Польза восточного танца для здоровья и фигуры женщины. Когда и где появились восточные танцы

Танец всегда был подобен разговору с миром, диалогу, особенно женский танец - танец живота. Во многих мифах упоминается, что связь с неизведанным происходила через Женщину. И танцуя (общаясь с миром), Женщина входила в резонанс с природой, ощущала ритм Жизни и согласовывала себя с ним. Этим она освобождалась от ненужного напряжения, через это общение она находила ответы на свои вопросы, наполнялась радостью, спокойствием и чувствовала себя защищенной, чувствовала себя под покровом самой Матери - Природы. Женщина -это источник жизни, основное предназначение которой - быть счастливой и свободной. На востоке женщины воплощали эти постулаты в восточном танце - танце живота. Воссоединить природу физического, энергетического и физического состояния и подчеркнуть свою естественность легко поможет танец живота, экзотический и завораживающий...
Восточные танцы отличаются необыкновенной пластикой, завораживающими движениями бедер и рук. Многообразие направлений восточных танцев позволяет раскрыться любому темпераменту, индивидуальности и быть всегда в хорошем настроении.
Во время занятий задействованы все группы мышц, начиная от шейного отдела позвоночника до кончиков пальцев ног.
В результате вы приобретаете гибкость и пластичность тела, подвижность суставов, укрепляются мышцы груди и талии, улучшается осанка, купируются застойные явления в органах и тканях, растягиваются спайки, улучшается кровообращение и двигательная функция кишечника. Многочисленные «восьмерки» тазом, работа мышц брюшного пресса, «тряски» станут уникальным массажем внутренних органов живота и малого таза, а так же лучшим помощником в борьбе за тонкую талию, красивые бедра и гладкую кожу.

Виды восточных танцев живота

FOLKLORIC
Фольклорный танец - это танец, рожденный традициями страны или района. Обычно состоит из движений, которые может выучить большое количество народа. По традиции, фольклорный танец переходит из поколения в поколение в среде, в которой его танцуют. Фольклор - это культурное достояние всех людей, отражающее их обычаи, Привычки, музыку, костюмы и историю. Фольклорный танец в свою очередь подразделяется на:
1.Исполняемый всеми людьми, выражающий их чувства. Он не связан с театром, этот вид очень популярен на национальных празднованиях и свадьбах.
2.Исполняемый профессионалами театрального танцевального искусства.

Bellydance/танец живота.
Танец живота - арабский национальный танец. Западное название танцевальной техники, распространённой на Ближнем Востоке и в арабских странах. На арабском языке он известен как Raqs Sharqi, на турецком - как Oryantal dans, то есть «восточный танец». Своеобразие восточного танца живота - в его пластичности.

Belly dance
BellyDance - это совокупность движений бедер, брюшных мышц и плеч. Этот танец объединяет в себе мощную жизнеутверждающую энергию телодвижений и завораживающую магию ритма восточной музыки. Значительная роль в этом танце принадлежит мимике, жестам, артистизму.
История танца живота уходит корнями в далекое прошлое. Некоторые эксперты считают, что именно Древний восток стал родиной прекрасного танца, получившего название belly dance (в переводе с французского означает "красивый танец") или танец живота. Есть предположение, что это или Египет, или Междуречье, или Индия. Территория распространения танца обширна: в древности belly dance танцевали и в Египте, и в Греции, в Риме, в Вавилоне и в Среднеазиатских государствах. В 1500 г. до н.э. египтяне привезли ко двору баядерок из Индии, которые привнесли в египетский танец элегантность, гибкость, утонченность. Внесли свои изменения в танец и цыгане, в танце которых множество ритмов, страстность и энергия. В формирование танца живота внесли неоценимый вклад древние греки и турки.
Сегодня танец живота покорил не только Восток, но и Запад. Западная хореография внесла свои элементы в народный танец живота, но это нисколько не испортило танец, видоизменив и облагородив его.

По одной из версий, танец живота возник благодаря комичной случайности. Уличная танцовщица выступала на одной из площадей восточного города, и под юбку к ней залетела пчела. Девушка начала извиваться, пытаясь избавиться от докучающего ей насекомого, и ее движения так понравились зрителям, что в следующий раз они просили ее станцевать непременно так же, животом. По другой версии, танец живота был сугубо гаремным танцем. Для того, чтобы получить расположение мужа, жена султана должна была уметь привлечь его внимание и с этой целью исполняла эротичный танец живота.Танец живота не случайно получил такое название - "живот" есть жизнь, а значит это танец жизни. Понятие "жизнь" ассоциируется с женщиной - матерью и с землей. Именно поэтому танец живота непосредственно связан с развитием культа Богини Плодородия, Богини-Матери. У разных народов эта богиня называлась по-разному: Анахита, Исида, Иштар, Афродита. Этот культ был распространен во многих древних государствах. Например, в Египте, Вавилонском царстве, в Индии. Ритуалы в честь богов сопровождались музыкой и танцами, которые не только прославляли этих богов, но и отражали их функции, а танец - самое выразительное средство для изображения какой-либо деятельности. Если говорить о танце живота, то он отражает процесс зачатия, вынашивания плода и, наконец, рождения. Именно поэтому он воспринимается так эротично. В дальнейшем танец живота стал развлекательным элементом в повседневной восточной культуре, со временем утратив свое религиозное значение.

