похожего?

В.: — Ощущение передать на самом деле трудно. Просто человеку, у которого нет близнеца, нужно представить, что с ним рядом живет на 95 процентов такой же он. Конечно, мы к этому давно привыкли, но все равно — иной раз начинаешь задумываться, и это самим кажется необычным. Я, например, уже не могу себе представить, как можно обходиться без брата-близнеца.

— Сколько вам было лет, когда вы серьезно осознали, что похожи друг на друга?

В.: — Осознали мы это еще в детском саду, даже в яслях, когда при виде нас все сразу начинали оборачиваться. И мы начали понимать, что это не совсем обычное явление. Потом нам даже казалось странным, что всех других — по одному. Помню, как я ходил в детском саду и думал: «Вот девочка спит — почему она одна?»
А.: — Поэтому к такому повышенному вниманию к себе мы привыкли с детства, и сами от этого явления природы, в общем-то, были в восторге. Хотя видели вокруг и другие пары близнецов.

— То есть когда вы стали популярными и вас начали узнавать на улице, вам, наверное, это уже не казалось таким странным?

А.: — Кстати, да. Ведь и сейчас нас чаще узнают, когда мы идем вдвоем. То есть, видимо, сначала человека привлекает близнячество, а потом он уже понимает: да это же артисты!

— Ваша мама не рассказывала вам, насколько большим сюрпризом было для нее рождение двух сыновей?



В.: — Конечно, по каким-то народным приметам ей подсказывали, что будут близнецы, но она говорит, что не очень-то верила в это. А отец вообще был в шоке, что нас родилось двое. Он долго в это не верил, пока не приехал в роддом и сам не увидел двух совершенно одинаковых сыновей.

— Воспитывать вас было легко? Вы друг с другом дружили или ссорились?

В.: — Половину времени мы дружили, а половину у нас занимали междоусобные войны и драки, которые в основном были спровоцированы тем, что не станут же родители покупать нам, скажем, два игрушечных автомобиля? Покупают одну игрушку на двоих и пытаются с нами договориться: «Играйте по очереди». А мы не понимали: как по очереди? Каждый хотел быть первым. Так что можно сказать, что мы прожили не совсем дружное детство и продолжаем не совсем дружную зрелость. Но сейчас споры у нас возникают исключительно на почве творчества.

— То есть в вопросах чувства юмора сходитесь не всегда?

В.: — Не сказать, что не сходимся. Но иногда, допустим, Александру придет в голову какая-то задумка, а я не могу понять: что он смешного там нашел? С другой стороны, я что-то придумываю, а он говорит: нет, это не пойдет. Приходится кому-то идти на компромисс и уже проверять шутку на зрителе. Как правило, он ставит самую правдивую оценку.

— Насколько я поняла, изначально в вашем в дуэте лидерство было за Валерием: вы хотели стать актером, а потом уже позвали с собою работать брата.

В.: — Да, но здесь нужно учитывать, что брат — человек изначально не посторонний. Если бы я пригласил любого другого, то он, наверное, понимал бы мое лидерство уже на том основании, что я его пригласил. Брата же это не касается: он качает права, принимает равное участие в творческом процессе. Но у меня было больше опыта работы на эстраде, поэтому я какие-то вещи Саше подсказывал. С другой стороны, если мы делали номера музыкальные, то тут уже был приоритет Сашин, потому что у него есть музыкальное образование. Так нами была найдена «золотая середина», и сейчас уже у нас лидерства никакого нет.

— Как вы определялись с образованием после школы? Александр, кажется, был музыкантом, играл кантри, а о Валерии сказано, что он решил стать артистом после армии, случайно проходя мимо ДК…

А.: — Это какой-то испорченный телефон, потому что сразу же после школы, привлеченные словом «кино», мы поступили в техникум кино и телевидения на специальность «кинотехник» в родном Ростове-на-Дону. До этого были две неудачные попытки поступить в Институт кино и театра имени Карпенко-Карого в Киеве: хотели идти на операторский, но конкурс был сумасшедший. Тогда решили: снимать кино, может, и не научимся, но будем хотя бы его показывать. Несмотря на всю свою технологическую направленность, наш кинотехникум имел очень широкую творческую базу: КВН, киностудию, различные музыкальные кружки. К нам приезжали знаменитые режиссеры. Так что творческая атмосфера нам была гарантирована. И сейчас я ничего не помню из своей специальности «инженер киноустановок», но хорошо помню наш киножурнал «Кипяток», который мы снимали, мультипликацию и творческие сатирические вечера.
В.: — Я тоже окончил кинотехникум, но после армии, упрямо продолжая готовиться поступать на операторский, как-то действительно проходил мимо местного ДК и увидел объявление о наборе в народную театральную студию. Зашел, был забракован, но режиссер этого театра Борис Павлович Цыпкин, который стал впоследствии моим другом и наставником, мне сказал: «Все равно приходи. Что-то в тебе есть». В то время у меня был большой арсенал пародий на различных политических деятелей и телеведущих, но в театре это было совершено не нужно. И тогда Цыпкин мне сказал: «Я понял — твое место на эстраде. Айда со мною на гастроли». Написал мне текст, мы сделали программу «И смех, и грех» и стали ездить по городам. Саша в это время продолжал учиться в музыкальном училище. Когда Борису Павловичу ездить больше не позволило здоровье, я сделал сольную программу и пригласил с собою Сашу, который сначала был у меня оператором: крутил ручки, так сказать. У него в это время уже была своя кантри-группа, и он тянул меня к себе, потому что ему был нужен сливающийся голос, а я тянул его к себе, говоря, что в музыке мы ничего не добьемся и наше место на эстраде. Как оказалось, я был прав.

