Топ 10 лучших фильмов православных. Лучшие православные фильмы для взрослых и детей

Такая консервативная часть жизни, как религия, редко с распростертыми объятиями принимает нововведения. Учитывая тот факт, что Церковь не слишком радостно принимала книги, театр и музыку, стоит ли говорить о том, что кинематографу с его столетней историей, микроскопической в масштабах веков, пришлось особенно тяжело. Тем не менее все основные религии вынуждены были смириться с необыкновенной силой искусства, фильмы теперь получают благословление и одобрение высших церковных иерархов, а Ватикан к юбилею кинематографа даже издал список фильмов, которые считает достоянием человечества. Сегодня самое время оглянуться на те картины, которые религиозные организации считают достойными вашего внимания.

Даже как-то не очень ловко об этом говорить, но католический Ватикан посчитал классический немой фильм ужасов режиссера Фридриха Мурнау «Носферату» вполне богоугодным зрелищем. Мурнау планировал перенести на экран чрезвычайно популярный роман Брэма Стокера о графе Дракуле, но приобрести права на экранизацию не смог, а потому изменил имена героев и детали сюжета. Роль жуткого монстра-кровопийцы Орлока сыграл Макс Шрек, создавший канонический вампирский образ, находясь в кадре всего 9 минут из полуторачасового хронометража. Немигающий стеклянный взгляд вампира пробирал зрителей до мозга костей, однако Ватикан посчитал, что картина вполне достоверно демонстрирует победу сил добра над смертью и мраком.

Одна из самых масштабных постановок немецкого экспрессионизма, многослойная антиутопия «Метрополис» также получила лестные отзывы ватиканского верховенства спустя семь десятков лет после выхода на экраны. Девиз, поставленный в виде эпиграфа режиссером Фрицем Лангом, прекрасно вписывается в нормы христианской морали, да и любой религии вообще: «Посредником между головой и руками должно быть сердце». Множественные метафоры фильма, такие как создание человека-робота, падение вавилоноподобного Метрополиса, восстание условных рук против разума, превосходно считываются, несмотря на то что фильм подвергся множественным переделкам. Сегодня миру снова доступна полная, почти трехчасовая версия картины, которая в полной мере отображает взгляд на мир Фрица Ланга.

Внимательные читатели вспомнят, что картина Карла Теодора Дрейера фигурировала у нас совсем недавно в противоположном списке - топе картин, Церковью не одобряемых. Действительно, первоначальный выпуск картины в прокат католическим верховенством был резко осужден, Церкви не понравилось приземленное изображение святой мученицы и очеловечивание символа, который стал олицетворением сопротивления несправедливости на долгие времена. Позднее религиозные догматики сменили гнев на милость и даже посчитали, что Рене Фальконетти, исполнившая роль Орлеанской Девы, придала образу необходимые для наилучшего понимания верующими черты характера. Религии тоже нужны герои, почему бы не воспользоваться предоставляемой кинематографом помощью?

Кадр из мультфильма "Фантазия"


Несколько странно видеть в числе фильмов, на которых стоит штемпель «Одобрено Ватиканом», анимационную картину, но кто мы такие, чтобы обсуждать решения Папы? Вряд ли можно назвать другой мультфильм, оказавший на историю кино такое влияние, «Фантазия» Уолта Диснея - безусловный шедевр на века. Музыкальная лента, основанная на произведениях Петра Чайковского, Поля Дюка, Игоря Стравинского и других великолепных композиторов, раскладывается на несколько составляющих и при этом остается неделимым целым, что тоже весьма живописно характеризует крупнейшие религии мира. Сейчас в это сложно поверить, но главным героем ленты вполне мог стать не Микки Маус, а гном из «Белоснежки», ведь популярность классического мышонка сходила в конце 1930-х на нет. Чутье Диснея не подвело - смена ведущего персонажа сыграла ленте только в плюс.

Если главный новогодний телевизионный фильм России никак с религией не связан, то в англоязычных странах в канун Рождества принято смотреть «Эту замечательную жизнь» - картину в высшей степени богоугодную. Главный герой ленты Фрэнка Капры, отчаявшись, решает свести счеты с жизнью в самый канун Рождества, но силами посланного ему в помощь ангела-хранителя обретает понимание, что его существование не так уж и бесполезно. Жизнеутверждающая лента с момента своего выхода в прокат стала служить маяком для всех утративших силы в борьбе с проблемами, герои превратились в культовых, а сюжет с проносящейся перед глазами жизнью теперь используется повсеместно. Сам Капра «Жизнь» считал лучшей картиной в своей карьере, а Ватикан предпочел эту ленту всем другим рождественским историям.

Церкви довольно непросто угодить, даже снимая фильмы на религиозную тематику. Еще меньше шансов имеют фильмы, основанные лишь на каких-то деталях Ветхого и Нового Завета, тем не менее от «Бен-Гура» отмахнуться не смог даже могущественный Ватикан. Роман американского писателя Лью Уоллеса экранизировался неоднократно, но наибольшего признания добился пеплум Уильяма Уайлера. Эпическая история лишь косвенно касается событий Писания, сосредотачиваясь на быте современника Спасителя, скитальца и мученика Иуды Бен-Гура, но при этом фантастически точно передает переломный момент жизни всего человечества - неотвратимое приближение суда Пилата и распятия Христа. Картина первой в истории кино получила 11 золотых статуэток «Оскар» и надолго стала недостижимой вершиной жанра.