Что же такое танец живота? Это умение быть женщиной...
Не вызывает сомнения тот и факт, что восточные танцы обладают сильнейшей энергетикой. В процессе обучения танцу живота женщина сможет узнать много нового о себе, выявить и решить скрытые психологические проблемы. Вы "распрямитесь", раскроетесь, перестанете сутулиться. Уменьшатся боли в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Исчезнут головные боли, укрепятся суставы. Танец живота помогает сформировать прекрасную координацию и улучшает осанку. Активная работа бедрами тренирует мускулатуру живота и укрепляет брюшной пресс. Во время танца женщина испытывает неповторимое удовольствие от движений, радость жизни, любовь к окружающему миру. Танец живота укрепляет здоровье и продлевает молодость, изменяя женщину и внешне, и внутренне.

GHAWAZEE
Гавэйзи – это цыганское племя, обосновавшееся в Египте. Первое значимое упоминание о Гавэйзи датировано 18-м веком. Когда Гавэйзи были изгнаны из Каира в 1834г., они поселились в Южном Египте. Их музыка, танец и культурные атрибуты заметно отличаются от того, чем известен народ Саиди, исторически населяющий эту область. В танце используют цимбалы. (Стиль Naima Akef.)

BALADI
Бэлади в переводе с арабского означает “родина” или “родной город”. На египетском слэнге звучит как Ориентал Шааби. Танец Бэллади танцевали во многих деревнях по всему Египту. Обычно его танцевали в доме женщины и для женщин. В основном это были движения бедер. Движения рук были довольно просты и бессистемны. Танцевали босиком. Традиционная одежда для танца - белая голобея с платком на бедрах и платок на голову. Шааби – это стиль, который очень популярен в Египте, особенно в центральной части старого Каира на улице Мухаммеда Али, где родились и живут сейчас много известных артистов. Это стиль таких известных танцовщиц как Nagwa Foad, Fifi Abdu, Zinat Olwy.

KHALIGI
Халиджи в переводе означает “залив”, и в танцевальном мире этим словом называют музыку и танцевальный стиль из области Персидскогобзалива/Аравийского полуострова: Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман. Эта группа танцев показывается женщинами и делается акцент на красоте костюма и волос танцовщицы. Движения включают четкие быстрые тряски плечами, хлопки ладонями в разном ритме, и разные шаги. Традиционная одежда для этого стиля – Абая (фустан халиги).

NUBIA
Нубия, известная в древности как царство Куш, простирается на юг от Асуана до столицы Судана - Хартума. Нубийцы, более темнокожие, чем собственно египтяне, имеют свой язык, свою культуру и традиции. Асуан самое солнечное место в Египте. Он находится на юге страны, и был в древности пограничным городом. Жизнь здесь течет неторопливо. Приятно совершить прогулку пешком по набережной или на лодке по Нилу, посидеть в ресторанчике у самой воды, послушать старинную нубийскую музыку. Нубийский танец - это групповой танец. Красочные костюмы, особенный необычный ритм. Люди из Нубии очень веселые и любят танцевать всегда вместе. На свадьбах собираются сотни людей, и все вместе танцуют.
Нубия - это название города и района на юге Египта. Нубия находится на границе с Суданом. Нубийский танец – это групповой танец. В основном это движения бедер. Красивая система рук. Особенный необычный ритм, в основном быстрый (похож на ритм халиджи). В качестве аксессуаров для танцев используют Доф (бубен), Хус (тарелка из тростника). Нубийский танец - очень веселый и своеобразный. В нем много прыжков, хлопков. Положение тела в нубийском танце не встречается в других фольклорных стилях Египта: центр тяжести сильно смещен вперед, своеобразные движения такие как удары грудью вверх, интересные движения руками.

SIWA
Cива - один из стилей танцев арабских бедуинов. На границе с Ливией и Африкой, в пустыне Сахара, среди гор находится бедуинское поселение Сива. До недавнего времени Сива была самым недоступным из оазисов Египта. Она еще и один из самых необычных оазисов. Жители Сивы имеют свою культуру и свои обычаи, они говорят на берберском языке, который отличается от арабского. Большинство женщин носит традиционную одежду и серебряные украшения. В переводе арабского название поселения “wahet siwa” звучит как “оазис в городе”. Сива – это название города и народа. В танце основной акцент делается на движения бедер. Этим стилем танца обладает узкий круг профессионалов. Традиционная одежда для этого стиля - голобея до колен + шаровары, платок на голову закрывающий половину лица. Женщины любят использовать много аксессуаров для рук (так же как женщины Персидского залива).

ANDALUSIAN
Андалузией называлась южная часть Испании, которая в течение 800 лет была оккупирована арабами. Этот танец сформировался именно там и приобрел характерные черты фламенко. Кстати, одна из версий происхождения слова фламенко – от арабского “фаллях ман гу” - поющий крестьянин. Этот стиль танца исполняется в сопровождении красивой, ритмичной музыки и при этом успокаивающей, соответственно в костюме, который подчеркивает легкость каждого движения.