— Как отнеслись ваши родители к тому, что вы решили стать артистами? Насколько серьезной посчитали эту профессию?

В.: — Абсолютно несерьезной. Они понимали, что если мы не станем известными, а будем актерами рядового провинциального театра, то это — гарантированное нищенское существование.
В.: — Но сейчас они счастливы.
А.: — А мы в конце концов вернулись к театру, потому что все время мечтали поучаствовать в настоящем серьезном спектакле. Два года назад у нас это получилось в антрепризном варианте: из небольшого номера под названием «Клон» мы сделали одноименный спектакль, эстрадный водевиль. О том, как один бизнесмен повелся на уловку аферистов и заказал себе клона для того, чтобы спокойно отсутствовать с девушкой на курортах, а клону на эти две недели завещал быть дома примерным семьянином. Хотелось бы, чтобы публика знала нас не только как «аншлаговских» персонажей, но и как достаточно серьезных, хотя и комедийных, артистов.

— Еще одно ваше амплуа — телевизионное: вы ведете программу «Утренняя почта».

А.: — И делаем это с удовольствием.

— А вас самих можно назвать ранними пташками?



В.: — Мы — очень ранние, с детства всегда просыпались рано. Когда приезжали к бабушке в деревню на месяц-два, вставали чуть свет и занимались всякими делами, которыми и нужно заниматься пацанам: рыбалка, катание на лошадях. И сейчас какая-то неведомая сила поднимает меня в семь утра, а в восемь я уже начинаю звонить коллегам и никак не могу привыкнуть, что некоторые люди в это время еще спят.

— Вы живете в Ростове-на-Дону. Себя донскими казаками считаете?

В.: — Не-а. (Смеется.)
А.: — Даже удивительно: мама у нас — воронежская, папа с Дона, но лично я в себе казака не чувствую. Скорее всего наши предки по папиной линии — выходцы с Украины, потому что украинские песни, быт и обряды находят какой-то удивительный отклик в наших душах.
В.: — Но и казачьи песни тоже, конечно, само собой. И дух казачества — он понятен. Но какой сейчас может быть казак? Какая вольница?
Хотя настоящую казачью уху я могу сварить. Уха — это целый обряд. Готовить казачью уху можно только на открытом огне, и когда я это делаю, я близко не подпускаю к котлу никого.

— Если говорить о ваших семьях — кто из вас раньше женился?

А.: — Первый женился Валера. Причем мы настолько привыкли все делать вместе, что на второй или третий день после его женитьбы я ему спокойно говорю: «Валер, пойдем в кино, такой фильм классный». Тут встает его жена: «Какое кино? Без меня?!» И тут я понял, что начинаю брата терять. (Смеется.)
В.: — Сейчас у меня три сына: Алексей, Аркадий и Ярослав. А Саша отстал немного. У него — дочь и сын, Любовь и Герман.

— Можно задать бытовой вопрос? На сцене вы часто выступаете в одинаковых костюмах, да и в жизни иногда покупаете одинаковую одежду. Кто чаще делает выбор?

В.: — Тут дело сложное. Найти два костюма одинакового размера, которые при этом устроили бы обоих, крайне тяжело. Сейчас стало легче — у нас разные размеры. У меня — 50-й, а Саша похудел до 48-го. А вот когда были одинаковые, одеться было большой проблемой, потому что во всех магазинах разовые костюмы, как правило, имеются только по одному размеру. А что касается повседневной одежды… Раньше мы пытались поддерживать близняческий имидж, ходить во всем одинаковом.


А.: — Но он в детстве надоел.
В.: — А потом подумали, что в жизни он нам не так уж и необходим. Пусть каждый выберет, что хочет.

— А есть какое-то глобальное различие, в чем вы не сходитесь ни в коем случае?

А.: — Может быть, Валера более консервативен в вопросах семьи. Он любит побыть дома, в то время как я приеду с гастролей и тут же опять куда-то уезжаю.
В.: — Но у меня и детей побольше. Хочешь не хочешь, а время нужно уделять. Приезжаю с гастролей, смотрю — совсем запущены. Тут у них «вольница» и заканчивается: спорт, минимум телевизора и никакой анархии в еде. Один раз у меня средний, Аркаша, не почистил зубы, так я его поднял среди ночи. Он на меня обиделся, сонный, чистил их, чуть не плача, но зато теперь никогда об этом не забывает.

Кстати

Программа «Утренняя почта» впервые вышла в эфир 1 сентября 1974 года. На протяжении многих лет единственным ее ведущим был Юрий Николаев. В разные годы программу вели Татьяна Веденеева, кабаре-дуэт «Академия», Марина Голуб.

Свою карьеру на эстраде Александр и Валерий Пономаренко начали с победы на международном конкурсе «Кубок юмора−99». После чего их пригласили в программу «Кривое зеркало» под руководством Евгения Петросяна.

Как признаются Валерий и Александр, ссоры в детстве у них возникали в основном из-за того, что родители покупали им одну игрушку на двоих. В солидном возрасте братья тоже иногда спорят, но исключительно на почве творчества.