Наряду со «Сладкой жизнью» картина Федерико Феллини «Восемь с половиной» сегодня считается вершиной творчества знаменитого итальянского режиссера. Забавно, но неразрывно связанный критиками тандем этих двух фильмов религиозными лидерами разносится на противоположные полюсы восприятия - «Сладкая жизнь» долгое время была запрещена Церковью, а «Восемь с половиной» признан Ватиканом одним из шедевров мирового кино как воодушевляющее произведение искусства. Сам того не подозревая, Феллини задал своей лентой сразу несколько кинематографических течений, которые впоследствии были использованы Тарковским, Бергманом и Антониони. Процесс творения, чудо возникновения авторского полотна, продемонстрированные в картине, стали образцом авторского кино и бескомпромиссных решений на съемочной площадке.

Купить
билет

Удивительное единодушие проявили католическая и православная церкви в отношении исторической драмы Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Лента, которая не только рождалась в муках, но и два десятка лет не могла попасть на экраны страны, в которой и для которой была снята, рассказывает в нескольких, казалось бы, не связанных новеллах жизнь Руси начала XV века. Ушедший из монастыря иконописец Андрей Рублев бредет по средневековой Руси, демонстрируя нравы и быт современников. Попутно подвергается испытанию вера талантливого, но необыкновенно ранимого человека. Впервые в советском кинематографе столь пристальное внимание было обращено к истории, религии и вере, лента вызвала огромный интерес по всему миру и была признана одной из лучших картин на религиозную тематику.

Сопротивляться Черным монолитам космической фантастики Стэнли Кубрика не смогли даже религиозные деятели. «2001: Космическая одиссея» - колоссальное полотно, прыжок в будущее, технологический, социальный и, безусловно, духовный. Разбору философской составляющей романа Артура Кларка и основанной на нем ленты Кубрика посвящены тома исследований, но главные слова о внутреннем мире фильма говорит сам режиссер: «Сердцем фильма является понятие Бога». Обычно придирчивые к тому, как Бога демонстрируют на экране, католики не смогли предъявить Кубрику никаких претензий - в фильме высшая форма сознания продемонстрирована в виде калейдоскопа цветов и геометрических фигур. В то же время автор затрагивает тему Мессии, но в такой форме, какая устроила представителей всех религий.

Сколь жесткой ни была бы конкуренция между различными мировыми религиями, некоторые лидеры политической и общественной жизни, повлиявшие на историю всего человечества, становятся почитаемыми символами для всех сторон. Индуист Махатма Ганди, руководитель и идеолог движения за независимость Индии от Британской империи, стал образцом деятеля для всех стран. Картина Ричарда Аттенборо «Ганди», где заглавную роль сыграл Бен Кингсли, наиболее полно и глубоко раскрывает образ одного из величайших борцов за свободу XX века. Ненасильственное сопротивление, провозглашенное Ганди и его сподвижниками, до сегодняшнего дня служит примером для множества правозащитников и активистов, а его действенность признается всеми государственными и религиозными лидерами.

Оставить без внимания такой пласт истории, как покорение Нового Света, было бы непростительной нашей ошибкой, ведь вместе с жаждущими золота конкистадорами и отвоевывающими себе земли поселенцами Атлантику преодолели и иезуиты, несущие свет христианской веры индейцам Центральной и Южной Америки. Лучшей картиной об этом кровавом и неспокойном отрезке истории Ватикан, ревностно относящийся к миссионерам, признал ленту Ролана Жоффе «Миссия». Картина и впрямь весьма атмосферная и впечатляющая, в первую очередь благодаря прекрасным Роберту Де Ниро и Джереми Айронсу, исполнившим главные роли. Борьба за неискушенные души индейцев-гуарани между испанскими и португальскими визитерами превратилась в противостояние, обагренное кровью священников.

Наиболее современным фильмом, удостоившимся места в списке Папы Римского, стала военно-историческая драма Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Ватикан не смутил тот факт, что главными героями картины стали сотни спасенных от неминуемой гибели евреев, а слоганом фильма стала цитата из Талмуда, свода иудейских правил: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир». Картина о немецком промышленнике Оскаре Шиндлере, несколько месяцев вызволявшем из концлагерей пленников и предоставлявшем им кров и работу, находилась в разработке долгие тридцать лет и, возможно, именно поэтому получилась столь дистиллированно точной. Лента не только получила множество наград и стала вершиной драматической карьеры Спилберга, «Список» стал еще и образцом мужества и веры в самом широком их понятии.

Столкновение религий всегда сопровождалось обильным кровопролитием и поломанными судьбами, к сожалению, сегодня мы не намного дальше ушли от своих предков, сражавшихся за веру тысячу лет назад. Конечно, времена изменились, но насколько хрупки эти изменения, можно увидеть хотя бы по фильму Владимира Хотиненко «Мусульманин». Проведший семь лет в афганском плену Николай принял ислам и вернулся в родную деревню истинным мусульманином. Необычное для русской глубинки вероисповедание сначала не вызывает никаких проблем, но постепенно непонятное для души русского человека отношение Николая к деньгам, работе, вере, алкоголю вызывает оторопь, а затем и враждебность. Одна из главных ролей Евгения Миронова и лучшая на сегодняшний день картина, связывающая православие и ислам, нечасто находящие точки соприкосновения.

Долгое время советское кино избегало любых религиозных поползновений, но и сменивший его российский кинематограф не слишком стремился к одухотворенности. Картина Павла Лунгина «Остров», главную роль в которой исполнил Петр Мамонов, стала настоящим открытием для зрителей, оказалось, что вера - это не только пузатые священники в позолоченных одеждах, ведущие службу в богатых храмах, но и скромные старцы, ведущие отшельнический образ жизни в практически непригодных для существования уголках страны. Инок Анатолий долгие годы кается за совершенный много лет назад грех и получает прощение тогда, когда уже почти отчаивается загладить свою вину даже истовыми молитвами и помощью ближним. Картина пришлась по душе православным священникам России и была ими рекомендована для ознакомления всем интересующимся вопросами подлинной веры и истинного раскаяния.