DABKA
Дабка – это зажигательный фольклорный танец из Ливана, непременный элемент народных празднеств с древности и до наших дней. Дабка преимущественно мужской танец (но есть и женский вариант). Он исполняется так же в Сирии, Палестине и Иордании, считается очень популярным во многих странах Востока.
Часто его можно увидеть в мужском кругу на праздниках. Танцоры обхватывают друг друга за плечи, совершают многочисленным подскоки, делают притопы ногами. Женщины тоже принимают участие, но довольно редко. Движения энергичные, а сама музыка бодрая, слушая которую самому хочется пуститься в пляс.

ALEXANDRIА (Эскандарани)
Александрия второй по величине город Египта, Александрия имеет скорее Средиземноморские, чем восточные черты. Дух и культура города отличны от остальной страны, хотя он и находится всего лишь в 225 км от Каира. В переводе на арабский Александрия звучит как “Эскандарани”. Стиль танцев Эскандарани очень веселый, зажигательный и игривый. Традиционная одежда для этого стиля платье и накидка (Melaya). Melaya часть национальной одежды женщин Александрии.

SHAMADAN
На египетском слэнге название этого стиля звучит как
“ Авалем”. Полное название “Ракс эль Шамадам” - танец с канделябром. Его издавна танцуют в Египте. Большой узорчатый канделябр с зажженными свечами несет на голове танцовщица на свадьбе, освещая молодым дорогу в счастливую семейную жизнь. Потрясает искусство изолированных движений бедер, груди и мягкость шага, когда девушка танцует с канделябром – ведь он должен быть неподвижен! Только надо очень тщательно продумать костюм, чтобы не зажечь его и не испортить капающим воском. Традиционный костюм для этого стиля шаровары + топ или длинное платье с обтягивающим верхом и широким низом. Изначально танец Шамадан был исключительно ритуальным – танцовщица с фонарем или канделябром на голове исполняла танец, освещая путь молодоженов к их новому дому. Это было своеобразным благословением и пожеланием счастливой супружеской жизни. Со временем, танец с канделябрами перешел в разряд шоу, а на свадебной процессии (Zeffa) танцовщицу заменили дети со свечами. Но и сейчас Шамадан заказывают для свадьбы, если она проходит в клубе или ресторане – тогда молодые символически проходят перед гостями, а танцовщица с канделябром освещает их путь.
Главное, правильно рассчитать время и размер свечи. Свеча должна гореть чуть дольше, чем длится танец. Поэтому есть смысл перед выступлением засечь точное время танца и время сгорания свечи. Особенно это важно для свадебной церемонии – по восточным поверьям, если свеча погасла перед молодыми, это сулит им несчастья в семейной жизни или скорую смерть одного из супругов.
Что касается украшений для канделябра, то здесь все зависит от вашего личного вкуса. Блестящие висюльки и навески из стекла добавят яркости и загадочности танцу, раскидывая блики света в разные стороны. Более того, с помощью украшений можно сделать канделябр более устойчивым – для этого основную массу аксессуаров нужно размещать поближе к основанию и центру канделябра.
В последнее время на конкурсах запрещают танец с огнем из-за опасности пожара, поэтому Шамадан все больше переходит в разряд развлекательных шоу в ресторанах и клубах, ну и конечно остается ритуальным свадебным танцем для жителей Египта и арабских стран.

FARAONIC DANCE
Семь тысячелетий назад древние египтяне уже умели танцевать, и это запечатлено на их фресках и стенах всех древних храмов. “До сих пор мы не знаем точно как танцевали древние египтяне, но мы можем предложить как они начинали танцевальную фразу и как заканчивали ее, черпая вдохновение и воображение нынешних египетских хореографов мы создаем движения и связки опираясь на то, что увидели на этих древних фресках”. (цытата из книги “Dance in Egypt” г-на Nabil Mabrouk – известного мастера – хореографа и лектора по истории восточного танца).

Табла
Невозможно представить себе Восток без арабского барабана, который называется Табла. Звучание этого инструмента можно услышать повсюду, где бы вы ни находились на Востоке: На улице, на базаре, в кафе, на корабле, на любой арабской свадьбе…..
Табла - самый популярный и известный арабский инструмент. Этот инструмент - сердце восточной музыки и танцев. Крайне любимый и обожаемый в России. Может быть, потому что звук этого инструмента напоминает биение сердца….Если говорить о точном его происхождении, то оно неясно. Кроме того, говорят, что табла была создана в Индии, и является индийским инструментом, но для того, чтобы миновать все эти споры, достаточно будет сказать просто и правильно – табла является инструментом Востока. Кстати говоря, самым известным музыкантом, который играл на табле, был Рави Шанкар.
Как мы уже и сказали, табла представляет собой барабан, и если вам довелось уже побывать, например, в арабских и других восточных странах, то наверняка вы слышали его звучание повсюду – и на улицах, и на базарах, и на кораблях, а также его нельзя не услышать на арабской свадьбе. Жители Востока очень любят танцевать под волшебные звуки этого барабана, и танец этот носит точно такое же название, как и инструмент, под который его исполняют – табла.