Программа «Утренняя почта», по словам ведущих, пользуется огромной популярностью у зрителей — письма в нее до сих пор приходят мешками.

Выступая с юмористическими сценками, артисты не считают, что смех в зале и аплодисменты являются показателем успеха у публики. Зритель может делать это из вежливости. А вот если шутка из номера пошла в народ, значит, она действительно понравилась.

В начале карьеры братья выбрали абсолютно разные жанры: Александр был музыкантом и играл в созданной им кантри-группе «Веселый Роджер», а Валерий пробовал себя в театре.

Сегодня помимо эстрадных выступлений Александр и Валерий пробуют себя и на театральной сцене. Два года назад они поставили спектакль «Клон», в котором один играет «двойника» другого.

Крещенские морозы Александру Пономаренко нипочем: в этом году он окунулся в ледяную купель в Дону.

Мало кто из любителей юмора и сатиры не знает братьев-близнецов Валерия и Полюбившиеся артисты принимали и продолжают принимать участие во многих ТВ-проектах, юмористических фестивалях и всевозможных шоу на самых популярных каналах, много гастролируют с собственными номерами и программой.

Братья Пономаренко: биография, семья

Пародисты братья Пономаренко родились 13 июня 1967 года в городе Ростове-на-Дону. С самого юного возраста ребята были "не разлей вода" - вступались друг за друга в детских потасовках и, пользуясь своим поразительным сходством, сдавали в школе экзамены один за другого.

Со сдачей экзаменов дело происходило так: один из братьев учил, скажем, химию и алгебру, а другой - английский и литературу. Затем каждый сдавал экзамен за себя и за брата. В школе «схема» действовала безотказно, однако позже, в Ростовском кинотехникуме, где Александр и Валерий обучались кинематографическому искусству, их афера была раскрыта. Это произошло на сдаче экзамена по электромеханике, где Валерий по ошибке положил перед преподавателем свою зачетку, в которой уже была проставлена оценка.

Братья Пономаренко, биография которых интересует поклонников, в личной жизни также не отстают друг от друга - семья каждого состоит из четырех человек. Оба женаты и имеют по двое детей: Валерий воспитывает двух сыновей, а Александр - сына и дочь.

Начало творческой деятельности

Творческие способности у ребят проявлялись с раннего детства. Даже будучи в армии, где проходили службу в одной воинской части, коротали свободное время за игрой на гитаре братья Пономаренко. Биография их в 1991 году пополнилась новым событием, когда они выступили впервые дуэтом на сцене какого-то совхозного клуба. Но дебют оказался неудачным, что, впрочем, не сломило пародистов - они продолжили оттачивать свои актерские навыки у педагога Валерия Цыпкина.

Как и подобает близнецам, будущие юмористы братья Пономаренко, биография которых рассматривается в статье, имели одинаковые интересы: занимались в одних кружках и спортивных секциях. Их родители даже предполагали, что ребята добьются успеха в одной из профессий, но никак не на сцене, поскольку считали это лишь баловством. Пока однажды дуэт братьев Пономаренко не появился на экранах телевизоров в 1999 году, на конкурсе эстрадных артистов, организованном Е. Петросяном. На конкурсе номинация «Эстрадный дуэт» принесла юмористам радостное первое место. После успеха на конкурсе их пригласил в «Театр эстрады» сам мэтр юмора и сатиры Г. Хазанов, где начали свою профессиональную карьеру братья Пономаренко. Биография юмористов после этого неразрывно была связана со сценой.

Гастроли и программы комического дуэта

Братья-юмористы много гастролируют по стране со своей программой «На себя посмотри!», которая включает уже полюбившиеся зрителям номера «В электричке» и «Орлы», а также пародии - конек дуэта - на популярных телеведущих: Н. Дроздова, А. Маслякова, и других. Кроме сольных гастрольных туров, пародисты участвуют в концертах и программах, в которых задействованы известные музыкальные исполнители и актеры. Так, в начале 2000-х гг. они были участниками целой серии концертов, проходивших на европейских и межконтинентальных круизных лайнерах, где Александр и Валерий смогли познакомиться с М. Боярским, Л. Дуровым, Э. Виторганом и другими известными артистами.

Участие в ТВ-шоу и программах

После выступления в «Смехопанораме» юмористы обратили на себя внимание зрителей и были приглашены в «Аншлаг», а затем в «Кривое зеркало» к Е. Петросяну. Эта передача стала значимой в карьере дуэта: братья Пономаренко, биография которых стала пополняться многочисленными ТВ-эфирами, обрели долгожданную популярность. Их стали приглашать для участия в таких шоу и программах:

  • «Измайловский парк».
  • «Парад звезд».
  • «Хэллоу, Раша».
  • Новогодний «Голубой огонек».
  • «Приглашает Борис Ноткин».
  • «Повтори» и многие другие.

Помимо этого, они частые гости и участники бенефисов и юбилеев других артистов (дуэт В. Данилец и В. Моисеенко, и др.), с которыми подружились артисты братья Пономаренко. Биография их связана не только с участием в юмористических передачах и концертах на ТВ: они являются телеведущими «Утренней почты». Также Александр и Валерий - частые участники регулярного юмористического фестиваля в Юрмале.