Разделила на два лагеря даже самую верхушку Русской Православной Церкви следующая совместная работа Павла Лунгина и Петра Мамонова - картина «Царь». Историческая драма, описывающая непростые отношения между Иваном Грозным и митрополитом Московским Филиппом, многими была принята в штыки, но все претензии в основном были обращены к тому образу царя, который на экране воплотил Мамонов. Куда меньше вопросов было обращено к Олегу Янковскому, для которого роль Филиппа стала последней в яркой жизни и биографии. Фантастический уровень актерского драматизма был отмечен и критиками, и зрителями, и священнослужителями, которые, даже несмотря на общее отрицательное отношение к фильму, признают, что столь точно и подробно верховные церковные чины в нашем кино еще никто не показывал.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Здесь вы найдете подборку лучших православных сериалов XXI века , которые хочется пересматривать.

На тему православия снято много замечательных фильмов, большая часть из них документальных или в виде интервью, где можно получить ответы на интересующие вопросы.

У художественных фильмов задача попроще — показать кусочек реальной жизни, привлечь внимание к эпизодам. Посмотрев со стороны на ситуацию, возможно даже примерив на себя, дать возможность душе встрепенуться и задуматься, а правильно ли я живу?

К проверке умственных способностей мы привычны с детства — упражнения для ума решаем постоянно, начиная со школы, а то и раньше.

А вот чтобы проверить чувствительность души, как раз отлично подходят художественные фильмы, своеобразный тест для души , после которого можно самому оценить степень ее очерствения. Примером такого теста можно смело назвать 12 жизненных новелл «Спас под березами» и односерийный фильм «Бабуся» .

У многих сложился стереотип, что если фильм православный, то обязательно грустный и хмурый. Данная подборка против такого стереотипа. Тут вы не найдете жизнеописания святых, сюда вошли фильмы об обычных людях с их ежедневными заботами, за которыми и о Боге некогда вспомнить.

Эту подборку объединяет то, что все сериалы с захватывающим сюжетом, добрым юмором и без морализаторства. А суть их прояснятся иногда после повторного просмотра. Все фильмы про нашу эпоху, исключением будет исторический сериал «Раскол «.

Перед показом художественных фильмов не будем нарушать традицию и разместим киножурнал . В него как раз и войдут неформатные ленты:

  • документальный фильм «Гибель империи» архимандрита Тихона (Шевкунова), взорвавший общество
  • Встреча с протоиереем Андреем Ткачёвым . Ответы на вопросы мирян

Киножурнал:

*** Гибель империи. Византийский урок *** (2008)


Те, кто успел родиться в СССР и поучиться в школе, подтвердит, что во всем школьном курсе истории не было даже упоминания и Византийской империи, которая просуществовала более 1100 лет — этим не может похвастать ни одна империя за всю историю человечества.

Причина крылась в том, что придя к власти, большевики начали писать свою историю с 1917 года. А уж упоминаний о сильной православной империи и быть не должно было.

После окончания этого документального фильма будет ощущение, как будто от тебя намеренно скрыли что-то жизненноважное. Ведь незнание и забывание истории приводит к ее повторению. А если предупрежден — значит вооружен.

Фильм в сжатой форме покажет подъем, расцвет и причины падения мощной империи. В фильме помимо показа истории событий, проводится параллель с историей России, которая стала приемницей православия.

Этот факт и другие, в частности кому понравится услышать, что цивилизованная ныне христианская Европа, грабила богатейшую империю почти 50 лет — вызвал бурные прения после фильма.

*** Протоиерей Андрей Ткачёв. Ответы на вопросы мирян *** (2016)

У протоиерея Андрея Ткачева можно получить четкие ответы практически по всем жизненно важным вопросам.

Нет, не так — правильнее будет сказать, у него можно услышать ответы на бытовые вопросы, с которыми сталкиваются большинство в обычной жизни. У него хорошо получается соединить учение веры во Христа с бытовыми «мелочами», с привязкой к нашему времени.

После его проповедей проясняется в голове и становится понятным, как поступать в затруднительных ситуациях. Можно смело назвать его православным психологом.

ТОП-7: Лучшие православные сериалы (2000-2016)

1 . Отец Матвей (2014)

Отец Матвей назначен на приход в тихом городке куда и приезжает жить. Как известно, в тихом городе водится полно всякого. Уж так получается, что он оказывается там, где что-то происходит, иногда раньше, чем сама милиция. Чем вызывает негодование, особенно когда пытается помочь в расследовании.

На этом фоне очень интересно наблюдать, как священник в миру общается с людьми, помогает им не только словом, но и делом. Этим он располагает к себе и становится по-настоящему нужным не только в церкви. Так постепенно растет число прихожан и заброшенная церковь оживает. Люди благодарны за то, что он делает. Показано, как он и его жена ведут хозяйство, воспитывают двоих мальчишек.

2. Раскол (2011)

Качественно снятый, исторический фильм о событии, которое внесло раскол в нашей церкви. Случилось это в 1653 году. Новый Патриарх задумал провести реформу в Церкви, очистить веру от проявлений язычества.

Столкновение интересов Царя, Патриарха Никона и протопопа Авакуума привели к расколу в церкви и гонениям. Фильм помогает разобраться в этой давней и малоизученной истории, восстанавливая ход событий и показывая, как утверждалось Православие на Руси.