Танец с ПЛАТКОМ (шарфом)
Это один из самых театральных танцев, требующий актерского мастерства. Платок - это и фон, чтобы подчеркнуть красоту тела и движения. Это и то, что скрывает, чтобы потом открыть.
Танцовщице очень важно почувствовать платок не как часть костюма, а как часть своего тела.
Существует множество видов и форм платков: малайа, заливский и другие.
Шарф так четко ассоциируется с восточным танцем, что кажется, будто он был в нем всегда. Однако историки не могут найти древних корней у этого вида танца. Египтяне говорят, что шарф, возможно, вообще пришел из России. В 1940-х годах правитель Египта Фарух пригласил русскую балерину Иванову, чтобы та учила его дочерей искусству балета. Иванова научила известную египетскую танцовщицу по имени Самия Гамаль красивому выходу с шарфом и некоторым движениям с ним, и шарф прижился в Египте.Западные танцовщицы очень подробно работают с шарфом, кутаясь в него и соблазнительно раскрываясь. Жива в европейском сознании сказка: Восток, гарем, тела прекрасных женщин скрыты дорогими тканями... Сами египтянки используют шарф лишь для выхода на сцену, и через 30-60 секунд отбрасывают его в сторону. Западный стиль кажется восточной публике безвкусным и слишком напоминает стриптиз. Русские девушки работают в некой промежуточной манере.

Танец с ЦИМБАЛАМИ (Сагаты)
Цимбалы - это один из самых древних музыкальных инструментов в виде двух пар деревянных или металлических пластинок. Их звук танцовщица использует как музыкальное сопровождение к своему танцу.
Сагаты (или цимбалы) требуют хорошего знания традиционной музыки и ритмических рисунков. Сагаты - дальние родичи испанских кастаньет, только сделаны из металла. Исполнительница успевает не только танцевать, но и аккомпанировать себе звоном сагатов. Еще внести свой ритм в музыку можно играя на бубне или тамбурине.

Танец с САБЛЕЙ
Это довольно сложный танец. Очень интересно смотрится контраст: женственный танец живота и грозное холодное оружие восточных воинов. Впрочем, девушки не делают боевых движений с саблей, обычно ее используют для красивых балансировок на голове, животе или бедре.
Людям нравится верить, будто когда-то в древности женщины, сопровождавшие мужчин в военных походах, по ночам в шатрах развлекали их танцем с оружием. Западные исследователи снова спускают нас на землю. Дескать, все пошло от картины французского ориенталиста XIX века Жерома, где была изображена девушка с саблей в танцевальной позе. Мы, конечно, будем думать как хотим, но должны знать, что ни в Египте, ни в Турции, ни в Ливане сабля не пользуется большой популярностью у танцовщиц. Зато есть мужской танец с саблей, где саблей машут, но никогда не балансируют ею ни на голове, ни на других частях тела.

Танец с ОГНЕМ
Продолжение культа огня. Могут использоваться свечи или лампы с ароматическим маслом. Как правило, танцуют с толстыми яркими свечами. Прекрасно также смотрится в танце лампа со свечой, напоминающую лампу Аладдина.

Танец со ЗМЕЕЙ
Менее распространенный танец – танец со змеей. С таким “атрибутом” танцевать довольно-таки сложно. Требуется большое умение, храбрость и опыт обращения со змеей.
Змея может составить девушке компанию в танце. Чтобы увидеть, как это выглядит, можно обратиться к фильму "От заката до рассвета", где Салма Хайек танцует с питоном-альбиносом. Конечно, это снова придумал падкий на мелкие эффекты Запад. Возможно, когда у нас тоже будет так много танцовщиц, что им придется соревноваться за рабочие места даже такими средствами, змеи тоже получат некоторое распространение.

SAIDI ORIENTAL
В Египте живет много народностей, но самые горячие и опасные люди Египта - это Народ Саиди. Живут они вдоль Нила от города ASYUN до города ASWAN, в Южной части Египта. Мужчины этой области Египта очень любят красивые усы. Они их специально выращивают и холят, потому что большие и длинные усы это признак благополучия и богатства, особенно если к усам прилагается оружие, золото и 4 жены.………… Есть поговорка, которая звучит так: Самый красивый (крутой) мужчина на свои усы может посадить Орла.
Саиди - этим словом обозначают все, что имеет отношение к области Саид в Египте. Стиль Саиди можно танцевать с тростью и без нее.
Asaya: Асая - арабский термин трости. Этот танец пришел из Южного Египта из региона, под названием Саид или Верхний Египет. Традиционно в этой местности мужчины носили с собой длинные палки из бамбука, которые использовали в качестве оружия. Постепенно сложился особый мужской танец -Тахтиб, в котором имитировалось сражение на палках. Женщины переняли манеру танцевать с тростью, но сделали танец более легким и игривым, и сделали отдельный стиль-ракс эль асая(танец с тростью)

Магия завораживающих движений, стать, грация, томная нега и страсть, все это – восточный танец, с триумфом покоривший многие европейские страны. Произошло это еще и потому, что сегодня bellydance доступен практически всем женщинам, посещающим современные фитнес-клубы. В настоящее время и домохозяйки, и бизнес-леди понимают, что раскрепощенная пластика, походка, осанка, наконец, просто хорошее настроение в нашей жизни важнее всего. А понять свое тело и почувствовать себя женственной и желанной помогают именно восточные танцы.