Российский актер Валерий Пономаренко известен зрителям как талантливый пародист и ведущий. Валерий Пономаренко один из двух братьев-близнецов Пономаренко, которые неоднократно выступали на российском телевидении с юмористическими номерами, посвященными различным артистам.

Валерий Пономаренко , как и его брат-близнец Александр Пономаренко , родился и вырос в Ростове-на-Дону. Там же он впервые почувствовал в себе талант пародиста. Его первыми площадками для творческого развития стали театральные капустники. Александра больше привлекала музыка, но по большому счету оба брата мечтали о кино и актерском пути.

Сразу после школы они дружно попытались поступить в институт кино и театра, но не смоги и в конце концов в Ростове-на-Дону поступили в техникум кино, чтобы получить специальность кинотехников. Во время учебы Валерий понял главное – творческая среда нужна ему как воздух. Он снова предпринял попытку связать свою жизнь с театром и попробовал попасть в театральную студию, но потерпел неудачу. Зато подружился с ее режиссером, который и сказал Валерию, что его путь должен лежать в мир эстрады. Вместе они не раз ездили на гастроли с пародийной программой. А со временем, когда наставник оставил это дело, Валерий решил, что пора звать к себе в дуэт брата. Вскоре в творческой жизни имя Валерия стало практически неотделимо от имени его брата-близнеца Александра.

Творческая карьера Валерия Пономаренко

Большим дебютом на телевидении для Валерия и его брата стала работа в передаче «Кривое зеркало» . Зетам была работа в телелотерее «ТВ-Бинго-Шоу» на телеканале РТР. А потом Валерий с братом были заняты в программе «Утренняя почта» на канале «Россия».

Валерий Пономаренко: «На самом деле, каждый актер или артист рад, когда на него делают пародию. Они знают, что пародия – это признак популярности. Если тебя пародируют, значит ты еще популярен».

За время своей творческой деятельности Валерий создал пародии на десятки известных людей – от политиков до музыкантов. Среди них - Леонид Брежнев, Джордж Буш-младший, Михаил Горбачев, Владимир Жириновский, Андрей Миронов, Евгений Леонов, Лев Лещенко, Сергей Трофимов и другие.

Валерий Пономаренко: «Наша российская разговорная эстрада теряет интеллигентность и уважение к зрителю. Свою задачу – воспитывать – она тоже утрачивает. Это видно на примере этой передачи. Их шутки подаются как фаст-фуд, а люд его, не задумываясь, быстро съедает. Впрочем, на вкус и цвет…».

Мечты о театре так и не оставили Валерия и однажды вместе с Александром он создал спектакль «Клон» (эстрадный водевиль). Спектакль родился из обычного небольшого номера, который прежде братья показывали в рамках своей пародийной программы. В этом водевиле один из братьев изображает двойника другого.

Валерий Пономаренко: «Тех, кого больше всего видно на экране, надо гнать подальше. Они заполнили собой все пространство, весь эфир. Мы знаем нескольких замечательных музыкантов, которых, к сожалению, слушают только в узком дружеском кругу. Вместо их мелодичных песен звучит что-то типа «Я, я яблоки ела…», что не несет в массы ни культуры, ни развития».

В 2013 году Валерий стал участником шоу-передачи «Повтори!» .

Валерий Пономаренко и его личная жизнь

Уже много лет Валерий женат на своей любимое супруге Елене . Вместе они воспитывают троих детей. Все трое их наследников – мальчики (Алексей, Аркадий и Ярослав ). Самый младший родился, когда старшему уже исполнилось 16 лет. К тому моменту почти взрослый первенец Валерия сообщил отцу, что хочет пойти по его стопам и тоже стать актером.

В вопросе выбора жены Валерий опередил своего брата Александра и первым создал семью.

Валерий Пономаренко о женщинах: «На первом месте внутренняя красота, на втором – внешняя. Люблю пересматривать старые фильмы «Весна на Заречной улице», где героини естественно красивы и скромны. Для женщины важны эти качества, и не последнее место занимает мудрость. Современного стиля я не понимаю: выпячивание пупков, ненормативная лексика у молодежи, в частности, у девушек. Это ни к чему».

Валерий придает большое значение поддержанию хорошей физической формы. Он очень любит спорт, особенно теннис и бег. Даже во время отдыха предпочитает активное времяпровождение с прогулками и возможностью увидеть или сделать что-то новое.

March 29th, 2014

В среде поклонников И.В. Сталина популярны различные версии о его т.н. "преемнике". Обычно они связаны с той группой относительно молодых руководителей, которые выдвинулись в военные и послевоенные годы и вошли в состав Президиума ЦК , избранного на XIX съезде партии в октябре 1952 года. Часть из них впоследствии пошла за Хрущевым и после его отстранения стала править Советским Союзом. Другие Хрущева не поддержали и были им постепенно задвинуты на второстепенные посты, а затем поспешно отправлены на пенсию. Развязка печальная, хотя и не трагическая, какая была у поколения 1890-х.

Одна из версий о "преемнике Сталина" связана с П.К. Пономаренко, ярким представителем этого поколения. Впервые я познакомился с этой любопытной гипотезой, прочитав интервью И.А. Бенедиктова.

