Либеральные реформы 60 70 годов

К 1860-м гг. Россия коренным образом изменилась. В 1861 г. Александром II было отменено крепостное право - в стране стало много свободных крестьян, обедневших помещиков, росла численность городов и строились новые города. Всё это требовало проведения новых реформ и изменений. Своеобразной компенсацией правительства дворянству стало проведение земской реформы органов местного самоуправления, позволяющая участвовать в этих органах представителям всех сословий, однако главная роль принадлежала дворянству. В городах также были созданы новые органы местного самоуправления - Городские думы и управы. Все эти органы решали вопросы сельского и городского хозяйства, а также актуальные проблемы населенных пунктов. Еще одной великой реформой стала судебная реформа Российской империи, которая вывела российскую судебную систему на качественно новый уровень. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

В итоге Александр II провел реформу органов местного самоуправления - земств. По идее правительства к участию в органах местного самоуправления должны были быть привлечены все слои российского общества. Однако на деле главную роль играли дворяне, так как они потерпели наибольшие убытки в ходе проведения крестьянской реформы и власти хотели отчасти компенсировать им убытки. Кроме того, правительство Александра II было уверено, что участие в хозяйственной жизни регионов поможет отвлечь наиболее радикальные силы российского общества от разрушительной для государства деятельности.

1 января 1864 г. императорским указом было введено Положение о губернских и земских учреждениях. Право принимать участие в земских органах имели исключительно мужчины, которые избирались по трем куриям. Первая курия - это землевладельцы - наиболее богатые люди, вторая - городское население, третья - вольные крестьяне, которые получили право представительства в земских органах. Деньги на земскую деятельность должны были собирать с помощью специального налога, который вводился на всё недвижимое имущество в уездах на заводы, участки, дома (рис. 2) и т. д.

Рис. 2. Завод в России XIX в. ()

Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы - это земские собрания, которые собирались раз в год. На них присутствовали депутаты - гласные, выбранные от трех курий. Распорядительные органы собирались на короткий срок для решения наиболее важных хозяйственных проблем региона. В остальное время действовали исполнительные органы земств - земские управы. Они были гораздо меньше по численности депутатов, однако земские управы были постоянно действующими органами местного самоуправления, которые решали ежедневные вопросы населения.

Земства занимались достаточно широким кругом вопросов. Они строили школы и больницы (рис. 3), занимались их обеспечением, создавали новые пути сообщения, решали вопросы местной торговли (рис. 4). В сферу ведения земств входили также благотворительность, страхование, ветеринарное дело и многое другое. В целом стоит сказать, что сделано земствами было много. Даже противники реформ Александра II признавали, что старый чиновничий аппарат местного самоуправления не смог бы решить так много вопросов, как это сделали новые земские органы.

Рис. 3. Сельская школа XIX в. ()

Рис. 4. Сельская торговля в XIX в. ()

В 1870 г. по образцу земской была проведена и городская реформа органов местного самоуправления. Согласно ей старые городские власти были заменены новыми всесословными думами и управами. Теперь к управлению городом могли быть привлечены жители всех социальных слоев. Это заставляло власти бояться новых городских органов самоуправления и жестко их контролировать. Так, городской глава мог быть назначен только с согласия министра внутренних дел или губернатора. Кроме того, эти два чиновника могли наложить вето на любое решение Городской думы (рис. 5).

Рис. 5. Городская Дума XIX в. ()

Участие в органах городского самоуправления могли принимать мужчины не моложе 25 лет, обязательно платившие налоги в казну. Городские думы решали ряд вопросов, касающиеся развития города: предпринимательская и торговая деятельность, благоустройство, содержание полиции и тюрем.

Городская реформа стала важным этапом на пути развития российских городов в целом.

В условиях пореформенной России появилось огромное количество свободных людей, при этом дезориентированных, не понимающих, как жить в стране. Перед правительством Александра II встала серьезная проблема судов. Старые суды Российской империи были изрядно коррумпированы, власть в них принадлежала представителям дворянства или местной администрации. Всё это могло привести к глубоким социальным потрясениям.

В связи с вышеперечисленными обстоятельствами одной из самых системных и последовательных реформ Александра II стала судебная реформа. По замыслу этой реформы создавались два типа судов: общие и мировые.

Мировые суды действовали в городах и уездах. Они рассматривали мелкие гражданские и уголовные дела. Мировые судьи (рис. 6) выбирались деятелями Городской или Земской управы. Они были единоличными вершителями правосудия на своем участке и всеми силами старались решить проблемы между жителями своего населенного пункта полюбовно.

Рис. 6. Мировой судья ()

Общие суды делились на окружные суды и судебные палаты. Они располагались в губернских городах и решали большое количество вопросов. В окружных судах рассматривались гражданские, уголовные и политические дела. Важной отличительной особенностью окружных судов было присутствие в них присяжных заседателей. Это были люди, которые методом жребия выбирались из числа простых горожан. Они выносили вердикт: виновен обвиняемый или нет. Судья же лишь определял меру пресечения в случае его вины либо отпускал невиновного человека на свободу.

В случае недовольства приговором осужденный мог подать апелляцию в Судебную палату. Верховной инстанцией российской судебной системы стал Сенат, куда можно было подать апелляцию, если была жалоба на действия Судебной палаты. Также Сенат осуществлял общее руководство судебной системой Российской империи.

Кроме всего прочего, в судебной системе произошли и другие изменения. Например, появились такие должности, как прокурор, который возглавлял обвинение, и адвокат, который защищал интересы подсудимого. Проводились судебные заседания впредь в атмосфере гласности: в зал суда допускались представители прессы и любознательные граждане.

Всё вышеперечисленное сделало судебную систему России более гибкой.

В целом можно сказать, что судебная система России после реформы Александра II стала наиболее эффективной и самой передовой в мире. Городская и земская реформы органов самоуправления также позволили государственному управлению страны выйти на новый, качественный уровень.

Список литературы

  1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1964.
  2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  3. Лонская С.В. Мировая юстиция в России. - Калининград, 2000.
  4. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  5. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П.Титова. - М.: Проспект, 1998.
  6. После реформ: правительственная реакция // Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1997.
  1. Российское военно-историческое общество ().
  2. History.ru ().
  3. Grandars.ru ().
  4. Studopedia.ru ().

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте земскую реформу органов местного самоуправления. Каким образом она проходила? На что повлияла данная реформа?
  2. Как проходила городская реформа органов местного самоуправления? К чему привела данная реформа?
  3. Как изменилась судебная система Российской империи после проведения судебной реформы 1864 г.?

Земская реформа была проведена в 1864 году . В рамках реформы устанавливались земства в уездах и губерниях. В земствах были исполнительные органы в лице управ и законодательные – в лице собраний. Во главе земства стоял губернатор, который занимал выборную должность. Благодаря этой реформе в России появилось местное самоуправление, и «местный» уровень перестал зависеть от центральной власти.

Судебная реформа была проведена также в 1864 году и установила современный образ судебной системы. Согласно реформе, старые суды были отменены, а вместо них теперь были мировые и коронные суды, где рассматривались дела любых сословий. Был введен принцип публичности и гласности, стороны состязались, а судьи стали независимыми. Плюс, появился суд присяжных.

Военная реформа реализовывалась дольше всего, в период с 1862 по 1874 годы . В рамках реформы появились военные округа, было проведено перевооружение, солдаты получали военное образование. А также была введена всеобщая воинская повинность – после 20 лет все должны были служить в армии.

Крестьянская реформа началась в 1861 году и продолжилась до 1907 года. Данная реформа подразумевала перевод крестьян из зависимого положения во временнообязанное с обязательством выкупа, и наделением «наделами». С этого началась борьба с крепостным правом.

Реформа 1861 года сделала крестьян свободными, разрешив важнейшую проблему российской действительности, но, в то же время, она сохранила множество следов старой системы, которые могли стать помехой на пути экономического развития страны. Изменение правового положения столь большой группы населения не могло не затронуть всех сторон жизни России. Поэтому освобождение крестьян должно было быть дополнено рядом других реформ. Прежде всего это коснулось местного управления, к участию в котором правительство попыталось привлечь общественность. В результате осуществления земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформ были созданы выборные органы самоуправления. Имея сравнительно широкие полномочия в сфере экономического развития, просвещения, здравоохранения и культуры, земства, в то же время, не обладали какими-либо правами в политической жизни. Государство также стремилось не допустить координации деятельности земств, опасаясь возможной самоорганизации их в общественное движение. И все же, при всех ограничениях, налагаемых на работу земств, они сыграли весьма заметную роль в развитии российской провинции. Не менее решительные изменения произошли благодаря судебной реформе (1864 г.). Она, пожалуй, более всего выбивалась из традиционных рамок российской политической системы. Всесословность, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства, участие присяжных заседателей - все эти принципы решительно рвали с традиционными устоями старой судебной системы. Поэтому, несмотря на ряд последующих ограничительных актов правительства, судебная система стала первым и, пожалуй, единственным в России полностью независимым от государства институтом. В направлении либерализации общественной жизни развивались и другие шаги, предпринятые государством: смягчение цензурных правил (1865 г.), предоставление автономии университетам (1863г.) и даже военная реформа (1874 г.), в результате которой были не только введены всеобщая воинская повинность и сокращение сроков службы, но и предприняты попытки гуманизации армии. Таким образом, реформы 60 - 70-х гг. XIX в. внесли огромные изменения в жизнь страны. Они позволили России выйти из затяжного и глубокого кризиса, заметно ускорили ее развитие, как в социально-экономическом, так и в политическом отношениях. В то же время, она явилась лишь первым шагом на достаточно длительном пути, ведущем к новой модели государственности в России. Хотя абсолютизм явно исчерпывал свои возможности и ему все чаще приходилось идти на уступки общественности, делал он эти движения весьма неохотно, как правило, под давлением снизу. Поэтому успех реформ 60 - 70-х гг. не получил должного завершения в виде постоянного движения к полной демократизации общества. Будучи консервативным вариантом ответа на вызов времени, реакцией "сверху", реформы не удовлетворяли общественность и вызывали все новые попытки давления на власть с целью осуществления новых либеральных преобразований. Отказ же правительства пойти на эти изменения приводил к усилению радикализма в общественном движении, что, в свою очередь, создавало условия для нового нарастания кризиса. На противоречия, не разрешенные реформами 60 - 70-х гг., накладывались новые, порожденные пореформенной действительностью и, тем самым, усиливали конфликтность в Российском государстве. Революции удалось избежать, но не удалось предотвратить ее в будущем.

Земская реформа 1864 г. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Мед. помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.

1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.

Распоряд-ми органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания созд. три избир. съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.

Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либер. помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.

Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния “третьего элемента”.

Городская реформа 1870 г. В 1870 г. по типу Земской была проведена городская ре-форма7"0на заменила прежние сословные думы, созданные в соответствии с “Жалованной грамотой городам” 1785 г., всесословными выборными городскими учреждениями - городскими думами и городскими управами.

Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии . Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней представителей крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии.

Городское общественное самоуправление ведало решением хоз. вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и пром-ти, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т.д.

Деят-ть городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля, за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие. Тем не менее, при всей своей ограниченности, городская реформа была шагом вперед по сравнению с дореформенной организацией городского управления времен Ек II. Она, как и земская реформа способствовала приобщению широких, слоев населения к решению вопросов управления что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общ-ва и правового государства.

Судебная реформа 1864 г. Наиболее последовательным преобразованием А II была судебная реформа, проведенная на основе новых судебных уставов, принятых в ноябре 1864г. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: формальном равенстве всех сословий перед законом; гласности суда; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; выборности некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов - мировые и общие.

Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Они выбирались уездными земскими собраниями, а в столицах - городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз - не ниже среднего образования и владения недвижимостью на сумму не менее 15 тысяч рублей или 400 десятинами земли. При этом судьи получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9000 рублей в год,

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты

Окружной суд назначался императором по представлению министра юстиции и рассматривал сложные уголовные и гражданские дела, Рассмотрение уголовных дел происходило с участием 12-ти присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной личной характеристикой, проживавший в данной местности не менее двух лет. Устанавливался также довольно значительный имущественный ценз - владение недвижимым имуществом на сумму не менее 2 тысяч рублей. Списки присяжных утв. губернатором.

Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата. Причем, апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась.

Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника (т.е. с VIII класса табели о рангах). Такие дела приравнивались к гос. преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Реформа устанавливала гласность судебных процессов, которые стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общественный интерес. Принцип состязательности сторон обеспечивался присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищавшего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности.

И хотя новая судебная система еще сохраняла ряд феодальных пережитков (существование особого волостного суда для крестьян, суды для духовенства, военных и высших чиновников), тем не менее, она была самой передовой.

План-конспект урока истории в 8 классе

Тема урока: Либеральные реформы 60-70-х гг.

Цель урока :

1. Сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX века:

изменениях в системе местного управления;

основных положениях земской и городской реформы;

функции органов местного самоуправления;

сущности судебной реформы;

основных направлениях военной реформы;
изменения принципа комплектования армии;

реформировании начальной и средней школы;

введения университетской автономии.

2 .Продолжить формирование навыка работы с документами, умения анализировать, находить причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, давать собственную оценку историческим событиям.

3.Формировать активную жизненную и гражданскую позицию.

Основные понятия : земство; куриальная система выборов; имущественный ценз; возрастной ценз; гражданское общество; правовое государство; суд присяжных; мировой суд; всеобщая воинская повинность; университетская автономия.

Основные даты : 18 июня 1863 г. - новый Университетский устав; 1 января 1864 г. - «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»; 20 ноября 1864 г. - издание Судебных уставов; 16 июня 1870 г. - Городовое положение; 1 января 1874 г. - Устав о воинской повинности.

Персоналии : Александр II, Д. А. Милютин.

Оборудование урока: документы учебника, рабочая тетрадь, презентация .

План урока :

1. Реформа местного самоуправления.

2. Судебная реформа.

3. Военная реформа.

5. Значение либеральных реформ 60-70-х годов XIX в.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

    Работа с индивидуальными карточками

1.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы: А) Во время разработки проектов Крестьянской реформы в 1859-1861 гг. авторы отдельных проектов предлагали разные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости.

По каким основным вопросам проявлялись противоречия при подготовке Крестьянской реформы 1861 года? Как были решены эти вопросы при проведении реформы 1861 года?

2). Назовите причины проведения Крестьянской реформы 1861 года?

3). Охарактеризуйте по пунктам историческое значение реформы 1861г.

    Работа у доски с терминами и датами

Термины: рескрипт, временнообязанный, Уставная грамота, отрезок, выкуп, Редакционные комиссии.

Даты: манифест об отмене крепостного права, работа редакционных комиссий,рескрипт Назимову.

    Опрос по параграфу 20.

Подготовка крестьянской реформы

Основные положения крестьянской реформы

Значение отмены крепостного права.

    Фронтальный опрос

1.Что даровала реформа 1861 г. крестьянам?

(личную свободу)

2.Какие крестьяне считались временнообязанными?

(не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы)

3.Что такое отрезки?

(часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой)

4.К прогрессивным чертам крестьянской реформы можно отнести:

(освобождение крестьян с правом иметь промыслы, заключать сделки, покупать землю)

3.Изучение нового материала

1. . Реформа местного самоуправления (земская и городская)

Отмена крепостного права привела к необходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственной жизни.

В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выполнявшие функции распорядительных органов, и земские управы - исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели (только мужчины) делились на три курии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (городская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В земские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сословий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы.

земства

земское собрание земская управа

(распорядительный (исполнительный орган,

орган, из представи- работал 3 года, избирался

телей всех сословий земским собранием)

в лице депутатов,

работал 3 года).

В ведении земств находились вопросы местного значения:

> строительство и содержание дорог на местах;

> открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

> оказание продовольственной помощи населению в неурожайные годы;

> оказание агрономической помощи крестьянам;

> сбор статистических сведений.

Значение создания земств

1.Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве.

2. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппозиционной силой бюрократии и самодержавию.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владельцы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В общественном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались политикой.

городское самоуправление

городская дума городская управа

(распорядительный орган, (исполнительный орган)

состоит из выбранных депутатов)

городские думы и управы ведали

в основном хозяйственными вопросами:

> благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

> организация местного здравоохранения, открытие больниц;

> забота о народном образовании, открытие школ;

> открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

> содержание полиции, тюрем;

> организация противопожарных мер;

> занятие благотворительностью.

Значение создания органов городского самоуправления

1.Способствовали приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления.

2.Складывалась предпосылка для формирования в России гражданского общества и правового государства.

2. Судебная реформа.

По настоянию общественности в 1864 г. правительство провело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессивные юристы. До реформы суд в России был сословный, тайный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.

В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принципах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, состязательный, независимый суд, предусматривалась выборность некоторых судебных органов.

Были учреждены две системы судов:

> мировые - суды, которые рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела с иском до 500 рублей, они создавались в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сенатом;

> общие - окружные суды, создававшиеся обычно в пределах губерний, и судебные палаты, объединявшие несколько судебных округов. Окружной суд назначался императором и решал сложные уголовные и гражданские дела. Судебная палата разбирала апелляции, должностные преступления чиновников и политические дела. Если решение принималось с участием присяжных заседателей, то оно считалось окончательным. Если без них - то оно могло быть обжаловано в судебной палате. Высшей инстанцией являлся Сенат. Он рассматривал апелляции на решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, если эти решения нарушали законный порядок судопроизводства.

Судебная реформа была наиболее последовательной и прогрессивной из всех реформ этого периода. Большую популярность в обществе получили выдающийся русский юрист А. Ф. Кони, специалист по уголовному праву Н. С. Таганцев, адвокаты Ф. Н. Плевако, В. Д. Маклаков. Неоднократно судьи оправдывали подсудимых даже по политическим делам. Правда, оставались отдельные суды для духовенства, военных и высших чиновников. Но вскоре народных судей и следователей стали отстранять от ведения политических дел, следствие по ним все чаще переходит к жандармским органам.

Система судов по новым судебным уставам (1864 год)

СЕНАТ

(Высшая судебная инстанция)

Мировой суд Общий суд

(рассматривал мелкие уголовные и

гражданские дела; создавался в окружной суд судебная палата

городах и уездах;мировой судья (члены данного суда (рассматривала

вершил суд единолично; судьей мог назначались импера- апелляции по

стать «местный житель» с 25 лет; тором; рассматривали поводу решений

для судей устанавливался высокий уголовные и сложные окружного суда и

образовательный и имущественный гражданские дела с дела о должностных

ценз). участием 12 присяжных преступлениях

в возрасте от 25 до 70 лет). чиновников).

Новое судопроизводство означало:

> одни и те же суды рассматривали дела всех граждан, независимо от того, к какому сословию они принадлежали;

> суд проходил открыто, отчеты о процессе могли печататься в газетах;

> вводился состязательный процесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;

> присяжные заседатели, выбиравшиеся от всех сословий (кроме рабочих и прислуги), - 12 человек определяли виновность или невиновность подсудимого;

> меру наказания определяли судья и два члена суда, а к смертной казни могли приговорить только специальные органы

(военный суд или Сенат);

> судьи назначались правительством, но уволить их можно

было только по суду - это важнейший принцип судебного

устройства, принцип несменяемости судей.

3.Военная реформа .

Поражение России в Крымской войне показало, что необходимо реконструировать всю военную систему. Комиссия «для улучшения военного дела» была создана еще в ходе войны. Однако к преобразованиям наделе приступили лишь в 1861 г., когда военным министром стал Д. А. Милютин, высокообразованный и прогрессивный деятель. Военная реформа проводилась до 1874 г.

Милютин исходил из принципиального положения о необходимости сокращения армии в мирное время и ее значительного увеличения во время войны за счет обученных резервов. Были реформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открыты военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, созданы Военная юридическая и Морская академии.