Немного истории

Родина танца живота – древний Египет. Согласно легенде, танец живота зародился и исполнялся только в храме богини любви и плодородия Изиды. Позднее танец начали воспринимать не как священный ритуал, но как зрелище, услаждающее взгляд. По свидетельствам историков, завоевавшему Египет Наполеону местная знать преподнесла в качестве подарка четыреста танцовщиц, которым пришлось развлекать французских солдат. Возможно, тогда и зародилась традиция преподносить арабский танец в подарок.

Впоследствии танец живота вобрал в себя элементы цыганских и испанских танцев, движения рук стали более выразительными, а сам танец – более динамичным и сложным. Переосмыслив сакральное значение танца, его последователи считали, что исполнение движений приносит счастье и удачу. Существует несколько стилей танца живота: египетский, ливанский, турецкий, но современные преподаватели предпочитают объединять различные стили, чтобы сделать каждый урок разнообразным и доступным даже для новичков.

Особенности техники

Танец живота включает в себя три части: таксим, собственно танец и тряски. Таксим – это медленная часть танца. Танцовщица совершает движения телом, практически оставаясь на одном месте. Сам танец исполняется под более быструю музыку, состоит из множества арабесок и волн. Тряски – это мелкие быстрые движения, которые создают эффект вибрации живота или ягодиц, хотя происходит это за счет движения коленей. При выполнении трясок необходимо соблюдать постоянный ритм.

Особенности преподавания танца в фитнес-клубе заключаются в том, что принципы построения связок и объяснения движений взяты из аэробики, только урок строится на базе техники классического беллиданса. Занятие идет нон-стоп. Люди не останавливаются ни на секунду в течение часа, не забывая, что танец – это прежде всего аэробная нагрузка. А чтобы не запутаться и войти в правильный ритм, связки и объяснения строятся от простого к сложному. Тогда даже новички не чувствуют себя «чужими на этом празднике жизни», и могут все повторить.

Конечно, раскрепощение в танце живота — дело самое сложное. Но, преодолевая свою «закостенелость», мягко работая над собой без насилия, с любовью к собственному естеству, растворившись в настроении танца, мы постепенно меняемся и внутренне. Все начинается с принятия себя и, в первую очередь, особенностей своей фигуры и внешнего облика. А именно это осознанное отношение составляет основы женского очарования и привлекательности.

О формировании фигуры

Здесь не стоит питать иллюзий: занимаясь только bellydance, ты не похудеешь автоматически и не создашь совершенную фигуру. Да, танец — это самое естественное из занятий, но при этом довольно однотипная нагрузка. Мы не можем задействовать в танцах все группы мышц, необходимые для сбалансированной, гармоничной нагрузки на весь организм. Например, в восточном танце практически не работает задняя поверхность бедра, ягодичная мышца, не нагружается трицепс, то есть задняя часть руки… Поэтому, если ты хочешь иметь гармоничную фигуру, мышцы дополнительно необходимо подкачивать. К тому же быть худой совершенно необязательно: тело должно быть, главное – чтобы при танце «играли» мышцы, а не жир. Но это достигается практикой.

П реимущества

Освоить основные движения танца не так уж сложно. Эффект же от них гарантирован. Занимаясь в клубе восточными танцами, женщины утверждают, что после каждой тренировки ощущают всю многогранность нагрузки на тело. Перечислим наиболее очевидные преимущества такой нагрузки.

Эффект:

Уже через месяц занятий значительно улучшается состояние позвоночника; женщины «выпрямляются», раскрываются, перестают сутулиться.

Причина:

Во время занятий не просто волей-неволей приходится держать осанку, но и совершать плавные прогибы и «волны», что благотворно действует на позвоночник. Помимо этого ощутимо развивается гибкость суставов, а это – залог молодости.

Эффект:

Занятия танцем живота благотворно сказываются на цвете лица.

Причина:

Дело тут в улучшении работы кишечника, который функционирует после занятий куда продуктивнее, чем без таковых.

Эффект:

Танец живота будит женственность, оказывает положительное влияние на репродуктивную функцию. Многие говорят, что занятия танцами живота помогают им справиться с дисфункцией яичников.

Причина:

В процессе танца увеличивается циркуляция крови, и особенно в органах малого таза. Выходят шлаки из организма, и, как следствие, проходит воспаление придатков. 6-12 месяцев занятия танцами живота избавляют от менструальных болей, из-за которых многим женщинам приходится сидеть на таблетках. К тому же, танец живота — это физическая нагрузка на те группы мышц, которые не задействованы в нашей повседневной жизни, но необходимы женщине для ее основной функции, данной ей природой — вынашивание и рождение здорового ребенка.