"Сталин вскоре достойного, с его точки зрения, преемника, по крайней мере, на один из высших постов, подобрал. Я имею в виду Пантелеймона Кондратьевича Пономаренко, бывшего первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии, который во время войны возглавлял штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования. Обладая твердым и самостоятельным характером, Пантелеймон Кондратьевич одновременно был коллективистом и демократом до мозга костей, умел располагать к себе, организовывать дружную работу широкого круга людей. Сталин, видимо, учитывал и то, что Пономаренко не входил в его ближайшее окружение, имел собственную позицию и никогда не старался переложить ответственность на чужие плечи.

Документ о назначении П.К. Пономаренко Председателем Совета Министров СССР был завизирован уже несколькими членами Политбюро, и только смерть Сталина помешала выполнению его воли. Став Первым секретарем ЦК, Хрущев, который, естественно, был в курсе всего, предпринял необходимые шаги с тем, чтобы отодвинуть Пономаренко подальше - сначала в Казахстан, затем, в 1955 г., на дипломатическую работу, послом в Польшу, а потом в Нидерланды. Впрочем, и здесь он работал недолго - опасного "конкурента" быстренько препроводили на пенсию, весьма скромную и без причитавшихся ему льгот за государственную службу. Человек простой, скромный и непритязательный в личной жизни, обремененный заботами о родных и близких, он в буквальном смысле влачил полунищенское существование, когда наконец после отставки Хрущева друзья, обратившись в ЦК, добились достойного обеспечения его старости".

О существовании такой бумаги, кроме Бенедиктова, упоминает А.И. Лукьянов в своей статье "Возвращение Сталина" .

"В этом свете заявление Сталина об отставке на Пленуме ЦК, проходившем после ХIХ съезда партии, было скорее апогеем его борьбы за обновление всех сторон послевоенной жизни страны. Тогда, как известно, Президиум ЦК расширился в два с половиной раза - до 25 человек. В него вошло значительное число представителей молодого поколения, партийных и хозяйственных работников с мест. Появилась возможность гораздо более широкого коллективного рассмотрения и решения наиболее важных вопросов жизни страны.

И здесь Сталину предстояло решить ключевую задачу - кого можно выдвинуть на пост Председателя Совета Министров СССР. К этому человеку Сталин присматривался давно, как бы сберегая его на будущее. Им был Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко - первый секретарь ЦК компартии Белоруссии, руководитель Центрального штаба партизанского движения во время войны, человек, прошедший хорошую школу партийной и государственной работы, широко образованный политический деятель. Решение о назначении Пономаренко Председателем Совета Министров уже было согласовано с большинством членов тогдашнего партийного руководства, и только неожиданная смерть Сталина помешала выполнить его волю. Хотя вполне возможно, что это кадровое решение могло и приблизить гибель Сталина, поскольку его ближайшему окружению, и особенно Берии и Хрущеву, гораздо больше импонировал послушный им Маленков.

Сразу после смерти Сталина "старая гвардия" вывела Пономаренко из состава Секретариата ЦК, назначив министром культуры, а с 1955 года надолго отправив за границу (в Польшу, Индию, Непал, Нидерланды, МАГАТЭ)".

Насколько я знаю, никто бумагу о назначении Пономаренко Предсовмина так и не нашел, но версия уже широко гуляет по СМИ - например, "Регнум" так и пишет "несостоявшийся глава советского правительства Пантелеймон Пономаренко" . Еще одно свидетельство о Пономаренко как "преемнике Сталина" было опубликовано в "Красной Звезде" в номере за 11 февраля 2006 года.

"- И все же именно он возглавил партию после Сталина... А был ли другой человек, которого Сталин видел своим преемником? На эту тему сейчас ходит очень много легенд и сплетен.

Насколько известно, Сталин, в частности, ориентировался на Пантелеймона Кондратьевича Пономаренко, первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии. Это был особый человек: он пришел на партработу с преподавательской, кандидат наук. Блестяще освоил дело, отличался изумительной честностью и ответственностью, глубокий аналитик. В 1938 году возглавил парторганизацию Белоруссии, с начала войны был членом военного совета ряда фронтов, в 1942 – 1944 годах руководил Центральным штабом партизанского движения, затем возглавлял и ЦК, и Совмин Белоруссии. Когда Сталин спецпоездом ехал на Потсдамскую конференцию, то остановился в Минске, где провел около 14 часов - Пономаренко ему все подробно доложил по республике... Сталин предложил Пантелеймону Кондратьевичу поехать с ним в Берлин как представителю руководства партизанского движения, но он отвечал: "Я бы просил вас меня не трогать – здесь у меня столько дел! А там я просто буду сидеть..." Сталин сказал: "Если вы найдете нужным, прилетайте, мы вам место найдем".

Пономаренко вскоре стал секретарем ЦК, замом председателя Совмина СССР, а потом его звезда закатилась...

Безусловно, ведь Хрущев был его противником! Они цапались, еще будучи первыми секретарями в республиках, в частности по вопросам границы. Хрущев хотел часть Белоруссии оттянуть на Украину, а Пономаренко не давал. Придя к власти, Хрущев сразу назначил Пономаренко министром культуры, затем – первым секретарем в Казахстан, а в 1955 году отправил послом в Польшу".

Откуда это ему известно, генерал И.П. Потапов к сожалению не уточнил - слышал ли он об этом "тогда" или прочитал где-то уже в постперестроечные годы.