3. Притчи (Беларусь, 2010-2014)

Притчи — короткие поучительные истории, всегда слушаются с большим вниманием, а тут такой подарок — не одна, а много и все в виде художественных сюжетов. Надо отдать должное, сняты они с добрым юмором, который помогает раскрыть их глубину. Удалось избежать морализаторства и на взгляд ребенка выглядят, как «Ералаш»для взрослых.

Не все знают, что притчи снимались в Минске, на базе Свято-Елисаветинского женского монастыря. Большинство актеров не профессионалы, а послушники и прихожане монастыря. И не смотря на это, а может и благодаря этому факту, истории получились очень правдивыми, трогательными и порой смешными. И самое главное, начинает раскрываться смысл Евангельских истин, которые нельзя понимать буквально.

4. Батюшка (2008)

История этого сериала необычна — как правило, в большинстве фильмов о церкви, главное действующее лицо — это священник. Здесь речь о неравнодушном человеке. 40-летний Роман провел большую часть своей жизни в море, боцманом на флоте. Холостяк по убеждению, привыкший к странствиям ненадолго приехал в свое село, где родился.

И чтобы не сидеть без дела, пока снова не уйдет в море, взялся восстановить Храм, разрушенный при большевиках. Сначала на него смотрят с недоумением, да и желающих помочь единицы. Постепенно к строительству ему удается привлечь местную власть и односельчан, которые пользуются авторитетом.

Сообща церковь восстановили, жизнь в приходе оживилась. Да и Романа снова ждет море. И уехал бы, если бы не влюбился. В итоге он принял решение остаться — женился на своей избраннице и принял сан священника — стал батюшкой.

5. Планета Православия (2008)

Это единственный документальный сериал. Его уникальность состоит в том, что — это Энциклопедия Православия. Живя в России, удивительно будет открыть для себя, сколько разных людей объединяет православная вера.

Оказывается, православные храмы можно найти по всему миру. В 12 сериях можно увидеть — Болгарию и Сербию, Сирию, Ливан и Грузию, Японию и Гонконг, Румынию и Албанию, Израиль и Синай, США, Польшу, Чехию и Финляндию, Тунис, Танзанию и Египет, Турцию и Кипр, Австралию и Индонезию, Грецию и Россию.

Удивительно узнать об особенностях соседства Православия в каждой из стран — с протестантами, католиками, лютеранами, мусульманами, евреями. Будет интересно увидеть и услышать об особенностях жизни приходов. Не смотря на немногочисленность приходов некоторых стран, постоянно появляются новые прихожане.

В записи этих фильмов принимали участие Патриархи и митрополиты перечисленных выше стран. Спокойная, неторопливая подача создает эффект присутствия. Это не сборник туристических путеводителей по достопримечательностям — здесь показана жизнь простых людей и как вера помогает им в повседневной жизни.

6. Охотники за иконами (2005)

В 1998 году был снят двухсерийный фильм «Сибирский Спас «(***) об уникальной иконе, которая уцелела и не попала в руки большевиков. И по неточным данным искать надо в глухой сибирской деревне, которая отрезана от мира и дорог к ней нет. Художник по прозвищу Бегун занимается поиском старых икон или «досок», как их зовут коллекционеры и скупщики. Финансовые трудности гонят его в Сибирь на поиски древней иконы.

Интересно наблюдать, как изменится человек все-таки попав в эту, нигде не обозначенную, деревню. И как икона оберегает себя и ее хранителей.

Сюжет этой истории вдохновил новых людей и через 7 лет появился уже сериал, который еще более детально рассказал об этой интересной истории.

7. Спас под березами (2003)

Этот замечательный сериал состоит из 12 отельных новелл, в которых идет рассказ о разных людях и их разных путях к Богу. Все дороги привели их в старый московский храм «Спас под березами». Разоренный окончательно при социализме, храм общими силами восстановили.

Возглавил его отец Георгий, бывший боевой летчик. Ему часто приходится искать нестандартные решения, чтобы выйти из ситуаций, кажущихся безвыходными. У него две взрослые дочери — одна взрослая, есть свой бизнес, а мужа нет, вторая помоложе, ищет себя и не знает кем стать, чуть в артистки не подалась. Интересно и порой не без улыбки, наблюдать, как они общаются в кругу семьи. Находят верные решения и выходы из затруднительных положений.

Примечательно, что рассказанные истории в каждой серии, часто далеки от церкви, да и герои многие не верующие люди, совершающие ошибки и подлости. Семейные сложности, непонимание граничат с любовью и силой духа. И когда не к кому пойти за советом, люди несут свои проблемы в храм.

*** Сибирский спас *** (2 серии, 1998)

Та самая история про художника (сериал «Охотники за иконами» ), ищущего по деревням старые иконы для продажи за границу. Когда легенда о древней иконе «Сибирский Спас» оказалась правдой, он чудом не погиб и оказался в глухой деревне староверов, увидел их уклад жизни и силу веру, понял, что хочет здесь остаться навсегда.

Если до этого дня вы все время откладывали регулярное чтение христианской литературы, то появились целых два повода для этого благодатного дела. Во-первых, 14 марта день православной книги . Праздник весьма молодой, введенный 4 года назад. А ведь чтение для христианина — важная часть духовной работы. И вот уже на днях начинается , прекрасное время для духовных подвигов!

Самой главной книгой для христианина должно быть, несомненно, Священое Писание. Кроме того, это святоотеческие труды, жития святых. Помимо этого, в последнее время на книжном рынке появилось очень много различных книг православных авторов. И, конечно, нужно помнить, что не все они одинаково ценны. Среди этих книг есть совершенно неправославные по сути, есть те, в которых подлинное православное учение перемешано с оккультными или псевдонаучными представлениями. У каждого человека есть свои любимые книги. По данным сайта lib.pravmir.ru мы предлагаем вам 10 самых читаемых современных книг , полезных в духовной работе.