Ну и конечно, не забудем про самоощущение, радость, которую доставляет сам танец. Исполняемый под приятную восточную музыку, он требует ровного ритмичного дыхания, что позволяет снизить уровень стресса, потому что ритмичное дыхание воздействует на центры удовольствия и происходит выброс эндорфинов, повышающих настроение. И конечно же через танец можно научиться выражать свою чувственность. Ведь недаром профессиональные танцовщицы говорят, что в танце живота главное – не строгое следование канонам, а импровизация, эмоции и настроение.

Услышав словосочетание «восточные танцы», многие представляют себе ослепительно прекрасных женщин в ярких нарядах, окутанных успокаивающей туманной дымкой лампад и фимиамов. На протяжении многих веков эти гипнотизирующие движения являлись спутниками страсти, заключенной в скромность и простоту, которая свойственна всем восточным женщинам.

Пожалуй, можно с уверенностью утверждать, что восточные танцы являются самыми женственными и сексуальными, несмотря на то, что большая часть тела танцовщицы прикрыта одеждой. Очаровательная девушка, в процессе танца, раскрывает свою сексуальную энергию, и раскрепощается. На востоке существует мнение, что в процессе исполнения танца живота раскрываются 1 и 2 чакры, которые выпускают наружу всю нерастраченную энергию, и женщина избавляется от гинекологических заболеваний.

Однако этому есть и более научное объяснение. На самом деле, все движения, из которых состоят восточные танцы - вращательные, круговые, выпады вверх и наклоны вниз, в буквальном смысле «разгоняют кровь» и тем самым предотвращают возникновение недугов, связанных с ее застоем.

История восточных танцев

Если верить истории, восточные танцы были привезены в Европу кочевниками-цыганами, а уже потом, распространились по всей Азии. Именно поэтому, нельзя говорить о современных направлениях восточного танца как об одном целостном организме. На самом деле, это гармоничная совокупность элементов различных культур, которая создавалась на протяжении многих веков, для того, чтобы предстать в наши дни в своем законченном, идеальном варианте.

Существует легенда, согласно которой однажды, во время выступления танцовщицы, ей под одежду залетела пчела и, испугавшись, девушка стала вращать плечами и животом, чтобы прогнать насекомое, при этом, не прерывая своего выступления. И, как ни странно, зрители пришли в восторг от тех движений, которые им удалось увидеть.

Однако свою мировую известность восточные танцы начали обретать только в 20 веке, когда в Голливуде все поголовно начали увлекаться этим искусством. Одно за одним создавались различные телешоу и киномюзиклы, в которых принимали участие роскошные обольстительницы в ярких, сверкающих одеждах, но с обнаженным животом, томные манящие взгляды которых вводили джентльменов в ступор и не позволяли отвести взгляд.

И уже в 60-х годах минувшего века восточные танцы окончательно перестали быть «гаремными», и их начали преподавать практически во всех танцевальных студиях мира. И, безусловно, стали появляться различные стили, каждый из которых был результатом привнесение особых культурных элементов разных стран. В наши дни, самыми популярными считаются такие направления как:

* Baladi;
* Saidi;
* Ghawazee.

Все они, несмотря на огромное количество различий, предусматривают «работу» с мечами, палками и платками.

Существует еще одно, не менее привлекательное и очаровательное направление, которое носит название «Трайбл» - в нем используются музыка, движения и костюмы, которые взяты из различных эпох. Именно поэтому, у танцовщицы есть возможность подобрать облачение, которое будет самым выгодным образом выделять ее достоинства, но так, чтобы это не выглядело агрессивно и чересчур вызывающе, ведь первое о чем нужно помнить - восточный танец должен привлекать не откровенной сексуальностью, а скромностью и загадочностью.

Польза восточных танцев

Современные ученые с уверенностью утверждают, что восточные танцы оказывают самое позитивное воздействие на женский организм. А все за счет того, что выполнение движений способствует усилению кровообращения в органах малого таза и помогают сохранить здоровье и устойчивость всем отделам позвоночника. К тому же, они служат превосходным способом профилактики осложнений, которые часто возникают при родах.

Также, стоит отметить, что психологи считают танец живота одной из самых действенных практик, направленных на приведение души и тела к полной гармонии.

1. Существует более пятидесяти разновидностей восточных танцев, среди которых выделяются даже особые направления - ливанская школа, египетская, турецкая и прочие.

2. Не нужно путать сценический стиль «кабаре», который показывают нам в голливудских фильмах с истинными фольклорными направлениями, такими как белади, саиди, халидки, дабка и нубия. Сценический стиль танца живота сформировался в процессе слияния двух культур - восточной и западной, и этот «синтетический» ансамбль стал популярен во всем мире благодаря своей сравнительной простоте движений и понятной, даже непрофессиональным танцовщицам, технике.

3. Создательницами современного танца живота принято считать трех великих женщин - Тахию Кариока, Бадию Масабни, Самию Гамаль. Все они снимались в голливудских фильмах и, в рамках своих ролей, часто должны были исполнять восточные танцы.