Краткая биографическая справка на Пономаренко:

Пономаренко Пантелеймон Кондратьевич (27.07(09.08).1902-18.01.1984),
член партии с 1925 г., член ЦК в 1939-1961 гг., член Президиума ЦК 16.10.52-06.03.53. гг. (кандидат 06.03.53-14.02.56 гг.), секретарь ЦК 01.07.48-06.03.53 гг.
Родился на хут. Шелковский Белореченского района Краснодарского края. Украинец.
В 1932 г. окончил Московский институт инженеров транспорта.
В 1918 г. и 1932-1936 гг. в Красной Армии.
С 1919 г. работал на нефтепромыслах и железнодорожном транспорте.
С 1922 г. на комсомольской работе, с 1936 г. на инженерной работе.
В 1938 г. инструктор, зам. зав. Отделом ЦК ВКП(б).
В 1938-1947 гг. первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии, одновременно в 1944-1948 гг. Предс. СНК (Совмина) Белорусской ССР, в 1942-1944 гг. нач. Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования, был членом военных советов ряда фронтов.
Генерал-лейтенант (1943 г.).
В 1948-1953 гг. секретарь ЦК ВКП(б) (КПСС), одновременно с 1950 г. министр заготовок СССР.
В 1953-1954 гг. министр культуры СССР.
В 1954-1955 гг. первый секретарь ЦК Компартии Казахстана.
С 1955 г. посол СССР в ПНР, с 1957 г. - в Индии и Непале, с 1959 г. - в Нидерландах.
С 1962 г. представитель СССР в МАГАТЭ, затем на преподавательской работе и Институте общественных наук при ЦК КПСС.
С 1978 г. на пенсии.
Депутат Верховного Совета СССР 1-4 созывов.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В немногочисленной мемуаристике личность Пономаренко характеризуется весьма положительно.

"С 1948 года Пономаренко являлся секретарем ЦК ВКП(б), одновременно министром заготовок, а с 1953 - министром культуры СССР. Вскоре его направляют подальше от Москвы, в Казахстан, первым секретарем ЦК партии. Я не особенный знаток личности Пономаренко, так как дистанция между ним и мной, секретарем Акмолинского обкома комсомола, была большая. Тем не менее у меня сложилось определенное мнение о нем. Я присутствовал на трех собраниях партийно-хозяйственного актива и на съезде Компартии Казахстана, где выступал с речами Пономаренко.

Уже само внешнее впечатление от его личности вызывало в людях ассоциацию с вождем. Все в едином порыве вставали с мест, бурно ему аплодировали, когда он появлялся на съезде или собрании актива. Во френчике сталинских времен, небольшого роста, с сократовским лбом, он как магнит воздействовал на аудиторию.

Выступал всегда без текста, с небольшой бумажкой - планом выступления. Слушали его с большим вниманием, затаив дыхание. Говорил Пономаренко логично, понятно, слова его доходили до сознания каждого человека. Рассказывал он о простых вещах, о нуждах и запросах трудящихся. Его выступления длились 1,5 - 2 часа, и это никого не утомляло.

У него была привычка - перед тем, как пойти на собрание актива, посетить магазины и посмотреть, чем и как там торгуют. И в этот раз он не изменил своему правилу. Поездил по Акмолинску, походил по магазинам и увидел там удручающую картину: полки полупустые, нет элементарных товаров первой необходимости. Причем нет товаров, которые не надо везти за тридевять земель, их можно изготовить на месте.

Подобные посещения Пономаренко практиковал и в Алма-Ате. Зашел в один из магазинов и решил купить конфет. "Вам куда высыпать?" - спрашивает продавец. "Раз нет кулька, - говорит Пономаренко, - сыпьте в шляпу". Об этой шляпе с конфетами состоялся крупный разговор с министром торговли. Данный случай стал известен во всей республике."

Пономаренко сейчас практически полностью забыт, как и другие люди из его когорты. Из современных историков им занимался, пожалуй, только Г.А. Куманев, лично его знавший и опубликовавший кое-что на эту тему в журнале "Отечественная история" (№№5 и 6 за 1998 год). Там есть любопытный эпизод, связанный с личным столкновением между Пономаренко и Хрущевым, тогда соответственно руководителями Белоруссии и Украины, по поводу границы.

"Всего через полгода после этого выступления мир стал свидетелем краха польского государства, запутавшегося в своих отношениях с Берлином, а 17 сентября 1939 г. части Красной Армии перешли государственную границу СССР, заняв земли Западной Украины и Западной Белоруссии. На всех этнографических картах Европы были четко прочерчены границы расселения белорусов и украинцев, а потому Пономаренко в своей беседе с академиком РАН Г.А Куманевым вспоминал: "Я не думал, что... могли возникнуть какие-либо осложнения" при установлении "административной границы между новыми областями страны".

Однако первый секретарь ЦК Компартии Украины Н.С. Хрущев представил свой проект размежевания между новыми западными землями страны, в соответствии с которым почти все они отходили к Украинской ССР. 22 ноября 1939 г. Хрущев и Пономаренко были вызваны в Кремль к Сталину. Еще до начала встречи в сталинском кабинете, Хрущев обрушился на проект, представленный Пономаренко. "Кто вам состряпал эту чепуху и чем вы можете ее обосновать?! – кричал он.

Сталин принял двух первых секретарей, сказав: "Здорово, гетманы, ну как с границей? Вы еще не передрались? Не начали войну из-за границ? Не сосредоточили войска? Или договорились мирно?"