В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все мужчины без различия сословий, достигшие 20 лет, годные к службе по здоровью. Срок службы в армии был значительно сокращен: вместо 25 лет в пехоте - 6 лет, во флоте - 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, единственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил в армии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Для имеющих высшее образование служба составляла полгода, для выпускников гимназий - полтора года, для окончивших городскую школу - до трех лет, для получивших начальное образование - до четырех лет.

Была изменена система военного управления: в России вводилось 15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру. Были отменены телесные наказания, улучшено питание, переоборудованы казармы, солдат стали обучать грамоте. Происходило перевооружение русской армии.

Итог: В результате военной реформы Россия получила массовую армию современного типа.

4. Реформы в области просвещения.

Н ародное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).

19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

Система образования после 1864 года:

начальное образование среднее образование высшее образование

(начальные школы

различных типов: гимназии

государственные,

земские, церковно-

приходские, воскрес- классические реальные Университеты

ные; срок обучения- (обучение 8 лет, (обучение 7 лет, (1864г.- новый

3 года). готовили моло- готовили к раз- университетский устав,

дежь для пос- личным отраслям который восстановил их

тупления в уни- промышленности автономию).

верситеты). и торговли; доступ

в университеты для

их выпускников был

закрыт).

Принимали детей всех сословий,

но была высокая плата за обучение

5.Значение либеральных реформ 60-70-х годов XIX в.

Воплощение реформы в жизнь проходило очень сложно. Реформы разрабатывали молодые либералы, а претворяли в жизнь старые чиновники-консерваторы. Александр II стремился корректировать реформы, чтобы сохранить социальную стабильность в стране.

Либеральные реформы стали крупным явлением в истории России, они изменили весь уклад жизни государства. Были созданы современные органы самоуправления и суда. Реформы способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности. Резко выросло гражданское самосознание населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение, улучшилось качество жизни. Россия сделала первые шаги в процессе создания цивилизованных форм государственности.

4.Обобщение нового материала.

Тестирование:

1) Какие из названных вопросов входили в число тех, которыми занимались земства?

а) вопросы сельского благоустройства и медицинского обеспечения;

б) законодательная деятельность;

в) передел крестьянской земли внутри общины;

г) судопроизводство.

2) Что из названного было результатом судебной реформы 1864 г.?

а) образован единый суд для представителей всех сословий;

б) помещики потеряли право суда над крестьянами;

в) ограничена состязательность судебного процесса;

г) присяжным заседателям передали функции адвокатов.

3). К правлению какого монарха относится понятие «эпоха Великих реформ»?

а) Александра I;

б) Николая I;

в) Александра II;

г) Александра III.

4) . Какое название получили выборные органы местного самоуправления, созданные в ходе Великих реформ 60–70-х гг. XIX в.?

а) волости;

б) магистраты;

в) земства;

г) ассамблеи.

5). Что из названного относится к последствиям реформ 1860–1870-х гг.?

а) ограничение самодержавия;

б) укрепление сословного строя;

в) развитие рынка вольнонаемного труда;

г) разрушение крестьянской общины.

6). Какие из перечисленных положений относятся к содержанию военных реформ 1860–1870-х гг.?
А) создание рейтарских войск
Б) деление страны на военные округа
В) введение всеобщей воинской повинности
Г) техническое перевооружение армии
Д) учреждение Военного министерства
Е) создание Генерального штаба.

5. Домашнее задание : § 21-22 (до «Претворение реформ в жизнь»).

Список литературы:

1.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России 19 век. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2012 г.

2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Поурочные разработки к учебнику История России 19 век. 8 класс». М., Просвещение, 2013 г.

3.Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина История сборник заданий. М., ЭКСМО, 2009 г.

4.Россия. Иллюстрированная энциклопедия. Редактор-составитель к.и.н. Ю. А. Никифоров. М., ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2008 г.

5.История в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов. Издание 2-е. Составитель А. С. Тимофеев. Санкт-Петербург, ООО «Виктория плюс», 2010 г.