1. — книга архимандрита Тихона Шевкунова. Издана в 2011 году. Книга вызвала большой интерес у читающей публики. Так, к октябрю 2012 года суммарный тираж книги составил один миллион сто тысяч экземпляров. Как рассказал сам архимандрит Тихон: «Практически все истории, которые вошли в книгу, я рассказывал на проповедях. Всё это — часть нашей церковной жизни».

2. последнее произведение православного автора Виктора Лихачева, ушедшего из жизни в 2008 году. Писатель не успел закончить свою книгу, но он надеялся, что каждый, кто прочитает ее, узнает в ней себя, почувствует ту безграничную любовь к России, к русской деревне, которую питал автор, впустит в свое сердце веру в Бога и надежду на то, что никогда не покинут нас Ангелы, наши небесные покровители…

3. «Пролог в поучениях на каждый день года» —книга составлена в 2007 году протоиереем ВикторомГурьевым. «Пролог» — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого «Пролог» украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовного совершенства и спасения души.

4. «Отец Арсений» — это книга, вышедшая из-под пера неизвестного автора, ярко показывает читателю торжество любви над злом, жизни над смертью.Отец Арсений являет собой образ святого старца - ревностного молитвенника, трезвящегося, кроткого, всецело вручившего себя в руки Божьи. Первые издания распространились по всей России и за ее пределами и сделали книгу «Отец Арсений» одной из самых любимых в православном мире.

5. «Душа после смерти» (О. Серафим Роуз) — наверное, нет такой книги, которая настолько наглядно, доступно и понятно раскрывает посмертный опыт человека и дает понятие об ангельском и потустороннем мире. Книга вместила в себя двухтысячелетний опыт святых отцов. У издания двоякая цель: во-первых, с точки зрения православного христианского учения о загробной жизни, дать объяснение современных «посмертных» опытов, возбудивших такой интерес в некоторых религиозных и научных кругах; во-вторых, привести основные источники и тексты, содержащие православное учение о загробной жизни.

6. «Пасха Красная» (Павлова Н.А.) — именно после этой книги автор получил широкую известность. Книге уже 11 лет, но она не теряет популярность. В ней повествуется о трёх Оптинских новомучениках - иеромонахе Василии и иноках Ферапонте и Трофиме. Это три совершенно разных человека, их пути к Богу были особенными. Подвижническая жизнь потрясает, многие читатели отмечают, что после этой книги сразу хочется посетить Оптину Пустынь.

7. «Кто услышит коноплянку?» (Лихачев В.В.)роман о Родине и о русской душе. Он ведет читателя дорогами русской провинции. Главный герой втянут в настоящие приключения: он несет чудотворную икону, уклоняясь от бандитской погони... А внутренне — проходит путь духовного возрастания: от неверия — к вере, от смятения — к благодатному покою, от душевной слепоты и глухоты — к прозрению и слышанию чуда Божия.

8. «Пути небесные» (Шмелев И.С) — роман о судьбах скептика-позитивиста инженера Виктора Алексеевича Вейденгаммера и верующей, кроткой и внутренне сильной Дариньки - послушницы монастыря, покинувшей обитель, чтобы связать свою жизнь с Виктором Алексеевичем. Через страдания и радости, таинственными и непостижимыми мирским разумом путями эти герои проводятся к Источнику Жизни. Внутренним сюжетом книги является «духовная брань» со страстями и помыслами, искушениями и нападениями тёмных сил.

9. «Начальник тишины» (Всеволод Фильпьев) — книга обращена к вечным вопросам — любви и ненависти, верности и предательства, правды и лжи. Герои книги решают эти вопросы неодинаково и подчас неожиданно. Остросюжетное, реалистичное повествование увлекает читателя в события, которые происходят зимой 2002 года в Москве и в Северной Америке. Вместе с героями читатель попадает в Санкт-Петербург XIX века и в исторические времена князей Бориса и Глеба. Повесть-притча рассчитана на широкий круг читателей, и каждый волен по-своему ее истолковать.

10. «Нам оставлено покаяние» (игумен Никон Воробьев) — письма, обращенные своим духовным детям, мирянам и монашествующим. Отец Никон назидает, наставляет, призывает к покаянию и терпению, показывает, что нужно делать, какие помыслы нужно держать, утешает, учит правильно относиться к скорбям: «О наших временах давно сказано Отцами, что люди будут спасаться только скорбями и болезнями. Здоровые да счастливые забывают о Боге, о будущей жизни: живут, словно вечно будут жить на земле и никогда не умрут. А скорби и болезни заставляют человека оторваться от земных интересов и обратиться к Богу... Покаянием, терпением и смирением спасайте души ваши».

Приятного чтения!

Молитва перед чтением духовных книг:

Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе Жития Святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и во спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь.

Вероника ВЯТКИНА

Фильмы, сюжеты которых для современного взгляда оказываются наполненными православными характерами, православной точкой зрения на описываемые события, как ни странно, снимались еще в «атеистическим» СССР. Безусловным православным шедевром можно считать «Рублёва» Тарковского. Или «Легенду о Святой княгине Ольге» Юрия Ильенко. Многие телезрители наверняка запомнили «Россию молодую» с Иваном Лапиковым в роли архиепископа Важского и Холмогорского Афанасия.

Большую роль в религиозном влиянии на советских граждан оказал и православно-исторический фильм Бориса Карпова «На поле Куликовом» . К несчастью, эта лента или так и осталась не оцифрованной или её просто очень сложно найти для просмотра онлайн.