После тщательного изучения и сопоставления двух проектов административной границы республик, Сталин поддержал в основном предложение Пономаренко. Правда, Сталин внес поправку, прочертив в одном месте границу севернее той, что была обозначена на карте Пономаренко. Сталин объяснил это "желанием украинцев получить немного леса".

Во время обеда, состоявшегося после совещания, Хрущев не скрывал своей обиды. Пономаренко вспоминал: "По лицу, по настроению Никиты Сергеевича чувствовалось, что он остался недоволен таким исходом и эту историю он надолго запомнит".

Назначение Пономаренко главой ЦШПД тоже не обошлось без скандала - в НКВД (Берия) считали, что партизанским движением должно заниматься их ведомство, а Хрущев, конечно, хотел видеть там представителя Украины, а не Белоруссии. Но назначили Пономаренко. Как подчеркнул Сталин, партизанское движение - это партийное, политическое дело, а не чекистское. Чекисты Пономаренко этого не простили даже спустя десятилетия. Так, по настоянию И.Г. Старинова готовившаяся к печати книга Пономаренко была сильно порезана, потому что там были "секретные сведения". Лично со Стариновым у Пономаренко был конфликт во время работы последнего в ЦШПД.

Мне довелось однажды лично встретиться с Куманевым, и я задал ему вопрос, мог ли Пономаренко быть преемником Сталина. Он ответил в том смысле, что Пономаренко по своим личным и профессиональным качествам мог бы заменить Сталина, но, как я понял, Куманеву про версию "преемника" ничего не было известно.

Скорее всего, Пономаренко как преемник Сталина - это очередной миф, рожденный воспаленным историческим сознанием россиян конца XX-начала XXI вв., которое судорожно ищет разного рода альтернативы нынешней ситуации в стране, бросаясь из крайности в крайность ("вот если бы белые победили, вот мы бы зажили! вот если бы Троцкий победил Сталина, как было бы хорошо! вот если бы немцы разбили наших, сейчас пили бы баварское пиво!" и т.д.) Но искушение, конечно, очень велико - увидеть на месте Хрущева человека более культурного и умного, который вел бы другую политику.



План:

    Введение
  • 1 Факты биографии
  • 2 Объекты пародий
  • 3 Пресса
  • 4 Критика

Введение

Братья Пономаре́нко (13 июня 1967(19670613 ) , Ростов-на-Дону [ ]) - братья-близнецы: Валерий Пономаренко - профессиональный актёр театра драмы и Александр Пономаренко - музыкант, гитарист.


1. Факты биографии

Юмористы братья Пономаренко пришли на эстраду один за другим, точнее, один привел в жанр другого. Валерий Пономаренко с детства любил пародировать знакомых, закалялся на театральных капустниках. Его стали приглашать участвовать в концертах, и тут ему в голову пришла блестящая идея: подключить ко всему этому брата Александра. Начинали свою телевизионную карьеру братья под руководством Евгения Петросяна в «Кривом зеркале».

Александр и Валерий - лауреаты Международного конкурса «Кубок юмора-99» и фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап-2001».


2. Объекты пародий

  • Александр Абдулов
  • Николай Басков
  • Михаил Боярский
  • Леонид Брежнев
  • Джордж Буш-младший
  • Геннадий Ветров
  • Виталий Вульф
  • Юрий Гальцев
  • Эраст Гарин
  • Михаил Горбачев
  • Владимир Данилец
  • Дмитрий Дибров
  • Николай Дроздов
  • Регина Дубовицкая
  • Михаил Евдокимов
  • Борис Ельцин
  • Михаил Жванецкий
  • Владимир Жириновский
  • Михаил Задорнов
  • Роман Карцев
  • Евгений Киселев
  • Иосиф Кобзон
  • Виктор Коклюшкин
  • Федор Конюхов
  • Владимир Кузьмин
  • Евгений Леонов
  • Лев Лещенко
  • Александр Лукашенко
  • Андрей Малахов
  • Александр Масляков
  • Георгий Милляр
  • Андрей Миронов
  • Владимир Моисеенко
  • Дмитрий Нагиев
  • Лев Новоженов
  • Илья Олейников
  • Анатолий Папанов
  • Евгений Петросян
  • Владимир Путин
  • Эдвард Радзинский
  • Александр Розенбаум
  • Верка Сердючка
  • Иосиф Сталин
  • Юрий Стоянов
  • Семен Фарада
  • Геннадий Хазанов
  • Арнольд Шварценеггер
  • Юрий Шевчук
  • Ефим Шифрин
  • Савик Шустер
  • Леонид Якубович
  • Леонид Агутин
  • Игорь Николаев