4. Колоссальный вклад в развитие танца живота внес Махмуд Реда - человек, который за свою жизнь поставил множество прекрасных танцевальных номеров. Он, также, придумал несколько направлений, самым известным из которых стал Александрийский танец, который сейчас известен во всем мире. В состав его труппы, в свое время, входили такие звезды как Фарида Фахми и Ракия Хассан. Многие сравнивают деятельность Реди с тем вкладом, который внес в развитие российских танцев Игорь Моисеев.

5. Танец живота могут исполнять не только женщины, но и представители сильной половины человечества. Еще со времен Османской империи существуют такие стили как танура и танхиб, которые были созданы специально для мужчин.

6. Стиль костюмов для исполнения восточных танцев постоянно меняется. Вопреки всеобщему мнению, не существует никаких определенных законов, все зависит от моды. «Стандартный» комплект, состоящий из широкой юбки, лифа и пояса постепенно уходит в прошлое. В наши дни, танец живота часто исполняют в брюках, или коротких юбках, к которым прикреплены специальные «погремушки», призванные не только создать определенное звучание во время танца, но также выделить и подчеркнуть ритм, которого придерживается танцовщица.

Восточный танец так привлекателен для европейского человека своей экзотичностью и эротичностью. Он приобретает в последнее время все больше поклонников и поклонниц, которым дает прекрасную возможность отвлечься от повседневных забот и погрузиться в сказку, а так же является отличным способом для поддержания фигуры.

В настоящее время увлечение танцами живота популярно среди женщин всех возрастов и находится просто на пике популярности. В спортивных клубах появляется все больше групп занимающихся арабик-фитнесом и другими направлениями классического восточного танца. Этот танец привлекает к себе сложившимся растиражированным с экранов телевизоров заманчивым стереотипом о восточных красавицах.

История возникновения. Бытует красивая легенда о происхождении танца живота. Однажды под одежду молодой танцовщицы залетела пчела, она перепутала, аромат благоухающего цветка с ароматом эфирных масел которыми было умащено тело танцовщицы. Чтобы избавится от навязчивого насекомого, девушка стала извиваться всем телом: энергично крутила бедрами и делала частые движения животом... но действительно ли так случайно появление в этнической культуре множества восточных народов танца живота? Давайте пронаблюдаем за его увлекательной и красочной историей.

Исследователями было обнаружено, что между большинством движений восточного танца и движениями женщин во время родов существует поразительное сходство, что свидетельствует об основной функции поддержки деторождения. И ведь, правда, на востоке, где девочек выдавали замуж в совсем еще юном возрасте, в первую очередь обучали танцу живота. Особенность этого танца состоит в беспрерывной динамике напряжения и расслабления некоторых мышечных групп - это и помогает женщинам во время родов синхронизировать родовые схватки и значительно облегчить болевые ощущения во время родов, увеличивается подвижность суставов и пластичность таза.

Восточные танцы имеют много корней. Подобный вид танца существовал еще до появления ислама и христианства. Свидетельства о нем были обнаружены на фресках древних храмов Западной Азии, там сохранились символические изображения танцующих людей. В древнеегипетских храмах так же были найдены, подобные фрески и их возраст датируется 1000 лет до Рождества Христова. Они расцениваются как описание древнего ритуального танца, который исполняли на древних празднествах, призывая силы природы повысить урожай и рождаемость.

Цыганские племена оказали немалое влияние на танец живота . Они путешествовали по Ближнему Востоку и Европе и на какое-то время осели в Испании. Далее легко прослеживается сходство между народными ближневосточными и индийскими танцами, на пример современный танец фламенко произошел от древних ближневосточных танцев.

В исламских странах, традиционно существовали гаремы, и танец приобрел акцент, направленный на соблазнение. Танец живота помогал женщинам завоевать внимание мужа. Так образом формирование танца живота происходило на протяжении нескольких веков. И каждая из восточных национальностей и стран привносила в него что-то свое. Существуют свидетельства того, что искусство восточного танца, перемещаясь вместе с восточными племенами еще 3,5 тыс. лет до н.э. пришло и к древним славянам. Там он имел ритуальное значение, жена в годовщину свадьбы танцевала его для мужа, символизируя свою не проходящую молодость.

Примерно за 300 лет до появления христианской религии ритуальный вариант подобного танца начал свое обратное путешествие в Азию. Он вновь видоизменился и попал в Турцию на Аравийский полуостров («араби»). Восточный танец 400 лет сохранял свое сакраментальное значение как «танец , предназначенный единственному любимому мужчине», а в последствие некоторые из танцовщиц начали исполнять его за вознаграждение. В это время ритуальный танец постепенно теряет свое эзотерическое значение и в последующие столетия становится известен во всех без исключения странах Востока, а так же в Японии, Индии, Африке и Европе. Так за танцем повсеместно укореняется название «арабский».

В XIX в 80 годах он получает в Европе широкое распространение, танцовщицы исполняют его в длинных платьях, а на бедра повязывают платок, чтобы подчеркнуть их. Танцевальный образ сменился гораздо позже, с появлением Голливуда. В кино танцовщицы оголяют живот и танцуют в витиевато расшитых в лифах и поясах на талии. Позже египетские танцовщицы опустили пояс с талии, на бедра открыв пупок. Все это помогало лучше рассмотреть движения.

В XX веке в Египте появляются исламские настроения, и к танцу живота отношение становится очень строгим. Но на Ближнем Востоке успевают образоваться новые танцевальные центры, ими стали Бахрейн и Ливан. В это же время в Турции танец живота превращается скорее в стиль кабаре, костюмы там стали самыми откровенными.

В настоящее время в мире существует 8 крупнейших школ арабских танцев: египетская турецкая, таиландская, иорданская, пакистанская, ботсванийская, бутанская и аденская и еще много других более мелких.

Танец - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Возможность проявить свои таланты, показать свою индивидуальность, а кроме этого укрепить здоровье, сделать движения более пластичными, гибкими. С самого маленького возраста человек начинает реагировать на музыку. Ребенок хлопает в ладошки или притопывает на месте, услышав зажигательную мелодию. Это говорит о том, что предрасположенность к занятию танцами есть у каждого человека. А вот как этот талант будет развиваться и в чем в итоге проявится - дело другое.

Они не зависят от веяний моды

Существует огромное разнообразие танцевальных направлений. Как меняется мода на одежду, так же меняется мода и на танцы, но есть такие, которые существуют уже несколько веков и менее популярными от этого не становятся. Такими можно назвать бальные, народные и Для детей они имеют намного большее значение, чем просто выполнение определенного набора движений, за которыми приятно наблюдать со стороны.

Несомненные преимущества

Современные родители утверждают, что восточные танцы для детей - это возможность сформировать фигуру, правильную форму позвоночника, развить силу, ловкость, выносливость, а также укрепить характер. Специфические движения особенно полезны девочкам: они не только научатся правильно чувствовать музыкальный ритм, но и раскроют свою природную женственность. Тонкая талия поклонницам этого направления танцев обеспечена.

Выбор родителей и детей

Еще совсем недавно это направление было новым для жителей нашей страны, однако сегодня, отвечая на вопрос, какое направление танцев вы бы выбрали для себя или своего ребенка, все большее количество голосов отдают за восточные танцы. Для детей это возможность весело провести время, приобрести новых друзей, надеть невероятно красивое платье на выступление, для родителей - уверенность в крепком здоровье своего чада, возможность укрепить силу его характера, сделать более уверенным, ну и, конечно, дополнительный повод для гордости.

Культура целой страны

В странах Ближнего Востока и Северной Африки женские танцы - это целое направление культуры народа. Наука, как танцевать восточные танцы, для детей начиналась с самого раннего возраста. Кроме культурного наследия, это имело и другое не менее важное значение. В этих странах основным и порой единственным предназначением женщины является рождение и воспитание детей. Для материнства играет большую роль то, как развиты мышцы малого таза и пресса. Именно на тренировку этих областей в первую очередь направлены восточные танцы. Для детей нашей страны вопрос о материнстве с такого раннего возраста не ставится, но укрепление общего состояния здоровья, которого возможно добиться в результате регулярных занятий, не помешает ни одному ребенку.

Отличный вариант психотерапии

Все мы знаем о существовании так называемых переходных периодов в развитии личности. Связанные с осознанием себя как индивидуума, с изменением окружения (детский сад - школа), пониманием многих вещей, которые приходят с возрастом, в психике ребенка происходят очень важные процессы. И именно от того, как они пройдут, зависит то, какое место займет в дальнейшем человек в обществе, каких результатов в жизни добьется, каким он будет - смелым и уверенным в себе или скованным, зажатым тихоней. Восточные танцы для детей - это, прежде всего, возможность сделать периоды взросления более сглаженными, избежать конфликтов в подростковом возрасте, понять девочке преимущества своего тела, научиться не стесняться его. Отдав своего ребенка на такие занятия, родители смогут увидеть, как прямо у них на глазах из маленького неоперившегося и порой нахохлившегося птенца вырастает прекрасный лебедь, с гордой осанкой и знающий себе цену.

Мечта для маленькой принцессы

Особое внимание привлекают костюмы для восточных танцев. Для детей надеть такое платье - просто мечта. Дорогие шелка, струящиеся линии, камни, стразы, блестки - не это ли мечта маленькой принцессы Востока?

Уроки восточных танцев для детей включают в себя базовые элементы, однако даже простые постановки в исполнении юных дарований приводят в восторг. Известно, что чем младше ребенок, тем более пластично его тело, поэтому отдавать детей на занятия советуют как можно раньше. Но восточные танцы для детей и в этом вопросе уникальны. В каком бы возрасте ни началось обучение - результат все равно будет потрясающий. Возможно, именно этим объясняется такая популярность выбранного направления танцев.

Если о том, чтобы записать ребенка в кружок, мечтают только родители, а чадо категорически против, попробуйте небольшую хитрость. Почитайте вместе сказки Востока, посмотрите соответствующие тематике мультфильмы. Вполне вероятно, что девочка заинтересуется тем, как танцевать восточные танцы. Для детей, да и для взрослых тоже, очень важно верить в сказку, а такие танцы позволяют не только в нее поверить, но и полностью окунуться.