Снятый в далеком 1987 году дипломный проект Дм. Золотухина «Христиане» (по повести Л. Андреева, переработанной ─ внимание! – начинающим кинематографистом Павлом Лунгиным), не смотря на декларируемую критику христианских догм тоже отличается евангельскими нотами в сюжете. Играющий в киноленте священника прекрасный актёр Н. Пастухов создал довольно ёмкий образ христианина, вынужденного участвовать в «бесовском» действии (суде земном).

Но наиболее ярким проектом на тему христианского мировоззрения в советском кинематографе остается дилогия Виктора Трегубовича «Хмель: Крепость» и «Хмель: Исход» . В дилогии рассказывается о судьбе спасенного старообрядцами декабриста. Староверы прямо заявляют бунтовщику из дворян: «а мы люди не русские и не православные, а истинные христиане». Конфликт между светским (декабрист А. Блока) и религиозным (отец Филарет Фёдора Одинокова) пониманием того, как можно улучшить мир раскрыт смело, без догматизма. Очень рекомендуем смотреть онлайн этот фильм.

Лучшие российские фильмы о православии

В том же 1991 году выходит и прекрасная картина Натальи Бондарчук «Господи услыши молитву мою» или «Просите и будет вам» (название для телепроекта) по рассказу Лескова, умело сплетённому сценаристами с «Житием » .

После перестройки: российские фильмы о православии

Десятилетие 1995 ─ 2005 года оказалось благодатным для кинокартин на религиозную тематику. Видимо, правильным является утверждение, что наибольшей свободы дух способен достигать в наиболее мрачные времена. В эту эпоху в создание фильмов еще не вмешивается государство с установками «свыше», да и Церковь более занята христианской документалистикой, а не насаждением догм.

На русский мгновенно дублируются зарубежные фильмы о Христе, о первых христианах и о христианстве в современном мире:

  • «Страсти Христовы» Мэла Гибсона.
  • «Авраам» с Ричардом Харрисом в главной роли (1994 г.).
  • «Бен-Гур» — сразу три версии, 1959, 2010 и 2016 годов.
  • «Пророк Моисей» 1995 г.
  • «Деметрий и гладиаторы» — картина о раннехристианских мучениках 1954 года.

И множество подобных западных картин: иногда очень полезных, с образовательной точки зрения, иногда ─ откровенных «поделок», которые вряд ли стоит смотреть вроде «Евангелия от Иоанна» Филиппа Сэвилла (2003 г.).

Но в России, благодаря деятельности церковных документалистов в этот отрезок времени появляются потрясающие фильмы о монастырях и святых обителях, причем как на территории бывшего СССР, так и за рубежом. Но особенно следует выделить документальные образовательные фильмы

  • «Святые »,
  • «Святитель Игнатий Бренчанинов»,
  • «Свято-Пафнутиев Боровский монастырь»…

Эти, а также другие документальные ленты тех лет нередко созданные на одном энтузиазме православных христиан, с малой финансовой, но богатой духовной поддержкой церкви стоит обязательно «отложить в копилку» для семейного просмотра онлайн на православных каналах ютуба.

«Остров» Павла Лунгина

В 2006 году выходит малобюджетный, но сразу же завоевавший огромное влияние на умы кинозрителей, до сих пор, увы, непревзойденный по остроте концепции и широте подвергающегося духовному осмыслению проблем фильм Павла Лунгина «Остров» . Несмотря на «военно-историческое» начало ─ предательство машиниста военного катера на Ладожском озере в году Великой Отечественной ─ эта небольшая, за малые деньги снятая картина и на сегодняшний день остается одним из самых христианских, православных фильмов.

В «Острове» нет прямого осуждения кого бы это ни было (даже предательства: человек после минуты слабости находит свой путь к Богу после покаяния) и чего бы это ни было: очень ярко в разговорах главного героя («старец» отец Анатолий в блестящем исполнении Петра Мамонова) с настоятелем отцом Филаретом, который ярко сыгран Виктором Сухоруковым.

Таким образом, в «Острове» затронуты не только тема измены () и последующего искупления, но и не очень охотно освещающаяся сегодня РПЦ тема отношения к «старчеству» как феномену русского православия.

Фильм совершенно (и неожиданно!) затмил сериал «Спас под березами» , вышедший несколькими годами ранее.

Именно грандиозный успех «Острова» в России ─ фильм покупали да DVD, переписывали на видеомагнитофоны, смотрели онлайн ─ кажется, повлиял на то, что этот шедевр в дальнейшем практически затопило половодье кинокартин на православную тематику.

После «Острова»: новые российские православные фильмы

После «Острова» наступило время «половодья» (иногда благодатного, иногда затопляющего и нечто разумное на заливных лугах кинематографии) отечественных художественных фильмов на православную тематику. Самому Лунгину, например, повторить успех «Острова» не удалось, хотя он и снял очень интересный фильм : о противостоянии митрополита Колычева — будущего Святителя Филиппа Московского и Ивана Грозного.

К сожалению, режиссер, возможно, консультировавшийся у богословов и историков православия, не смог достоверно отобразить эпоху. Как считают многие критики, характер царя Ивана постановщику тоже не удался, или Лунгин с Мамоновым намеренно превратили жестокого хитроумного политика в фигуру злодея из западного комикса. Зато созданный Янковским образ святителя митрополита, безусловно, получился очень достойным, картину обязательно надо смотреть хотя бы ради этого персонажа.

Другая беда поджидала создателей фильма «Орда» : режиссер А. Прокшин и сценарист Ю. Арабов смогли воссоздать эпоху «замятни» в Золотой Орде, период, когда монголы и татары, бывшие язычниками или христианами, стали безжалостно уничтожаться приверженцами ислама. Зато главная фигура митрополита московского (ведь фильм имел рабочее название «Святитель Алексий»), несмотря на все старания артиста Максима Суханова, стараниями сценариста получилась неубедительной. Сложно представить себе пинающего служку (единственного своего помощника в Орде) политика и мудреца, на себе узнавшего во время заточения литовцами в Киеве, что именно от подобных «служек» зависит его жизнь.

Тем не менее из числа художественных российских фильмов последних лет на православную тематику, «Царь» и «Орда» обязательно должны быть в десятке лучших.

ТОП лучших российских православных фильмов

Лучшие документальные православные фильмы последних лет можно найти на «церковных» каналах ютуба, таких, как:

  • Луч Православия.
  • Православие и современность.
  • Сила Веры.

Что касается наиболее значимых российских художественных кинокартин на православную тематику недавних лет, рекомендуем начать знакомство с предлагаемой вам десятки лучших.

  • «Остров», 2006, режиссер – П. Лунгин.,
  • «Поп» («Псковская миссия») режиссера Владимира Хотиненко,
  • «Раскол» ─ сериал от главного постановщика Николая Досталя,
  • «Орда», проект сотрудничества режиссера Александра Прокшина и сценариста Юрий Арабова.
  • «Софи» ─ фильм для самых маленьких от Ильи Литвака,
  • «Царь», второй фильм П. Лунгина, последняя роль Олега Янковского (митрополит Филипп),
  • «Спас под березами» Николая Эйдлина ─ о жизни и трудностях прихожан храма в небольшом населенном пункте.
  • «Монах и Бес» — еще один любопытный проект Н. Досталя.
  • «Чудо» («Стояние Зои») ─ получившая специальный приз Московского кинофестиваля полудокументальная кинолента, ставшая вторым проектом А. Прошкина (режиссура) и Ю. Арабова (сценарий) на ниве «православного кино».,
  • «Батюшка» ─ сериал Василия Мищенко, 2008 г.

Эти фильмы нужно смотреть обязательно. Интересные, но менее чётко раскрывающие тему картины тоже можно рекомендовать к просмотру:

  • «Пробуждение» режиссер К. Тищенко, 2014 г.
  • «За имя моё» ─ короткометражка Марии Мохар.

Самым маленьким зрителям может понравиться очень добрая серия мультфильмов о Георгии Победоносце, «Князь Владимир» (о святом Владимире и святой Ольге) и даже 3D мультипликация «Путешествие Серафимы» .

Полный список российских православных художественных фильмов вы можете найти на сайте «Православное кино»

Взрослым (желательно без присутствия у экрана маленького ребенка) очень рекомендуется посмотреть зарубежный фильм «Святой Августин» от канадского продюсера и постановщика, автора замечательного сериала про Жанну д’Арк с Лили Собесски, Кристиана Дюге. Тем же, кто не остался доволен тем, как в печально знаменитом «Викинге» раскрывается тема православия, можно смотреть на эту же тему картину Б. Мансурова «Сага древних булгар» (2005г.). Фильмы можно найти и посмотреть на любых кино сайтах.

Многие образованные люди сегодня отказываются от телевизора и предпочитают читать интересные книги. Современное телевидение действительно отупляет, но хорошие киноленты к этому не относятся. Они духовно обогащают человека, мотивируют задуматься и даже измениться. Посмотрите качественное православное кино — и вы в этом убедитесь. Предлагаем нашим читателям подборку из пяти художественных кинолент — от Тарковского до Лунгина.

Остров (2006)

Режиссер: Павел Лунгин

Длительность: 1:54:52

Мы так или иначе наслышаны о старцах, но представить себе, как выглядит или выглядела их повседневная жизнь, очень тяжело.

Православный фильм Павла Лунгина «Остров» рассказывает о судьбе юродивого Анатолия, уже более 30 лет проживающего в монастыре где-то на Севере. Он прозорливый, но за своими чудачествами пытается скрыть дар.

Люди, приезжающие к «прозорливому батюшке», принимают его за келейника старца. Отец Анатолий якобы ходит к старцу за советами, на самом же деле скрывает от всех свои дары. Он обличает беременную девушку, приехавшую получить «благословение на аборт», вдове рассказывает о том, что ее муж попал во время Второй мировой в плен и сейчас находится во Франции. Молитвой исцеляет мальчика на костылях и бесноватую дочку адмирала.

Как настоящий юродивый, отец Анатолий очень мудро обличает своих братьев. Его жизнь удивляет своей скромностью: спит в коптерке, прямо на угле, без постели, почти никогда не обедает вместе с братией, наедине просит Бога о прощении. В чем? Есть у отца Анатолия один грех, который не дает покоя. Не будем спойлерами, лучше сами посмотрите православный фильм «Остров», в котором главные роли исполнили Петр Мамонов (старец Анатолий), Виктор Сухоруков (настоятель монастыря — отец Филарет), Дмитрий Дюжев (монах Иов).

Фильм мотивирует задуматься над собственной жизнью.

Поп (2009)

Режиссер: Владимир Хотиненко

Длительность: 2:03:34

Режиссерская работа Владимира Хотиненко приоткрывает завесу над историей Церкви во время войны. В 1941 — начале 1944-го священники Прибалтики пытались возродить религиозную жизнь — действовала так называемая Псковская православная миссия.

Через историю одного сельского священника раскрывается судьба людей на оккупированных территориях. Война, разруха, у кого-то немцы убивают последнюю корову, в одной семье расстреливают девушку, сопротивлявшуюся насилию. Местный священник отец Александр вместе с матушкой содержат и воспитывают осиротевших детей. Среди них и девочка из еврейской семьи, уверовавшая и желавшая креститься (ее сыграла Лиза Арзамасова).

Но с приходом немцев связаны не только бедствия. Благодаря им возрождаются православные храмы. Христианская жизнь в селе налаживается, но ненадолго. Власть поменяется, и священнику придется пройти 30-летнее испытание в лагерях…

Фильм Хотиненко — это русское православное кино в рафинированном виде (христианская тематика тесно переплетается с историей Великой Отечественной войны). Но историки критикуют Хотиненко за поверхностность и тенденциозность. Зато широкому кругу зрителей, в первую очередь верующих, фильм понравился. Во многом благодаря глубоким переживаниям и хорошим актерам (Сергей Маковецкий, Нина Усатова, Лиза Арзамасова, Кирилл Плетнев, Анатолий Лобоцкий).

Излечить страх/Лука (2013)

Режиссер: Александр Пархоменко

Длительность: 1:47:10

Врач. Художник. Священник. Епископ. Святитель. Лука Крымский, в миру — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877-1961 гг.), в советское время известный как профессор, доктор медицинских наук, автор «Очерков гнойной хирургии» и лауреат Сталинской премии. Но это только одна сторона медали.

С другой стороны — православный святой, жертва сталинских репрессий, 11 лет пробывший в ссылках, епископ Православной Церкви, автор богословских трудов «Дух, душа и тело» и «Наука и религия».

Его жизнь, насквозь пропитанная антонимичной иронией, светским признанием и отвержением атеистической системы, выглядит словно православное кино.

Семейный врач и отец четырех детей после смерти жены становится священником и принимает монашеский постриг. Родившийся в солнечном Крыму, отбывает ссылку в Заполярье. За достижения в медицине получает Сталинскую премию, а за религиозные убеждения — путевку в сталинские лагеря. В своей медицинской практике излечивает многих от тяжелых глазных болезней, а сам в последние годы архиерейства теряет зрение, но все равно продолжает служить.

Невзирая на количество видеоработ о жизни святого и хирурга, именно кинолента Александра Пархоменко, в которой главные роли сыграли Виталий Безруков (святитель Лука) и Екатерина Гусева (преждевременно скончавшаяся жена Войно-Ясенецкого), заслуживает всеобщего внимания.

В первую очередь этот православный фильм высоко оценивается верующими, но «сомневающимся» и неофитам он также будет интересен.

За имя Мое (2005)

Режиссер: Мария Можар

Длительность: 0:27:45

Иногда кажется, что за 27 минут переживаешь полжизни. Если вам знакомо это чувство, то вы наверняка видели православный фильм «За имя Мое». Эта кинолента описывает жизнь послевоенного села. В центре действия — маленькая девочка-сирота. Она — дитя концлагерей. Мама родила ее от немецкого полицая во время заключения, а сама вскоре умерла.

Пятилетняя девочка не понимает, за что столько ненависти к ней: местные дети ее дразнят и избивают. Только священник, отец Александр, приютил ребенка. Когда батюшка спросил девчонку, как ее зовут, она искренне ответила: «Фашистка» (так ее дразнили ребятишки). По имени ее никто не звал.

После этого священник окрестил ее Анной — в честь мамы. Девочка впервые почувствовала, что ее любят и о ней заботятся: кормят, шьют платья, делают куклу из соломы…

Но приходит день, когда за священником приезжают. Отец Александр все спокойно принимает. Чтобы успокоить женщин, говорит, что едет за наградой. За какой наградой-то может ехать священник в то время? Но батюшка не обманул. За какой наградой? Если вы еще не догадались, вспомните, как называется этот православный фильм.

Название напоминает евангельское предостережение апостолов, которых ждут гонения:

…и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22).

Найдите в своем расписании 27 свободных минут и обязательно посмотрите фильм. Несмотря на некоторые ляпы и несоответствие исторической эпохе, аскетичность съемки и отсутствие известных актеров, лента заслуживает внимания. Сразу и не скажешь, что это не фильм маститого режиссера, а курсовая работа студентки ВГИК Марии Можар.

Андрей Рублев/Страсти по Андрею (1966)

Режиссер: Андрей Тарковский

Длительность: 3:26:50 (полная версия)

Уже исполнилось 50 лет после выхода шедевральной ленты Андрея Тарковского, что стала лицом православного кино и мирового кинематографа.

Тарковскому удалось снять не просто историческую драму, а фильм на века. Перед глазами читателя открывается мир средневековой Руси и мировоззрения главного героя. Достоверных фактов из жизни удивительного иконописца до наших дней дошло очень мало, но Тарковский пытается максимально раскрыть образ героя.

Из монологов Рублева (сыграл Анатолий Солоницын) мы слышим размышления о любви и святости, правде и грехе, временности и вечности.

На отдельные цитаты можно разобрать диалог Андрея Рублева и Феофана Грека (Николай Сергеев). А сцена распятия Христа, сознанием Андрея перенесенная из далекого Израиля в русскую заснеженную глубинку, вызывает, как минимум, глубокое эмоциональное переживание. Те, кто видел фильм, понимают, о чем речь. А тем, кто еще только собирается посмотреть, не станем спойлерить. Вы не пожалеете о потраченных трех часах.

Эту ленту вы наверняка увидите в любом списке православных фильмов. Но «Андрея Рублева» знают и ценят независимо от страны или религиозной принадлежности. Профессионализм и любовь к своему делу чувствуются в каждой мелочи. Кроме Солоницына и Сергеева, в фильме также снимались Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Бурляев, «засветились» Ролан Быков и Юрий Никулин.