3. Пресса

В элиту российского юмора братья Пономаренко попали легко: победили на конкурсе юмористов и пришлись по вкусу многочисленной армии зрителей. Сейчас жизнь братьев-близнецов буквально «кипит»: гастроли, концерты, съемки «Утренней почты». Но как только наступает «пауза», артисты мчатся в родные пенаты – в город Ростов-на-Дону, где их ждут семьи и друзья. Алисе ЖУРАВЛЕВОЙ удалось встретиться с братьями Пономаренко в один из таких приездов. - Существует мнение, что у юмористов в душе живет грусть. Это о вас или же вы и по жизни стараетесь идти смеясь? Александр: - Юморист все свои эмоции копит на концерт. «Выплеснул» в зал положительную энергетику и «уходишь в себя» копить силы к следующему выступлению. Бывает, что после шестого, седьмого концерта нет «подпитки», пропадает кураж. Может, поэтому юмористы улыбаются только на концертах и афишах. Что же касается нас, то мы стараемся быть жизнерадостными в любое время. Особенно Валера, он часто шутит... Валерий: - Да, был забавный случай. В Новочеркасске снимали рекламный ролик, в котором я играл роль бабки-ежки. Мне сделали киношный грим, и Валерия Пономаренко уже никто не мог узнать. Съемки проходили в парке, по сценарию – это был лес. Я решил прорепетировать: залез на дерево и скрылся за ветвями... В это время в парке прогуливались люди, ходили взад вперед мимо дерева, на котором я сидел. Я решил время даром не терять и повторить текст. Теперь включите воображение... Вы идете спокойным шагом, любуетесь природой, деревьями и вдруг откуда ни возьмись, слышится голос: «Котик, ты мой котик. Кыш, кыш...чую, русским духом пахнет!», поднимаете голову, а на верхушке дерева Баба-яга пальцем грозит. Александр: - Вот так Валера и прикалывается! - Если Валера любит и в свободное время повеселить народ, то чем же в этот момент занят Александр? Александр: - О! Когда Валера сидит на дереве и пугает людей, я занимаюсь классической йогой. Ну, а если серьезно, то и Валера любит спорт. Валерий: Я отдаю предпочтение большому теннису и бегу. Как говорится: «хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть счастливым – бегай!». Ещё мы практикуем обливания холодной водой в любое время года. - Значит, вы и отдых предпочитаете активный? Валерий: По-разному бывает, но в основном – активный: любим посетить ущелье, дойти до родника – окунуться. Но случается и лень одолеет, тогда можно и с книжечкой полежать на диване. Отдых – это прежде всего уединение. Даже на море мы с семьей ездим зимой: никого нет, все ущелья свободные (Смеется.). - Александр, а необычные подарки вам преподносили? - Дарили и козу, и собаку, и хрюшку... Не дай Бог, в этом годы крысу живую подарят! Конечно, приятно, когда подарок дарят от души. Недавно, после концерта, поклонник преподнес нам авоську с вяленой рыбой и пивом. Человек посчитал, что нам это нужно, что своим сюрпризом он нас осчастливил. Конечно, приятно, что подарок искренний (Улыбается.), но пиво мы не употребляем, вяленую рыбу – не едим. - Теперь о женщинах... Какая она должна быть в идеале для вас? Валерий: На первом месте внутренняя красота, на втором – внешняя. Люблю пересматривать старые фильмы «Весна на Заречной улице», где героини естественно красивы и скромны. Для женщины важны эти качества, и не последнее место занимает мудрость. Современного стиля я не понимаю: выпячивание пупков, ненормативная лексика у молодежи, в частности, у девушек. Это ни к чему. Александр: Я считаю, что женщина должна быть хранительницей домашнего очага. Сейчас пошла мода жить одной, воспитывать самостоятельно детей. Конечно, мужики повлияли на такое поведение, но это болезнь всего общества, ее необходимо вылечить. - А вы сами часто бываете в Ростове или жизнь московская уже «затянула»? Александр: В Ростове у нас семьи, в Москве – работа, так что любое свободное время проводим дома – в Ростове, и за этот короткий промежуток времени стараемся и дела домашние сделать, и с друзьями встретиться, и подучить жизни подрастающих детей... Валерий: Да, у меня растут 3 богатыря – одному 17, собирается пойти по моим стопам – актерским, другой – в школе еще учится, и у него уже вовсю проявляются актерские таланты, а третьему еще и годик не исполнился. Поживем - увидим...

Журнал "Теленеделя".

"


4. Критика

«Еще одно интересное явление - некие братья Пономаренко. Во-первых, эти братья похожи чрезвычайно, и смириться с мыслью о том, что их и правда два, а не один, можно только будучи уверенной в собственной абсолютной трезвости и ясности ума. В-вторых, сперва на них я на НТВ наткнулась, в юмористической (как бы) программе „С Новым годом“. Они там, опять же, глав страны изображали. Один был Горбачевым, другой - Сталиным. Потом два брата-акробата как-то незаметно оказались на РТР, в специальном выпуске „Аншлага“ к старому новому году. Там они разыграли потрясающую сценку на свежую тему „отцы и дети“. Сидят, значит, рядом парень с плейером и дедок с бородой. И общаются, не дослыша друг друга. Далее следуют такие восхищающие своей бессмысленностью диалоги:

Дед: Где металл найти?

Молодой: Я что, металлист? Тебя „Металлика“ прикалывает?

Дед: Фуфайка не греет.

Молодой: да, и меня „Хай-Фай“ не греет.

Потом „молодой“ говорит про интернет, а старому слышится „интернат“.

Дед: Ну и как у вас, в интернате?

Молодой: В интернете? Клево! Можно зайти хоть к американскому президенту на сайт.

Дед: Да, американскому президенту на все нассать.

Гы-гы, ха-ха, тук-тук, сиди, я сам открою. Интересный пример того, как шутка может родиться уже бородатой».

- Валентина Львова. "Тук-тук, сиди, я сам открою", газета "Комсомольская правда".

"

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 18:35:54
Похожие рефераты: